Использование игр с палочками Кюизенера для развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Достаточно эффективным оказывается использование пособия "Палочки Кюиенера "в индивидуально-коррекционной работе с детьми с ЗПР для развития навыков саморегуляции и самоконтроля.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игр с палочками Кюизенера для развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Учитель-дефектолог МБДОУ № 323 «Сказка»
Багаева Т.В.
г.Нижний Новогород.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше» и др. Достаточно эффективным оказывается использование этого пособия в индивидуально-коррекционной работе с детьми с ЗПР для развития навыков саморегуляции и самоконтроля.
На начальном этапе занятий по развитию навыков самоконтроля у детей с четвертым (низким) уровнем развития саморегуляции палочки Кюизенера мы использовали как игровой материал.
Так как эти дети неохотно приступали к работе, часто отвлекались, показывали низкий уровень продуктивности мыслительной деятельности, были не способны к самостоятельному выполнению доступных заданий.
В этой связи они нуждались в активном участии педагога даже при реализации конкретных действий.
Дети играли с палочками Кюизенера , как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
В этот период мы ставили перед собой задачи :
- формировать у детей положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности;
- развивать произвольное внимание, произвольное запоминание ;
- формировать умения принимать и выполнять под контролем взрослого несложные задания;
- Формировать умения выделять цель задания;
- Формировать умения обговаривать правила выполнения задания;
Игровые задачи ,инструкции, которые предлагались детям:
- Выложи из палочек дорожку, забор.
- Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.
- Разложи палочки по цвету, длине.
- Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"
- Положи столько же палочек, сколько и у меня".
- Выложи по образцу стул, стол, домик и др.
Характеризуя детей, имеющих третий уровень развития навыков саморегуляции и самоконтроля, можно отметить, что они охотно приступали к выполнению игровых заданий ,но принимали лишь общую цель деятельности ,постоянно нуждались в наглядной опоре. Продуктивность их деятельности обеспечивалась активным участием учителя-дефектолога на всех ее этапах. Эти дети недостаточно критично оценивали свои успехи .
С детьми, находящихся на третьем уровне развития навыков саморегуляции и самоконтроля, в играх с палочками Кюизенера, мы решали следующие задачи :
- формировать умение сохранить цель работы и удерживать правило;
- формировать умение составлять программу действий совместно со
взрослым;
- формировать развернутую (в плане внешней речи) саморегуляцию на
этапе реализации программы действий;
- формировать умения работать самостоятельно, перехода с внешнего
контроля на самоконтроль;
- формировать адекватную самооценку.
Игровые задачи, инструкции которые предлагались детям с 3 уровнем развития саморегуляции и самоконтроля. :
- Выложи перед собой две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Как проверишь себя ? Наложи эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверь.
- Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
- Какая из палочек длиннее (короче): красная или коричневая, оранжевая или синяя, голубая или фиолетовая, желтая или черная? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) и, подровняв концы с одной стороны, проверь свой ответ.
- Выложи лесенку из палочек по образцу от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот.
- Сложи палочки в коробку в такой последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, красные и т.д.
Повтори, в каком порядке ты будешь складывать палочки?
- Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке. У тебя должен получиться квадрат".
После выполнения задания педагог спрашивает :
«У тебя получился квадрат ? Если нет, то почему ?»
- Выложи палочки, чередуя их по цвету в определенном порядке: Запомни порядок: красная, желтая, белая ,красная, желтая, белая…" Проговори вслух последовательность цветов. (в дальнейшем алгоритм усложняется).
- Выложи из палочек такую же фигуру, как у меня.
(в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги )
Дети, имеющие второй уровень развития саморегуляции, сразу принимаются за выполнение задания, часто отвлекаются от него, контроль возможен только при напоминании взрослого. Дети способны к адекватной оценке своих достижений. Промежуточный и итоговый контроль своих действий возможен только при напоминании взрослого.
Для этих детей палочки Кюизенера уже выступают как пособие для маленьких математиков. Используя палочки Кюизенера. мы решали следующие задачи :
- Формировать свернутую (в плане внутренней речи) саморегуляцию на этапе формирования программы действий ;
- формировать основные способы самоконтроля на всех этапах деятельности;
- формировать перенос освоенных приемов самоконтроля на учебную деятельность.
Дидактические игры с палочками Кюизенера , способствующие решению этих задач.:
Дидактическая игра : «Угадай, какую палочку я выбрала?».
Учитель-дефектолог выбирает любую палочку из набора. Дети могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме ее цвета. Ответ на вопрос дается: «да», «нет».
Например: «Эта палочка короче желтой?» — «Нет». Значит, речь идет не о белой, розовой, голубой или красной палочках.
Вопросы ставятся до тех пор, пока дети не угадывают палочку, выбранную педагогом.
Варианты разной сложности:
А. Разложенные в порядке увеличения палочки находятся перед глазами ребенка, и он имеет возможность отодвинуть те палочки, о которых по ходу игры получил ответ «нет».
Б. Перед глазами ребенка находятся упорядоченные по длине палочки (а затем и неупорядоченные), но в ходе игры трогать и отодвигать их нельзя.
