Главные вкладки

    Комплекс упражнений "Развиваем мелкую моторику рук у дошкольников"
    методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

    Полянская Лариса Владимировна

    Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук для дошкольников.

    1. «Кто скорее свернет ленту?»

    Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

    Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.

    Ход игры:

    Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

    Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

    Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.

    Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

    2. «Путешествие пальцев»

    Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

    Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

    Ход игры:

    ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

    Правила:

    1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

    2. все пальцы должны участвовать;

    3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

    3. «Сделай бусы»

    Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.

    Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт.

    Ход игры:

    детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.

    4. «Составь узор или картинку из резинок»

    Цель: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.

    Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.

    Ход игры:

    детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

    Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.

    5. «Составь узор из спичек и палочек»

    Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

    Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.

    Ход игры:

    эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.

    Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счётные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.

    6. «Нитяные узоры»

    Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.

    Оборудование: толстые тяжёлые нитки или тонкие верёвочки; карточки - образцы.

    Ход игры:

    Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верёвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.

    7. «Успевай-ка! »

    Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

    Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.

    Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

    8. «Зайка и зеркало»

    Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

    Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

    9. «Чет-нечет»

    Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре

    Оборудование: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

    Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).

    10. «Кто запомнит?»

    Цель: Развивать память, мелкую моторику.

    Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

    Ход игры:

    взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

    11. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

    Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

    Оборудование: Прищепки

    Ход игры:

    Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    «Сильно кусает котенок-глупыш,

    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

    12. «Скользим на лыжах»

    Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

    Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.

    Ход игры: Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

    «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной зимы».

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

    В новеньких сапожках

    -Зашагали ножки: топ-топ-топ,

    Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

    Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

    Топаем дружнее: топ- топ- топ».

    13. «Нарисую ягодку»

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Оборудование: мелкие пульки от детского пистолета, картинки с ягодами.

    Ход игры:

    Пулькой дети очерчивают нарисованный на листе бумаги контур ягод.

    14. «Рукопожатие»

    Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.

    Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)

    Ход игры:

    Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена рук.

    15. «Иголочки»

    Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

    Оборудование: круглая щетка для волос.

    Ход игры: ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".

    16. «Месим тесто»

    Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

    Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли

    Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".

    17. «Возьми горошины»

    Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

    Оборудование: горох, блюдце.

    Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами беретгорошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом беретследующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kompleks_uprazhneniy.docx22.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук для дошкольников.

    1. «Кто скорее свернет ленту?»

    Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

    Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.

    Ход игры:

    Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

    Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

    Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.

    Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

    2. «Путешествие пальцев»

    Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

    Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

    Ход игры:

    ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

    Правила:

    1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

    2. все пальцы должны участвовать;

    3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

    3. «Сделай бусы»

    Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.

    Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт.

    Ход игры:

    детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.

    4. «Составь узор или картинку из резинок»

    Цель: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.

    Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.

    Ход игры:

    детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

    Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.

    5. «Составь узор из спичек и палочек»

    Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

    Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.

    Ход игры:

    эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.

    Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счётные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.

    6. «Нитяные узоры»

    Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.

    Оборудование: толстые тяжёлые нитки или тонкие верёвочки; карточки - образцы.

    Ход игры:

    Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верёвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.

    7. «Успевай-ка! »

    Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

    Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.

    Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

    8. «Зайка и зеркало»

    Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

    Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

    9. «Чет-нечет»

    Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре

    Оборудование: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

    Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).

    10. «Кто запомнит?»

    Цель: Развивать память, мелкую моторику.

    Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

    Ход игры:

    взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

    11. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

    Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

    Оборудование: Прищепки

    Ход игры:

    Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    «Сильно кусает котенок-глупыш,

    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

    12. «Скользим на лыжах»

    Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

    Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.

    Ход игры: Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

    «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной зимы».

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

    В новеньких сапожках

    -Зашагали ножки: топ-топ-топ,

    Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

    Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

    Топаем дружнее: топ- топ- топ».

    13. «Нарисую ягодку»

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Оборудование: мелкие пульки от детского пистолета, картинки с ягодами.

    Ход игры:

    Пулькой дети очерчивают нарисованный на листе бумаги контур ягод.

    14. «Рукопожатие»

    Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.

    Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)

    Ход игры:

    Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена рук.

    15. «Иголочки»

    Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

    Оборудование: круглая щетка для волос.

    Ход игры: ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".

    16. «Месим тесто»

    Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

    Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли

    Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".

    17. «Возьми горошины»

    Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

    Оборудование: горох, блюдце.

    Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами беретгорошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом беретследующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики рук у дошкольников из опыта работы.

          Я хочу  поделиться наиболее яркими, простыми, и интересными для детей и воспитателей моментами по работе над развитием мелкой моторики рук детей....

    Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР

    Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР...

    Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики рук ребёнка-дошкольника

    Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по развитию...

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

      У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклоне­ния в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в сист...

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

    Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

    Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

    Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...