ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «КРУГ ДОВЕРИЯ» ДЛЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
рабочая программа по психологии

Баранова Елена Сергеевна

     Актуальность программы:

       Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка. Начиная работать с ребенком с ОВЗ, обследуя его, проводя коррекционную работу, постоянно ищешь контакт, какую-то невидимую нить с родителями больного ребенка. Ведь они первые помощники в реабилитационном процессе. Но чем ближе узнаешь этих людей, чем больше вникаешь в их проблемы, тем лучше понимаешь, как необходимы им поддержка и помощь.  Для ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому в нашем детском саду был создан кружок «Круг доверия», особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

     Понимание сути психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в наибольшей степени предполагает ориентацию на идею ведения, нахождения рядом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА

 ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «КРУГ ДОВЕРИЯ» ДЛЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

C:\Users\user\Desktop\конкурс\эмблема\images (3).jpg

Разработчик:

педагог-психолог

Е.С.Баранова

2022

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка…………………………………..
  2. Цели и задачи программы…………………………….
  3. Ожидаемый результат реализации программы……………..
  1. Содержательный раздел

2.1. Характеристика модели семьи ……………………………………

2.2. Формы, методы направления работы…… …………………….

    4. Литература………………………………………………

    5. Приложение………………………………………………

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

     Актуальность программы:

       Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка. Начиная работать с ребенком с ОВЗ, обследуя его, проводя коррекционную работу, постоянно ищешь контакт, какую-то невидимую нить с родителями больного ребенка. Ведь они первые помощники в реабилитационном процессе. Но чем ближе узнаешь этих людей, чем больше вникаешь в их проблемы, тем лучше понимаешь, как необходимы им поддержка и помощь.  Для ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому в нашем детском саду был создан кружок «Круг доверия», особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

     Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

     Понимание сути психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в наибольшей степени предполагает ориентацию на идею ведения, нахождения рядом.

  1. Цели, задачи и принципы программы.

Цели программы:

  • Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях воспитывающих детей с ОВЗ.
  • Установление связи между семьей и образовательным учреждением.
  • Формирование позитивного отношения к детям как высшей ценности человеческих отношений и к семье как наиболее целесообразной форме воспитания и жизнеобеспечения ребёнка.

Задачи программы:

  • Установление взаимодействия между педагогами и родителями в вопросе обучения детей с ОВЗ.
  • Разработка и осуществление действенных мер по стабилизации      семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее     благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности.
  • Организация всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Создание системы оказания психолого-педагогической помощи родителям.
  • Формирование навыков группового взаимодействия: правильного общения, обратной связи, уважения индивидуальности других, сохранение конфиденциальных фактов; развитие чувства открытости и доверия.

Принципы, применяемые в работе с семьёй:

•        Повышение её активной жизненной позиции.

•        Воспитание коммуникативной культуры.

•        Поддержка самореализации членов семьи.

1.3. Ожидаемые результаты реализации программы:

  • возрождение традиций семейного воспитания, утверждение
    здорового образа жизни;
  • улучшение микроклимата в семье;
  • обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
  • оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций;
  • повышение уровня психолого – педагогической культуры педагогов и родителей;
  • улучшение взаимодействия педагогов, воспитанников, родителей;
  • активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.

Сроки реализации: 2022 – 2023 учебный год.

В работе с семьёй необходимо, чтобы родители приняли общеобразовательное учреждение как дом, где хорошо и тепло их детям, и постоянно заботились бы об этом доме. А детский сад, в свою очередь помогла бы родителям установить со своими детьми такие отношения, чтобы каждый член семьи был самым любимым и самым необходимым. Мы признаём и всячески поддерживаем главенствующую роль семьи в воспитании детей.

    Таким образом, успех сотрудничества семьи и ДОУ обеспечивается благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений; умению педагогов и специалистов видеть сложные взаимоотношения в семье, деликатно их корректировать, гармонизировать. Принимая участие в кружке «Круг доверия», родители общаются и между собой, и с другими детьми, лучше понимают своего ребёнка, охотнее воспринимают советы и просто поддерживают друг друга в трудную минуту.

