Использование игр с палочками Кюизенера для развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Багаева Татьяна Владимировна

Достаточно эффективным оказывается использование  пособия "Палочки Кюиенера "в индивидуально-коррекционной работе с детьми с ЗПР для развития навыков саморегуляции и самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр с палочками Кюизенера для развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

        Учитель-дефектолог МБДОУ № 323 «Сказка»

Багаева Т.В.

г.Нижний Новогород.

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать  понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше» и др. Достаточно эффективным оказывается использование этого пособия в индивидуально-коррекционной работе с детьми с ЗПР для развития навыков саморегуляции и самоконтроля.

На начальном этапе занятий по развитию навыков самоконтроля у детей с четвертым (низким) уровнем развития саморегуляции палочки Кюизенера  мы использовали  как игровой  материал.

Так как  эти дети неохотно приступали к работе, часто отвлекались, показывали  низкий уровень продуктивности мыслительной деятельности, были не способны к самостоятельному выполнению доступных заданий.

В этой связи они нуждались в активном участии педагога даже  при реализации конкретных действий.

Дети играли с палочками  Кюизенера , как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

В этот период мы ставили перед собой задачи :

  • формировать у детей положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности;
  • развивать произвольное  внимание, произвольное  запоминание ;
  • формировать умения принимать и выполнять под контролем   взрослого несложные задания;
  • Формировать умения выделять  цель задания;
  • Формировать умения обговаривать правила выполнения задания;

Игровые задачи ,инструкции, которые предлагались детям:

  • Выложи  из палочек дорожку, забор.
  • Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для    куклы,   гараж и т.д.
  • Разложи палочки по цвету, длине.
  • Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"
  • Положи столько же палочек, сколько и у меня".
  • Выложи по образцу  стул, стол, домик и др.

Характеризуя детей, имеющих третий уровень развития навыков саморегуляции и самоконтроля, можно отметить, что они охотно приступали к выполнению  игровых заданий ,но  принимали  лишь общую цель деятельности ,постоянно нуждались  в наглядной опоре. Продуктивность их деятельности обеспечивалась  активным участием учителя-дефектолога на всех ее этапах. Эти дети недостаточно критично оценивали  свои успехи .

С детьми, находящихся на третьем уровне развития навыков саморегуляции и самоконтроля, в играх с палочками  Кюизенера,    мы решали следующие задачи :

  • формировать умение сохранить цель работы и удерживать правило;
  • формировать умение составлять программу действий совместно со

взрослым;

  • формировать развернутую (в плане внешней речи)  саморегуляцию на

этапе реализации программы действий;

  • формировать умения работать самостоятельно, перехода с внешнего

контроля на самоконтроль;

  • формировать  адекватную самооценку.

Игровые задачи, инструкции которые предлагались детям с 3 уровнем развития саморегуляции и самоконтроля. :

  • Выложи перед собой  две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Как проверишь  себя ? Наложи эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверь.
  • Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
  • Какая из палочек длиннее (короче): красная или коричневая, оранжевая или синяя, голубая или фиолетовая, желтая или черная? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) и, подровняв концы с одной стороны, проверь свой ответ.
  • Выложи лесенку из  палочек по образцу от меньшей (белой) к  большей (оранжевой) и наоборот.
  • Сложи  палочки в коробку в такой последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, красные и т.д.

Повтори, в каком порядке ты будешь  складывать палочки?

  • Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке. У тебя должен получиться квадрат".

После выполнения задания педагог спрашивает :

          «У тебя получился  квадрат ?  Если нет, то почему ?»

  • Выложи палочки, чередуя их по цвету в определенном порядке: Запомни порядок:   красная, желтая, белая ,красная,    желтая, белая…" Проговори  вслух последовательность цветов. (в дальнейшем алгоритм усложняется).
  • Выложи из палочек такую же фигуру, как у меня.

(в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от   ребенка листом  бумаги )

Дети, имеющие  второй уровень развития саморегуляции, сразу принимаются за выполнение задания, часто отвлекаются от него, контроль возможен только при напоминании взрослого. Дети  способны к адекватной оценке своих достижений. Промежуточный и итоговый контроль своих действий возможен только при напоминании взрослого.

Для этих детей палочки Кюизенера  уже выступают как пособие для маленьких математиков. Используя палочки Кюизенера. мы решали следующие задачи :

  • Формировать  свернутую (в плане внутренней речи) саморегуляцию на  этапе формирования программы действий ;
  • формировать основные способы самоконтроля на всех этапах деятельности;
  • формировать перенос освоенных приемов самоконтроля на учебную деятельность.

Дидактические  игры с палочками Кюизенера , способствующие решению этих задач.:

Дидактическая игра : «Угадай, какую палочку я выбрала?».

Учитель-дефектолог выбирает любую палочку из набора. Дети могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме ее цвета. Ответ на вопрос дается: «да», «нет».

Например: «Эта палочка короче желтой?» — «Нет». Значит, речь идет не о белой, розовой, голубой или красной палочках.

Вопросы ставятся до тех пор, пока дети не угадывают палочку, выбранную педагогом.

Варианты разной сложности:                                                    
А. Разложенные в порядке увеличения палочки находятся перед глазами ребенка, и он имеет возможность отодвинуть те палочки, о которых по ходу игры получил ответ «нет».
Б. Перед глазами ребенка находятся упорядоченные по длине палочки (а затем и неупорядоченные), но в ходе игры трогать и отодвигать их нельзя.
В. Игра протекает исключительно в плане представлений.

