Основные проблемы взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Александра Жерлицына

 

      Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности, не составляют исключение и семьи, имеющие детей, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Среда

жизни и развития ребёнка с ОВЗ зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нём. Однако, как и в обычных семьях, усиливаются расслоение данной категории семей по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи. Современная семья, к сожалению, зачастую, бедна – не только материально, но и духовно. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем.

    Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей.

   В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка.

   Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, специфическими являются такие функции, как:

✓ коррекционно-развивающая,

✓ компенсирующая,

✓ реабилитационная.

  Основной целью данных функций является восстановление психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижение им максимально возможного уровня независимости, а также достижение высокого уровня социальной адаптации.

   В реализации основных направлений семейного воспитания детей с ОВЗ, существует ряд трудностей:

✓ при внешнем порыве – внутренняя неготовность родителей (законных представителей) к воспитанию детей с ОВЗ;

✓ незнание родителям особенностей развития детей с ОВЗ;

✓ некоторые перекосы в финансировании семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

✓ неготовность детей с ОВЗ, ранее обучавшихся в условиях интернатных (коррекционных) учреждениях системы специального образования, к проживанию в семье, так как для большинства этих детей характерна неадекватная самооценка, низкий социальный статус в детском коллективе, неадекватный уровень притязаний, недостаточная сформированность познавательной и эмоционально-волевой сферы, ярко выраженные акцентуации характера и т. п. Специалистами, работающими с данной категорией детей, отмечается их склонность к различным проявлениям девиантного поведения: негативизму, агрессивности, склонности к бродяжничеству, мелкому хулиганству, совершению краж. Для некоторых из них характерны такие формы аддиктивного поведения как табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ и т. п.

   Одной из особенностей семейного воспитания в семье любого типа является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это

может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

    Специфические особенности семейного воспитания детей с ОВЗ наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что

не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей.

Когда рождается ребенок с ОВЗ, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям.

   Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка с ОВЗ, является отношение родителей к его дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка с ОВЗ. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает глубокие переживания, чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

   Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

 1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

 2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

 3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

 4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в

которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

 5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

    Все перечисленные виды отношения родителей к детям с ОВЗ, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители – нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.

  Семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными признаками:

✓ родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка;

✓ личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

✓ семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

✓ социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;

✓ «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

   Качественные изменения, имеющие место в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, могут проявляться на нескольких уровнях.

   Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это обуславливается многими причинами: психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка), комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

   Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.

   Социальный уровень. Семья ребенка с ОВЗ становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей. Вследствие тех же причин матери детей с особенностями развития более чем в 30 % оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности или переходят на низкооплачиваемую низко квалифицированную работу. Таким образом, общество теряет работника определенной квалификации, который часто навсегда оставляет свою специальность.

Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние и на взаимоотношения между родителями. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад (32 %), что оказывает отрицательной воздействие на процесс формирования личности ребенка.

  Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

  Особо значимым условием успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья являются адекватные микросоциальные условия, прежде всего детско-родительские отношения в семьях и характер родительских установок.

   Детско-родительские отношения определяются как система отношений между взрослым и ребенком, состоящими в непосредственном родстве, они появляются в процессе взаимодействия родителя и ребенка имеют свою динамику и специфическое содержание.

  Эти отношения зависят от трех факторов: родитель, ребенок, культурно-исторический контекст отношений.

  Изучение родительских установок и родительского отношения к детям с ОВЗ позволило специалистам выявить их специфику:

1. Родители детей ОВЗ, стараются оградить своих детей от трудностей, сложностей окружающего

мира, и в то же время именно это является одним из фрустрирующих факторов, что проявляется в

повышенной раздражительности родителей.

2. Родители детей с ОВЗ, особенно имеющих интеллектуальное недоразвитие, не воспринимают

своих детей как равных партнёров по общению, не поощряют самостоятельности и активности их

ребенка. Все эти особенности родительских установок указывают на более низкий уровень демократичности в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием, по сравнению с

семьями, имеющими нормальных детей.

3. Родители детей с ОВЗ более склонны, чем родители нормальных детей воспринимать свою роль

как положение, требующее жертв и большого количества лишений.

    В связи с этим, основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей ребенка с особенностями в развитии, являются:

✓ воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;

✓ заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с незнанием его возможностей;

✓ преобладание детско-родительских отношений, для которых свойственна опека и покровительство, а в отдельных случаях, вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями ребенка с ОВЗ;

✓ вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре;

✓ постоянная сдержанность родителей в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.

   Следует отметить, что семейное воспитание детей с ОВЗ требует от их родителей глубоких знаний об особенностях формирования и развития ребенка, обусловленных наличием у него той или иной психосоматической патологии. Это обусловлено тем, что на протяжении всей жизни ребенка с ОВЗ, даже после его совершеннолетия, в процессе семейного воспитания родители в тесном взаимодействии со специалистами должны продолжать процесс его социальной адаптации, коррекции и социальной реабилитации.

    В семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, задачи семейного воспитания по объективным причинам не могут быть реализованы в полном объеме, так как их успешная реализация во многом зависит от того, насколько родители ребенка с ОВЗ будут взаимодействовать со специалистами различного профиля, в т. ч. и специалистами ОУ системы инклюзивного образования.