  1. Содержательный раздел.
  1. Характеристика модели семьи, воспитывающая ребёнка с ОВЗ

    Успешность и результативность деятельности по психолого-педагогическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, во многом зависит от той теоретической модели семьи, в рамках которой будут осуществляться ее анализ и диагностика. С нашей точки зрения, системная модель семьи наиболее эффективна и практична, так как позволяет специалистам по сопровождению сформировать целостное представление о структуре и характеристиках семейного пространства, дает в руки ориентиры для понимания и прогнозирования поведения членов семьи, позволяет точно выделять точки приложения сил по гармонизации  внутрисемейных отношений и, в конечном итоге, усиления коррекционно-развивающего потенциала.

В рамках системной модели любая семья может быть охарактеризована рядом параметров. Для диагностики семейных дисфункций и нарушений, нуждающихся в дальнейшей коррекции, выделяются следующие характеристики семьи как системы.

  • Стереотипы взаимодействия, определяющие диапазон поведения, требования
  • Семейные правила
  • Семейная история
  • Семейные мифы
  • Сплоченность
  • Гибкость
  • Границы
  1. Формы, методы и направления работы кружка «Круг доверия»

    Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

     Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

     Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Рис. 1 Функции специалистов сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ

 

  Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

     Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

     Направления воспитательной работы:

1.        Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ

2.        Поддержка и повышение социального статуса семей

3.        Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений    психологической защиты и самовосстановления.

4.        Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

5.        Оптимизация детско-родительских отношений

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

1. Индивидуальные формы работы.

1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как  процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования  возможностей развития и обучения ребенка.

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

2. Коллективные формы взаимодействия.

2.1. Общие родительские собрания.

- Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

- Решение организационных вопросов;

- Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

2.2. Групповые родительские собрания.

- Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- Решение текущих организационных вопросов.

2.3. “День открытых дверей”.

-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

2.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

- Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

- Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

2.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.

- Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

    Практическая деятельности кружка «Круг доверия» осуществляется с помощью группы следующих методов:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи.

3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Материально-техническое обеспечение:

- кабинет психолога;

- магнитофон;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- фонотека;

- детские песни из мультфильмов, музыка для релаксации;

- наглядные демонстрационные пособия;

- альбомы для рисования;

- карандаши, краски, фломастеры, клей, ножницы;

Кружок проводится 1 раз в месяц, всего 10 занятий по 45 минут.

ВЫВОД: Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

  Таким образом,  в результате посещения моего кружка «Круг доверия» в нашем детском саду, родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Рис. 2 Структура психологического занятия в кружке.

C:\Users\user\Downloads\19-1.jpg

  1. Литература
  1. Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
  2. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
  3. Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема психологической помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59;
  4. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. “Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10;

Приложение №1

Тематическое планирование кружка «Круг доверия»

№ занятий

Дата

Тема занятий

Цель занятий

Время работы

1

сентябрь

Зачем мы здесь собрались?

Знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.

45 минут

2

октябрь

А без друзей на свете трудно жить.

Осмыслить понятия «друг», «дружба», совершенствовать навыки общения и помощи.

45 минут

3

ноябрь

Общение в моей жизни.

Дать представление о значении общения в жизни человека.

45 минут

4

декабрь

Пусть каждый день приносит счастье

Развитие групповой сплоченности, формирование доверительной обстановки.

45 минут

5

январь

Общение без слов.

Развитие навыков невербального коммуникации, экспрессивности, умения расшифровать невербальные сигналы других участников общения.

45 минут

6

февраль

Поговорим…рисунками!

Интегрировать полученные навыки вербального и невербального взаимодействия с использованием арт-терапевтического метода.

45 минут

7

март

Наши эмоции и чувства.

Понять, что такое эмоции и чувства.

45 минут

8

апрель

Мы – команда.

Повышение заинтересованности участников группы в посещении занятий, сплочение группы.