Дидактическая игра : «Назови число — найди палочку».

Учитель-дефектолог называет число, дети находят соответствующую палочку.

Затем педагог показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и так далее).

Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

Инструкции и игровые задания для игр с палочками Кюизенера

  • Найди с закрытыми  глазами в наборе две палочки  соответствующие числу 6. Проверь себя, правильно ли ты выполнил задание.
  • Из каких палочек можно составить число? (Называется число в пределах 10).
  • -Составь число (называется число) из одинаковых (разных) палочек.
  • -Составь число(указывается число) из палочек определенного цвета и др.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР (3 уровень развития саморегуляции и навыков самоконтроля ) с использованием  палочек  Кюизенера.

Тема : «Построим матрешке домик»

Цель : Закрепить у ребенка представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах 5);

Упражнять в назывании цвета палочек .

Вызывать интерес к совместной деятельности со взрослым.

Формировать умение сохранить цель работы и удерживать правило;

Формировать умение составлять программу действий совместно со                      взрослым;

Формировать  адекватную самооценку.

Материал : Набор цветных палочек ,матрешка.

Ход занятия:

Учитель-дефектолог: Давай построим для матрешки   дом из цветных   палочек.

-Сколько ты возьмешь  оранжевых палочек ,чтобы получился квадрат. (4)

Учитель-дефектолог: Стены готовы. А из двух синих палочек построй крышу.

-Какой формы получилась крыша у дома? (треугольной)

Учитель-дефектолог: А что еще бывает у дома? (Окно, дверь, труба.)

Инструкция: Возьми две розовые палочки и сделай окно, из двух желтых палочек — дверь, из одной красной — трубу. Повтори, что  ты будешь делать.

-Какой формы получилось окно, дверь, труба? (Ответ ребенка)

-Теперь можно пригласить матрешку в дом. Только как она войдет? Что нужно пристроить к дому, чтобы матрешка вошла в него? (Лестницу)

Учитель-дефектолог: Сделай лестницу из белой, голубой и желтой палочек. Повтори, какие палочки ты возьмешь. Получилась лестница ?

Поднимись с матрешкой по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. А теперь спустись.

Учитель-дефектолог :  Давай построим забор.

Возьми три фиолетовые палочки и поставь с левой стороны дома, а четыре палочки такого же цвета — справа. (Ребенок выполняет)

Вот и забор у дома есть. Какие по высоте палочки у забора? А какого они цвета?

Учитель-дефектолог : - Как ты думаешь матрешке  понравился  твой дом?


Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР (2 уровень развития саморегуляции и навыков самоконтроля ) с использованием  палочек  Кюизенера.

Тема ;« Поезд»

Цель: Упражнять ребенка  в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, освоении состава числа, различении цифр.

Формировать  свернутую (в плане внутренней речи) саморегуляцию на  этапе формирования программы действий ;

Формировать  адекватную самооценку.

Материал : набор цветных палочек Кюизенера, карточки с цифрами.

Ход занятия :

Учитель-дефектолог:

Я рада тебя видеть. Ты любишь путешествовать?

Тогда угадай, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:

Загадка :

В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.(Поезд)

Как ты догадался, что это поезд?

Давай приготовим свой поезд — и в путь-дорогу...
Составь поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составил? Поехали!

Вопросы :

Сколько всего вагонов у поезда?

Каким по порядку стоит коричневый вагон?

Вагон какого цвета стоит шестым?

Какой по порядку вагон находится между оранжевым и коричневым?

Какого цвета вагон левее (правее) бордового?

Физкультминутка: Вагончики веселые бегут, бегут, бегут.
                                        Их круглые колесики все тук, да тук, да тук.

Учитель-дефектолог:
Пронумеруй  вагоны своего поезда. Какого цвета девятый вагон? Какого размера первый (последний) вагон?

Учитель-дефектолог:
  В нашем поезде едут пассажиры (белые палочки)

-Сколько пассажиров в последнем вагоне?

(Нужно уложить белые палочки по длине «вагона» и сосчитать их.)

-А сколько пассажиров поместятся в девятом и десятом вагонах? И т.д.

-Как  ты узнал? В каком по порядку вагоне едут пять пассажиров?

Учитель-дефектолог:
-Наш поезд прибыл на вокзал по расписанию. А вот здания вокзала  нет,  его надо построить, но только из тех палочек, которые указаны цифрами на  карточках. (У ребенка карточки с цифрами)

- Отбери  палочки, соответственно цифрам для постройки вокзала.

Итог :

После осмотра построек учитель-дефектолог задает вопросы:

-Что интересного было на занятии?

-А тебе что понравилось больше всего?

-Какое задание было самым трудным, а  самым легким?

-Как ты считаешь, ты хорошо поработал? Почему так решил?

-За что бы ты себя похвалил?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игрового комплекта "Пертра"

Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных...

Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.Цели:Учить детей адресовывать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.Актуал...

Использование дидактической игры как средства развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В статье рассмартивается вопрос необходимости коррекционно-развивающей  работы по развитию навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Предлагается опыт работы по разви...

Памятка для родителей «Формирование произвольной саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста»

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а так же поступками....