В. Игра протекает исключительно в плане представлений.
Дидактическая игра : «Назови число — найди палочку».
Учитель-дефектолог называет число, дети находят соответствующую палочку.
Затем педагог показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и так далее).
Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Инструкции и игровые задания для игр с палочками Кюизенера
- Найди с закрытыми глазами в наборе две палочки соответствующие числу 6. Проверь себя, правильно ли ты выполнил задание.
- Из каких палочек можно составить число? (Называется число в пределах 10).
- -Составь число (называется число) из одинаковых (разных) палочек.
- -Составь число(указывается число) из палочек определенного цвета и др.
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР (3 уровень развития саморегуляции и навыков самоконтроля ) с использованием палочек Кюизенера.
Тема : «Построим матрешке домик»
Цель : Закрепить у ребенка представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах 5);
Упражнять в назывании цвета палочек .
Вызывать интерес к совместной деятельности со взрослым.
Формировать умение сохранить цель работы и удерживать правило;
Формировать умение составлять программу действий совместно со взрослым;
Формировать адекватную самооценку.
Материал : Набор цветных палочек ,матрешка.
Ход занятия:
Учитель-дефектолог: Давай построим для матрешки дом из цветных палочек.
-Сколько ты возьмешь оранжевых палочек ,чтобы получился квадрат. (4)
Учитель-дефектолог: Стены готовы. А из двух синих палочек построй крышу.
-Какой формы получилась крыша у дома? (треугольной)
Учитель-дефектолог: А что еще бывает у дома? (Окно, дверь, труба.)
Инструкция: Возьми две розовые палочки и сделай окно, из двух желтых палочек — дверь, из одной красной — трубу. Повтори, что ты будешь делать.
-Какой формы получилось окно, дверь, труба? (Ответ ребенка)
-Теперь можно пригласить матрешку в дом. Только как она войдет? Что нужно пристроить к дому, чтобы матрешка вошла в него? (Лестницу)
Учитель-дефектолог: Сделай лестницу из белой, голубой и желтой палочек. Повтори, какие палочки ты возьмешь. Получилась лестница ?
Поднимись с матрешкой по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. А теперь спустись.
Учитель-дефектолог : Давай построим забор.
Возьми три фиолетовые палочки и поставь с левой стороны дома, а четыре палочки такого же цвета — справа. (Ребенок выполняет)
Вот и забор у дома есть. Какие по высоте палочки у забора? А какого они цвета?
Учитель-дефектолог : - Как ты думаешь матрешке понравился твой дом?
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР (2 уровень развития саморегуляции и навыков самоконтроля ) с использованием палочек Кюизенера.
Тема ;« Поезд»
Цель: Упражнять ребенка в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, освоении состава числа, различении цифр.
Формировать свернутую (в плане внутренней речи) саморегуляцию на этапе формирования программы действий ;
Формировать адекватную самооценку.
Материал : набор цветных палочек Кюизенера, карточки с цифрами.
Ход занятия :
Учитель-дефектолог:
Я рада тебя видеть. Ты любишь путешествовать?
Тогда угадай, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:
Загадка :
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.(Поезд)
Как ты догадался, что это поезд?
Давай приготовим свой поезд — и в путь-дорогу...
Составь поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составил? Поехали!
Вопросы :
Сколько всего вагонов у поезда?
Каким по порядку стоит коричневый вагон?
Вагон какого цвета стоит шестым?
Какой по порядку вагон находится между оранжевым и коричневым?
Какого цвета вагон левее (правее) бордового?
Физкультминутка: Вагончики веселые бегут, бегут, бегут.
Их круглые колесики все тук, да тук, да тук.
Учитель-дефектолог:
Пронумеруй вагоны своего поезда. Какого цвета девятый вагон? Какого размера первый (последний) вагон?
Учитель-дефектолог:
В нашем поезде едут пассажиры (белые палочки)
-Сколько пассажиров в последнем вагоне?
(Нужно уложить белые палочки по длине «вагона» и сосчитать их.)
-А сколько пассажиров поместятся в девятом и десятом вагонах? И т.д.
-Как ты узнал? В каком по порядку вагоне едут пять пассажиров?
Учитель-дефектолог:
-Наш поезд прибыл на вокзал по расписанию. А вот здания вокзала нет, его надо построить, но только из тех палочек, которые указаны цифрами на карточках. (У ребенка карточки с цифрами)
- Отбери палочки, соответственно цифрам для постройки вокзала.
Итог :
После осмотра построек учитель-дефектолог задает вопросы:
-Что интересного было на занятии?
-А тебе что понравилось больше всего?
-Какое задание было самым трудным, а самым легким?
-Как ты считаешь, ты хорошо поработал? Почему так решил?
-За что бы ты себя похвалил?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Занятие направленное на формирование наыков общения...
Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игрового комплекта "Пертра"
Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных...
Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.Цели:Учить детей адресовывать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.Актуал...
Использование дидактической игры как средства развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В статье рассмартивается вопрос необходимости коррекционно-развивающей работы по развитию навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Предлагается опыт работы по разви...
Памятка для родителей «Формирование произвольной саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста»
Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а так же поступками....