45 минут

9

май

Конфликты и причины их возникновения.

Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.

45 минут

10

июнь

Подведение итогов.

Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы в кружке.

45 минут

Приложение №2

Занятие с элементами тренинга для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

«Пусть каждый день приносит счастье!»

Цель: формирование позитивного мышления, адекватной самооценки, благоприятных взаимоотношений детей и родителей.

Приветствие: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас в «Круге доверия». Сегодня мы хотели бы поговорить о счастье. Как вы думаете, что такое счастье? (ответы участников)

Также можно сказать, что счастье – это состояние внутреннего комфорта, который мы сами себе создаем. И нам очень хочется надеяться, что наша встреча поможет нам ощутить счастье.

Правила проведения нашего занятия таковы.

У нас сегодня нельзя: скучать, лениться, расстраиваться, обижаться, грустить.

У нас сегодня можно: веселиться, общаться, ошибаться, задавать вопросы, быть активным.

  1. Знакомство участников друг с другом.

Цель: знакомство участников друг с другом, развитие коммуникативных склонностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальностях.

Содержание:  Группа родителей и детей садятся за столы.

Психолог передает по кругу мяч и каждый ребенок, держа мяч, называет свое имя, родители представляются по именам отчествам.  Далее в зависимости от активности детей может быть повторено либо это же задание, либо каждый ребенок, называя свое имя, повторяет имена одного или двух предыдущих соседей.

Для того, чтобы мы лучше запомнили друг друга, мы сейчас с вами заполним визитки. Заполнение визиток.

  1. Упражнение «Цветик-семицветик».

Цель: обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств.

Содержание: Каждая пара (родитель и ребенок) получает цветок с семью лепестками, на каждом из которых сформулированы незаконченные предложения и оставлено свободное место для ответов.

Прежде чем участники приступят к работе, психолог объясняет правила выполнения упражнения, продемонстрировав ответы на собственном примере. Затем упражнение проходит в диадах. Ребенок с помощью родителя завершают предложения.

Ответы на вопрос должны быть краткими. Варианты незаконченных предложений на лепестках могут быть следующими: «Я радуюсь, когда...», «Мне весело, когда...», «Я волнуюсь, когда...», «Я огорчаюсь, когда...», «Мне хочется плакать, когда...», «Я люблю, когда...», «Я хочу, чтобы ты...».

Психолог просит зачитать ответы. Каждый ребенок читает свое высказывания по предложениям (от негативного к позитивному).

  1. Игра «Без слов».

Цели: чтобы дети смогли по-настоящему насладиться этой игрой, надо, чтобы у них было развито терпение, необходимое при любом тесном сотрудничестве. Им поможет в этом знакомство с более простыми играми на кооперацию.

Материалы: Каждой паре понадобится лист бумаги и восковые мелки.

Инструкция: Счастье – это также умение почувствовать без слов близкого человека. Разбейтесь на пары. Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину не общаясь друг с другом.

Необходимо предложить тему для рисования. Будем рисовать «Счастье». Для каждой пары оно свое.

Когда вы будете рисовать, помните правило – рисовать нужно без слов. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.

Рисовать будем под музыку. Как только музыка закончится, вы заканчиваете рисунок и презентуете его всем участникам. (Рисуют 5-6 минут).

  1. Упражнение «Круг доверия».

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение самооценки и статуса детей с ОВЗ.

Содержание. Все участники встают в круг. Психолог выходит на середину круга и говорит: «Я умею хорошо...», называя то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошо выполнять. Если кто-то, из стоящих в кругу, тоже умеет это делать, он делает шаг вперед и говорит: «И я тоже умею хорошо...». Если никто из присутствующих не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!».

После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять о своих умениях. Причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему хочется.

Рекомендации психологу. Как правило, дети с ОВЗ сами выходят в круг (иногда не соблюдая очередности). Но бывают случаи, когда кто-то из детей стесняется, тогда инициативу могут взять на некоторое время взрослые.

