Главные вкладки

    Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
    материал на тему

    Молчанова Любовь Александровна
    Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности, людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку и семье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

    (из опыта работы)

    Л.А. Молчанова, педагог-психолог

    первой квалификационной категории

    МДОУ «Детский сад № 15 компенсирующего вида»

    г. Заречный Пензенской области

    В условиях групп компенсирующей направленности, функционирующих в МДОУ «Детский сад № 15 компенсирующего вида» г.Заречный, оказывается комплексная психолого-медико-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, также нуждается в психологической поддержке.

    Изучением семей, воспитывающих ребенка с нарушениями развития, занимались К.Л. Белопольская, В.В. Ткачева, М.С. Певзнер, С.А. Игнатьева,                                   М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, М.М. Семаго,  Л.М. Шипицина и др. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья создает совершенно особую обстановку в семье. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей. Как следствие, у них формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей. Большинство семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Им необходимо общение с семьями, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, где не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.

    Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности, людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку и семье.

    На организационном этапе анкетирование выявило группу родителей, нуждающихся в психологической помощи и желающих участвовать в работе клуба. С помощью диагностических методик ("Опросник родительского отношения" А.Я.Варга, В.В.Столин, "Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии" Ткачева В.В., «Цветовой тест Люшера») были определены некоторые личностные особенности родителей, уровень тревожности, тип реакции на стресс, тип родительско-детских отношений.

    Авторитарной гиперсоциализации подвергают своих детей 17 % родителей, участвующих в работе клуба. Они стараются во всем навязать детям свою волю, пристально следят за их достижениями и требуют успеха, при этом не  учитывают  реальные  психофизические возможности ребенка  (Приложение 1, таблица 1).

    Как «маленького неудачника» воспринимают своего ребенка 33 % родителей. Они приписывают своему ребенку социальную несостоятельность, испытывают чувство досады и стыда из-за проявлений неуспешности и неумелости своих детей, стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    Симбиотические связи с детьми проявляются у 17 % родителей, которые стремятся удовлетворять все потребности ребенка, ограждать его от трудностей. При этом родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, который кажется им маленьким и беззащитным.

    У 8 % родителей во взаимодействии с ребенком доминирует «отвержение». Родители воспринимают малыша неприспособленным, неудачливым. На него направлены их раздражение и обида. Некоторые родители признались в беседах, что могли бы отказаться от ребенка.

     25 % родителей сотрудничают с ребенком, заинтересованы в нем, стараются помочь ему, переживают, сознательно занимаются его воспитанием и развитием.

    Более 50% родителей используют «неадекватные формы взаимодействия» с ребенком. Родители непоследовательны и непостоянны в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений. Непоследовательность родителя является следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку (Приложение 1, таблица 2).

    Тревожность при восприятии ребенка в данный момент свойственна 58 % родителей, причем 33% имеют высокий уровень тревоги. Им свойственны чувство вынужденности своего положения, загнанности в угол, переживание своей беспомощности, заниженная самооценка (Приложение 1, таблица 3)..

    Наиболее фрустрирующей для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья является ситуация восприятия ребенка в ближайшем будущем (обучение в школе). У 50 % родителей выявлен высокий уровень тревожности по отношению к данной ситуации. Тревога обусловлена сомнениями в своих способностях, неудачными попытками справиться с трудностями своими силами, связана с пугающим бессилием, опасением, что дальнейшая деятельность не имеет смысла, а окружающие не понимают и недооценивают.

    Качественная оценка всего диагностического материала позволила обобщить параметры воспитательского отношения родителей к детям и выделить две модели воспитания в этих семьях, а именно:

    - модель «сотрудничество», которая означает контакт и помощь родителя ребенку;

    - доминирующая модель «отказа от взаимодействия», которая свидетельствует об отвержении ребенка самыми близкими людьми.

    Вышеобозначенные особенности семей свидетельствуют о необходимости оказания им специальной психологической помощи не только в вопросах воспитания, но и в вопросах восприятия, принятия особого ребенка, взаимодействия с ним, в сохранении и поддержании психического и психологического здоровья членов семей, имеющих такого ребенка.

    Занятия родительского клуба были направлены на оптимизацию проблем личностного и межличностного характера, возникающих вследствие рождения и воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии. Главной целью являлось формирование у родителей позитивного восприятия ребенка с нарушениями развития. Для достижения поставленной цели реализовывались следующие задачи деятельности клуба:

    - психологическая поддержка родителей;

    - развитие у родителей потребности в психолого-медико-педагогических знаниях и желания использовать их в реальном взаимодействии с детьми.

    - формирование у взрослых адекватного отношения к ребенку с проблемами развития;

    - ознакомление  родителей с методами и приемами эффективного взаимодействия и общения с особым ребенком;

    - оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.

    Наиболее эффективной формой работы стали частично "открытые" группы, в которых не исключались из состава группы те ее участники, которые по уважительным причинам отсутствовали на некоторых занятиях. По количественному составу наиболее оптимальной была группа, состоящая из 10-12 человек. С учетом мнений родителей определили название родительского клуба – «Мы вместе», тематику, место, время и периодичность встреч. Заседания клуба проводили в виде цикла занятий, в соответствии с намеченным графиком (Приложение 2).

    Каждое групповое занятие состояло из нескольких этапов: разминка; основная часть; аутотренинг; различные формы релаксации, подведение итогов занятия.

    Родительский клуб позволил использовать такие активные формы работы, как занятия-практикумы, занятия-дискуссии, занятия с элементами тренинга, лекции-консультации при действенном участии родителей.

    Заседания родительского клуба предусматривали обсуждение определенных жизненных ситуаций, особо значимых для группы, проективное рисование, разыгрывание ролевых ситуаций, аутотренинг, музыкотерапию, использование техники позитивного мышления, различные формы релаксации.

    Рекомендации, обсуждаемые на заседаниях клуба, были собраны в тематические газеты, которые предлагались также на группах родителям, не участвовавших в работе клуба.

    На этапе оценки степени эффективности проведенной работы использовались объективные и субъективные критерии. К первым относятся: оптимизация результатов у отдельных лиц при повторном исследовании; стремление к перестройке неудовлетворительных родительско-детских отношений. Увеличился показатель социально желательного образа родительского отношения к ребенку - «кооперация» (58%), уменьшились показатели по шкалам: «маленький неудачник» (17%), отвержение (0%), авторитарная гиперсоциализация (8%) (Приложение 1, таблица 1).

    Родители, посещавшие заседания клуба, стали более последовательными в предъявлении требований, меньше прибегают к наказаниям своем ребенка и используют различные формы поощрения. Увеличилось число родителей, принимающих личностные качества и поведенческие проявления ребенка (Приложение 1, таблица 2).

    Диагностика с использованием «Цветового теста Люшера» показала, что занятия родительского клуба способствовали снижению уровня тревожности у 33 % родителей по отношению к своему ребенку на данный момент и 25 % - при восприятии ребенка в будущем (Приложение 1, таблица 3).  Изменилась и направленность личности родителей. Они стали более заинтересованы в социальных отношениях, эмоционально готовы к общению.

    На субъективном уровне результативность занятий оценивалась положительными отзывами родителей о проведении занятий, их содержании и конкретной пользе, получаемой от них.

    Таким образом, используя возможности родительского клуба, специалисты ДОУ оказывают существенную помощь и психологическую поддержку родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Приложение 1

    Сравнительные результаты диагностики

    Таблица 1.

    Результаты изучения воспитательских позиций родителей с помощью методики "Опросник родительского отношения"

    (А.Я.Варга, В.В.Столин) в начале и конце реализации

    цикла занятий родительского клуба

    Шкалы

    Изучаемый параметр

    Число / %

    начало

    конец

    1

    Принятие-отвержение

    интегральное, эмоциональное отношение к ребенку

    1/8 %

    -

    2

    Кооперация

    желание сотрудничать

    3/25 %

    7/58 %

    3

    Симбиоз

    межличностная дистанция в общении с ребенком

    2/17 %

    2/17 %

    4

    Авторитарная гиперсоциализация

    форма и направление контроля за поведением ребенка

    2/17 %

    1/8 %

    5

    Маленький неудачник

    особенности восприятия и понимания ребенка родителями

    4/33 %

    2/17 %

    Таблица 2.

    Результаты изучения воспитательских позиций родителей с помощью анкеты «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (B.B.Ткачева) в начале и конце реализации цикла занятий родительского клуба

    Шкалы

    Параметр

    Число / %

    начало

    конец

    1

    Эмоциональное принятие - отвержение ребенка

    отвержение ребенка

    2/ 17 %

    -

    2

    Рациональное понимание - непонимание проблем ребенка

    непонимание проблем ребенка

    4/ 33 %

    2/ 17 %

    3

    Адекватные - неадекватные формы взаимодействия

    неадекватные формы взаимодействия

    7/ 58 %

    4/ 33 %

    Таблица 3.

    Результаты изучения уровня тревожности родителей с помощью «Цветового теста отношений Люшера» в начале и конце реализации цикла занятий родительского клуба

    Фрустрирующая ситуация

    Число / %

    начало

    конец

    Всего

    Высокий уровень

    Всего

    Высокий уровень

    1

    Ребенок в настоящем

    7/58 %

    4 /33 %

    3/25 %

    1/8 %

    2

    Ребенок в школе

    9/75 %

    6/50 %

    6/50 %

    3/25 %

    Приложение 2

    Цикл занятий родительского клуба «Мы вместе»

    Тема

    Форма проведения

    1

    Мы вместе

    вводное занятие

    2

    Влияние родительских установок на развитие ребенка

    занятие-дискуссия

    3

    Мама всегда права?

    занятие– дискуссия

    4

    Мой послушный ребенок

    занятие-практикум

    5

    Мир детский - мир взрослый. В чем разница?

    занятие-практикум

    6

    Если ребенок не такой, как все

    лекция-консультация

    7

    Непоседа или когда ребенок сводит взрослого с ума

    занятие-практикум

    8

    Мне хорошо рядом с тобой

    занятие– дискуссия

    9

    «Игры, в которые играют…»

    занятие с элементами тренинга

    10

    Влияние семейных конфликтов на психическое самочувствие ребенка

    занятие-практикум

    11

    Принятие ребенка. Развитие навыков активного слушания

    лекция-консультация

    12

    Как научиться слушать и слышать

    занятие-практикум


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

    Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

    Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

    Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

        На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В ...

    Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

    В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

    Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

    Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. (из опыта работы воспитателя интегративной группы).

    Данная статья предназначенна для педагогов интегративных групп, дефектологов, тьютеров, людей, занимающихся воспитанием детей с ОВЗ. А так же работа посвящена вопросаминклюзивного образования и воспит...

    Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

    В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...