Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В связи с этим, особое положение должна занимать работа по укреплению, сохранению и восстановлению здоровья детей в условия дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ab0blo_-_-.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила: Храмова Наталья Валерьевна
На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В связи с этим, особое положение должна занимать работа по укреплению, сохранению и восстановлению здоровья детей в условия дошкольного учреждения.
Стоит отметить, что первым институтом, столкнувшимся с данной проблемой – является институт семьи. Анализ научно-исследовательской и практической литературы позволяет выявить ряд социально-педагогических проблем. Рассмотрим некоторые из них:
- Межличностная проблема взаимодействия внутри семьи. Семьи с детьми с ОВЗ наиболее подвержены распаду и конфликтным ситуациям, так как происходит деформация стиля внутрисемейного уклада семьи, сменяется система отношений с внешним миром, а также смена миропонимания каждого из членов семьи и жизненных ориентаций. Деформация ориентации жизни у отцов и матерей отличается. Отцы детей с ОВЗ, чаще всего не принимают ребёнка с дефектом и отдаляются от семьи. Холодное отношение к ребёнку, отказ ребёнку в поддержке, любви, заботе серьезно травмируют и мать ребёнка, что в последующем способствует формированию у неё, невротических и психосоматических, заболеваний. В результате неприятия ребёнка отцом, начинается проявление отчуждения жены от мужа. Что касается матерей, в семьях с ребёнком с ОВЗ, у них наблюдается повышенная моральная и физическая нагрузка, свойственно снижение уровня психического здоровья. Ими переживаются данные жизненные обстоятельства как чувство отсутствия реализации своих жизненных планов.
- Проблема отношения родителя к ребенку с ОВЗ. Существует несколько схем отношения родителя к ребёнку с определенным дефектом.
- отрицание дефекта у ребёнка – родители не признают и не принимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают и настаивают на высокой успешности во всех видах его деятельности;
- чрезмерная защита, опёка, охрана – родители испытывают большое чувство жалости и сочувствуют своему ребёнку, которые проявляют в гиперопёке, заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать для ребёнка все возможное;
- отвержение или отречение от ребёнка (скрытое) – родители отрицательно относятся к ребёнку, испытывают чувство позора, а также испытывают чувство отвращения за чрезмерно заботливым воспитанием;
- отвержение или отречение от ребёнка (открытое) – ребёнок принимается с отвращением, родители чувствуют и осознают свои враждебные чувства по отношению к своему ребёнку, или же ребёнок не принимается. Родители обвиняют всех окружающих в том, что их ребёнок родился с дефектом.
- Проблема воспитания и образования ребёнка с ОВЗ. Родители переоценивают или же наоборот, недооценивают дефект и владеют недостаточной информацией о том, как учить ребёнка и чему его учить, как воспитывать его и как управлять его поведением. Таким образом, большинство детей с ОВЗ лишаются возможности развиваться, развивать свои способности, реализовывать свои интересы, желания и т.д.
Одним из важных педагогических принципов – является воспитание уверенности в себе у ребёнка с ОВЗ. Ребёнка необходимо научить компенсировать неблагоприятные последствия заболевания или травмы. За счёт сильных сторон ребёнка можно добиться той самой компенсации, путём уравновешивания сильных и слабых сторон ребёнка. Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребёнка, соответственно раньше будет осуществляться психолого-педагогическая поддержка, медицинская, коррекционно-развивающая работа, тем появится больше шансов на положительное изменение дальнейшей жизненной траектории развития ребёнка с ОВЗ, следовательно, улучшится качество жизни всех членов данной семьи. В виду этого, возможно предположение о снижении остроты перечисленных выше проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Рассмотрим модель сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного образовательного учреждения, которая направлена на создание оптимальной системы комплексной поддержки таких детей.
Объектами сопровождения выступают:
- всестороннее развитие ребёнка, в соответствии с его имеющимися возможностями;
- коррекция психических и физических недостатков ребёнка;
- включение в окружающую социальную среду;
- подготовка к обучению в школе.
Предложенная модель воспитания и обучения детей осуществляется с помощью личностно-ориентированного подхода к ребёнку с использованием психолого-педагогической поддержки, адаптации, помощи, развивающей и коррекционной деятельности.
Алгоритм комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного учреждения подразумевает следующие действия:
- сбор информации и составление базы данных о детях с ОВЗ;
- выбор технологии по развитию и воспитанию детей с ОВЗ;
- повышение компетенции психолого-педагогической стороны у всех участников комплексного сопровождения, и родителей в том числе;
- психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, с последующим определением основных направлений коррекционно-развивающей работы, а также составление индивидуальных адаптированных развивающих и коррекционных программ;
- обязательное включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ, а также информирование родителей о полученных результатах работы с детьми;
- анализ и оценка совместной деятельности сопровождения ребёнка, в рамках данной модели;
- составление прогнозов развития ребёнка.
Из перечисленных пунктов, остановимся на взаимодействии с родителями, так как это является непростым процессом, в большей степени, успешность которого зависит от достижения целей воспитания, обучения и коррекции. В данном случае, взаимодействие должно рассматриваться как социальное партнерство, подразумевающее участие в воспитательно - образовательном процессе, в равных долях, как семьи, так и детского сада.
Формы работы с родителями предполагают как групповой, так и индивидуальный характер работы. Расширение диапазона взаимодействия возможно с помощью использования интерактивных методов, подразумевающих возможность открытого обсуждения проблем, решение различных предложенных ситуаций, обмен опытом из практики семейного воспитания каждой семьи.
Перечислим эффективные методы работы с родителями детей с ОВЗ:
- самодиагностика отношения родителя к ребёнку с дефектом;
- консультирование родителей по запросу;
- знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребёнка;
- формирование и работа родительского клуба;
- обсуждение поведения детей и родителей, проблемных психологических ситуаций с которыми сталкиваются родители, приемов общения;
- информирование родителей о результатах обследований психолого-педагогического характера, а также о результатах коррекционно-развивающей работы.
Не менее важным звеном всей цепочки сопровождения детей с ОВЗ является взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом, так как на практике, педагоги могут столкнуться с проблемами, которые не смогут решить самостоятельно. Исходя из этого, важным направлением в работе с педагогами являются:
- повышение психологической компетенции с помощью: консультаций, бесед, дискуссий, семинаров, практикумов;
- взаимодействие в вопросах совместной деятельности;
- взаимодействие в разработке индивидуальных коррекционных программ, обсуждение и анализ итогов, их реализации и эффективности действия.
Таким образом отметим, что в работе комплексного сопровождения детей с ОВЗ прослеживается тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитательно-образовательном процессе, развитие компетентности всех участников данного процесса, а также обязательный обмен опытом о проделанной работе. При наличии всех составляющих взаимодействия, в комплексном сопровождении, ожидается развитие ребёнка с ОВЗ с положительной динамикой в его развитии, что и является основной целью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...
Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...
Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...
Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов
Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором успешной социализации и адаптац...
Статья "Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья посвящена вопросам изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описаны модели взаимоотношений в семье, отношение к ребенку с ОВЗ, психологиче...
Основные проблемы взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности, не составляют исключение и семьи, имеющие детей, с ограниченными возможностями здоровья...