На первых этапах игры чаще всего и дети, и взрослые называют очевидные и престижные умения: «Я умею читать», «Я умею чистить картошку», «Я умею водить автомобиль». Однако на последующих этапах взрослые могут в перечень «достойных» качеств и поступков включать такие нравственные понятия, как «Я умею хранить секреты», «Я умею дружить», «Я умею любить свою доченьку» и др.

Проведение этой игры помогает установить в группе позитивную эмоциональную атмосферу, изначально принять каждого участника как успешного человека, что особенно важно при общении с детьми с ОВЗ.

Вывод: счастье – это знать себя, знать свои положительные качества характера и индивидуальные особенности, за которые нас можно любить и уважать.

  1. Упражнение «Пчелы и змеи».

Цели: развитие умения слаженно работать в группе.

Материалы: две картинки – цветочек и змейку.

Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, встаньте справа, а те, кто хочет играть в команде змей, слева. Каждая группа должна выбрать своего короля.

А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу две картинки, которые короли должны разыскать в нашем зале. Король пчел должен найти картинку, на которой изображен цветочек. А змеиный король должен отыскать картинку со змейкой. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: «жжжжж...». Чем ближе их король подходит к цветочку, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: «шшшшш...». Чем ближе змеиный король приближается к змейке, тем громче должно быть шипение.

Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать цветочек и змейку. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.

Обсуждение:

– Твоя группа хорошо помогала королю?

– Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?

– Как пчелы взаимодействовали друг с другом?

– Как змеи взаимодействовали друг с другом?

– Как ты чувствовал себя в роли короля?

– Что для тебя было самым трудным в этой роли?

– Ты остался доволен своими подданными?

Вывод: счастье – это умение сотрудничать друг с другом и быть одной командой.

  1. Рефлексия упражнение «Я уникальный!».

Цели: актуализация уникальности и значимости каждого ребенка; формирование позитивной самооценки.

Инструкция: Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого мы постараемся услышать много прекрасных и приятных слов о себе.Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и расслабьтесь. Закройте глаза. А теперь представь себе звездное небо… Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других – бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстоянии вытянутой руки… Посмотри внимательно на звезды и выбери самую прекрасную звезду. Может быть, она похожа на твою заветную мечту, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи, вдохновения. Полюбуйся своей звездой, поговори с ней. Пусть она расскажет тебе, какой  ТЫ уникальный и неповторимый человек, за что тебя можно уважать и любить? Попробуй дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно достанешь свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой. Рассмотри ее поближе и постарайся запомнить. Как она выглядит, какой свет излучает. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности. Тихо-тихо скажи самому себе: «Я уникальный и неповторимый человек!».

Обсуждение:

– Нашел ты свою особую звезду?

– Тебе она понравилась?

– Что она сказала тебе?

– Как ты себя сейчас чувствуешь?

Вывод: счастье – это твоя уникальность и особенность. Каждый человек уникален и неповторим. У каждого человека обязательно есть те качества, за которые его можно уважать и любить. Нужно уметь думать о себе хорошо и быть чутким и внимательным к другим людям.

  1. Упражнение «Цветок Счастья».

Материалы: ватман с изображением ствола цветка, без лепестков; заготовки лепестков.

Инструкция: Я предлагаю вам украсить цветок лепестками с наилучшими пожеланиями для своих близких. Пожелания будем писать на этих волшебных листьях.  Под музыку дети и родители пишут пожелания на лепестках, подходят к цветку и приклеивают лепестки. Психолог читает пожелания вслух: пожелания для родителей и пожелания для детей.

Вывод: вы согласитесь со мной, что счастье – это умение дарить радость друг другу?

Прощание.

Итак, подходит к концу наше занятие, посвященное счастью. Вы согласитесь со мной, что Счастье – это умение человека (будь то ребенок или взрослый) радоваться каждому дню и помнить о своей уникальности и неповторимости на этой Земле. До свидания, до новых встреч.

Приложение №3

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ

(ограниченными возможностями здоровья)

«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 6. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

    На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В ...

Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...

Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов

Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором  успешной социализации и адаптац...