развитие мелкой моторики руки у дошкольников
материал по логопедии по теме

 Кудашева Елена Викторовна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

на тему:

        Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых пяти месяцев.

Пассивная гимнастика (массаж)

             Лучше, если технику массажа вам покажет опытный массажист, однако самые простые приемы Вы можете освоить сами.

                 Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

               Массаж включает в себя следующие типы движений:

  1. поглаживание: совершается в разных направлениях.
  2. растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
  3. вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)
  4. массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
  5. сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Пальчиковые игры

Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:

зайчик:
-указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

человечек:
бегаем указательным и средним пальцами по столу

ёжик:
-руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

кошка:
-соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх

коза рогатая:
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем

бабочка:

-руки скрепить в запястья и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях – «бабочка летит»

очки:
-пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам

Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений.

Потешки для мелкой моторики
ладушки

- Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)

варежка

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)

братцы

Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак - говорят.
- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)

 замок

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
(расцепить пальцы)

             Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

             Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

            Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  1. Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  2. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  3. Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  4. Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  5. Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  6. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  7. Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

            И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.


ДОЖДИК

Вышел дождик на прогулку.
Он бежит по переулку,
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал.
Дождик кончился. Устал.

Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
На каждую строку загибаем на обеих руках пальцы, начиная с больших.

Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от воды.

Кладем ладони на стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с природным материалом для развития мелкой моторики руки у дошкольников

Консультация для родителейИгры с природным материалом для развития мелкой моторики“Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,ко...

Игры с природным материалом для развития мелкой моторики руки у дошкольников

Консультация для родителейИгры с природным материалом для развития мелкой моторики“Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,ко...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики руки у дошкольников"

Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. От того, насколько ребенок владеет мелкой моторикой, зависит успеш...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики руки у дошкольника"

Как правильно развивать мелкую моторику руки у детей дошкольного возраста....

Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»

В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...

Развитие мелкой моторики руки у дошкольников

Развитие мелкой моторики руки теснейшим образом связано с развитием речи детей. Очень важно развивать мелкую моторику, начиная с младшего дошкольного возрата....