  Преодолевая хронический стресс, связанный с воспитанием нестандартного ребенка, семья использует различные стратегии, которые делят на внутренние и внешние. Любая стратегия семейной жизни заключается, прежде всего, в оценке ситуации в плане возможности ее изменения. В противном случае приходится изменять восприятие данной ситуации, то есть примириться с ней.

  Внутренние стратегии

  Пассивная позиция. Такая позиция является страусиной и заключается в избегании поиска решения проблемы. Она основана на надежде, что все уладится само собой. Что бы ни случилось – все воспринимается как должное.

   Активная позиция. Такая позиция заключается в способности идентифицировать те условия, которые можно изменить, и активной деятельности по их изменению, а также в способности идентифицировать условия, которые изменить невозможно на данный момент и принять их как данность.

   Внешние стратегии

   Такие стратегии основываются на умении опираться на экстрасемейные подсистемы, то есть на индивидуумов и учреждения, не входящие в систему семьи:

✓ Умение находить и использовать помощь других людей – соседей, друзей, других семей, имеющих или не имеющих сходные проблемы.

✓ Способность находить духовную поддержку – советы и помощь религиозных деятелей, общественных формирований, участвовать в их работе.

✓ Умение использовать ресурсы государственной поддержки. Разные виды поддержки неодинаково используются на разных этапах жизненного цикла. Как показывают специальные исследования, духовная и общественная поддержка реже используется в полном объеме молодыми супружескими парами, чем парами более старшего возраста.

  Модели семейных взаимодействий

  Дети с ОВЗ живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных. Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех понятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, коммуникации.

  Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы:

✓ Супружеская (муж – жена)

✓ Родительская (родитель – ребенок)

✓ Сибсовая (брат – сестра)

✓ Расширенная семейная (экстрасемейная) – взаимодействие с друзьями, профессионалами и др.

   Ребенок с ОВЗ нарушает все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных.

Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье, а сплоченность и адаптивность определяет то, как происходит взаимодействие.

 Сплоченность обычно описывается с помощью двух полярных состояний: переплетенности и разобщенности. Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуются гиперопекой и гипервовлеченностью членов семьи в жизнь друг друга. Такая семья, имеющая ребенка с ОВЗ, испытывает сильный страх перед самостоятельными

действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо.

 Напротив, в разобщенных семьях границы между подсистемами и вовлеченность некоторых членов семьи в жизнь ребенка с ОВЗ тех, кто его окружает, может быть сведена до минимума, (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаимодействий из-за отклонений развития ребенка). Нормально функционирующие семьи характеризуются балансом между переплетенностью

и разобщенностью. Члены такой семьи способны как на тесные связи, так и на определенную автономность.

  Адаптивность (гибкость) связана со способностью изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи испытывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связанной с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Например, жесткая роль отца-кормильца не позволит ему разделить с женой тяжесть домашних хлопот, занятий с

ребенком. В этом случае мать, заботясь о ребенке, будет вынуждена посвящать ему все свои силы, оставляя без внимания других членов семьи. Такая семья окажется подверженной дисфункциональным состояниям.

  Хаотическая семья, живущая без особых правил и принципов, часто нарушает и меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от чувства эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности.

   Проблемы коммуникации возникают в процессе взаимодействия людей. Зачастую члены семьи считают одного человека (например, ребенка с ОВЗ) единственным источником их собственных проблем и пытаются тём самым уменьшить степень собственного беспокойства. Членов семьи не следует обвинять за подобную практику, им следует помочь в понимании того, что их проблемы не объясняются такими простыми причинно-следственными факторами.

     Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с ОВЗ, может привести к созданию более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Присутствие ребенка с нарушениями в развитии в сочетании с другими факторами может сократить возможности для заработка и отдыха. Увеличение нагрузки на одну из функций или ролей сказывается на множестве других функций или ролей членов семьи. Необходимо различать желание родителей и их подготовленность к определенной роли. Специалисты, работающие с детьми, имеющими ОВЗ, порой создают дополнительный стресс для семьи, когда возлагают на родителей такие обязанности, с которыми те не в силах справиться.

   Семьи, имеющие детей со значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

    Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервнопсихической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек.

   Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением

эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

    Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при

последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в

процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

  Четвёртая группа – репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередкоприбегают к физическим наказаниям.

  В отношении родителей к дефекту ребенка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, можно выделить несколько моделей.

  Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка с ОВЗ от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.

Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет свойственные детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям. Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могут привести аномального ребенка к глубокой психической травме, особенно тогда, когда при выборе профессии подросток или

юноша понимают ограниченность собственных возможностей. В тех случаях, когда родители предъявляют ребенку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребенок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся, что не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок.

   Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для

успешного воспитания его личности.

    Кроме того, надо учитывать, что большинство семей, где воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, имеют более низкий уровень образования и профессиональной квалификации, следовательно, не могут способствовать полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребенка. К тому же, проблемы семьи ребенка с особенностями развития рассматриваются, как правило,

через призму проблем самого ребенка. При этом считается, что достаточным ограничиться методическими рекомендациями по обучению и воспитанию ребенка с особенностями, исключая воздействие на самих родителей, не учитывая их личностные особенности.

 

  

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

    На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В ...

Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов

Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором  успешной социализации и адаптац...

Статья "Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья посвящена вопросам изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описаны модели взаимоотношений в семье, отношение к ребенку с ОВЗ, психологиче...

Основные признаки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуще...