Мастер-класс для педагогов "Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников""
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Муллагулова Лариса Шахабджановна

Цель: повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе ознакомления с технологией сказкотерапии на примере логопедического занятия.

Задачи: раскрыть понятие сказкотерапия, на примере логопедического занятия обучить методам и приемам применения сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoskazka.docx261.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений

у дошкольников»

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования  приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  включение элементов сказкотерапии позволяет решать  разнообразные  задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам.

Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,  паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

 Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, отзывчивости, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма и т.д.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование  сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Приглашаю всех на занятие в старшую группу №6, где на  примере логопедического занятия, познакомлю с некоторыми играми и упражнениями, которые используются в  совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Конспект

Тема: Логосказка «Золушка».

Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; закрепить знания цветов; закрепить знания по теме «одежда».

         Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной моторики; развитие познавательных процессов, мышления; развитие общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, развитие связной речи.

         Коррекционно-воспитательные: воспитание  отзывчивости, воспитание чувства доброты, желания помочь.

Методы и приемы:

Метод стимулирования мотивации познавательной деятельности:

  • создание ситуаций занимательности;
  • создание ситуаций успеха;
  • познавательные игры;
  • поощрение.

Методы организации познавательной деятельности:

  • метод словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение);
  • методы наглядной передачи зрительного восприятия (видео презентация);
  • методы практической передачи и тактильного, кинестетического восприятия (трудовые действия);
  • методы ведущего вида логики (разрезные картинки).

Методы контроля и самоконтроля:

  • текущий и итоговый;
  • индивидуальный, фронтальный;
  • самоконтроль.

Предварительная работа: чтение сказки «Золушка».

Оборудование: магнитофон, ноутбук, телевизор, картинки для артикуляционной гимнастики: «Окошко», «Блины», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Иголочка», «Утюжок», «Веник»; картинки: Золушка в рабочем и нарядном платье; разрезные картинки: три платья, три пары туфель, три шляпки красного, желтого и зеленого цветов; семена гороха и чечевицы, тарелочки, колпачок.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Дети сидят на ковре.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждут сказочные приключения, увлекательные игры и еще много всего интересного.

(Звучит тихая волшебная музыка.)

Чтобы в сказку нам попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, сказка и игра!»

Логопед: Глазки откроете тогда, когда услышите колокольчик:

        Сказку я вам расскажу,

        В гости в сказку приглашу.

        Слушайте, дети.

        Жила семья на свете:

        Муж, жена, три дочки с ними.

        Дочки были уж большими.

        Только две из них лентяйки,

        Неряхи, задиры, зазнайки…

        Лишь одна из них была

        И сердечна и мила

        Это…(кто?) (Звучит колокольчик, дети открывают глаза, отвечают) Золушка была. (Появляется Золушка на экране, видео снять заранее.)

Золушка (видео): Во дворце сегодня бал, всех король туда позвал. А злая мачеха, столько работы мне задала, боюсь одной мне не справиться, помогите мне, пожалуйста!

H:\1 фото\IMG_2441 — копия.JPG

Логопед: Ребята, поможем Золушке? (Да)

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Надо Золушке окна помыть (упражнение «Окошко»), блинов испечь (упражнение «Блинчик»), варенья наварить (упражнение «Вкусное варенье»), чай в чашки налить (упражнение «Чашечка»), одежду починить (упражнение «Иголочка»), потом ее погладить (упражнение «Утюжок»), пол подмести (упражнение «Веник»).

H:\1 фото\IMG_2442 — копия.JPG

      Развитие мелкой моторики. Золушка устала, а мачеха не унимается, новые задания придумывает. Говорит: «Посиди, семена перебери». Ребята, давайте поможем Золушке. Вам надо отделить горох от чечевицы. (Дети сортируют чечевицу и горох).

H:\1 фото\IMG_2444.JPG   H:\1 фото\IMG_2445.JPG

     

 Складывание из частей целого, закрепление названий цветов. Только Золушка с одной работой управится, как сестры с мачехой ей новую работу придумывают. Посмотрите ребята, они все наряды свои на кусочки порезали, помогите все починить

(Дети собирают наряды: платья, туфли, шляпки, подбирают их по цветам).

H:\1 фото\IMG_2446.JPG     H:\1 фото\IMG_2448.JPG

       Развитие грамматического строя. Но мачеха с сестрами снова недовольны, говорят, им наряды велики. Но у меня есть волшебный колпачок. Колпачок кто надевает, все предметы уменьшает (Ребенок (до 9 человек) выходит, надевает колпачок и называет уменьшительно-ласкательную форму слов: шляпа, платье, туфли).  

      Мачеха с сестрами уехали на бал и наказали Золушке одежду постирать и погладить, выходите ребята, поможем Золушке.    

Физминутка (развитие общей моторики).

Дети выполняют движения под музыку Е. Железновой «Стирка».

Развитие речевого дыхания и слухового внимания.

Ребята, теперь надо помочь Золушке попасть на бал, для этого надо свечи в доме задуть и отстучать ритм который бьют волшебные часы. Если справитесь, то Золушка попадет на бал. Готовы?  Возьмите свечи и задуваем. Послушайте и повторите.

11---11, 1---11---1, 11---111.

Золушка (видео) Спасибо ребята за вашу помощь.

Логопед. Ребята, Золушка благодаря вам отправилась на бал, а нам с вами надо возвращаться в детский сад, вы готовы? Тогда глазки закрываем дружно всем сказать пора:

               «До свидания сказка,

                 Детский сад ура!».

Итог. Ребята, в какой сказке мы с вами побывали? С какой работой помогли  справиться Золушке? Тяжелая у Золушки работа? А интересная? Золушка в благодарность за вашу помощь, оставила для вас полезные  витамины, нам же друзья, на прощанье, осталось сказать «До свиданья!»

Я считаю, что именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс « Логопедический массаж ложками как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников"

1.     опыт работы на тему:«Логопедический массаж  ложками,как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников»....

Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Консультация дл педагогов.Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ...

Проект «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»

Цель проекта: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.Задачи проекта:·        Повышение мотивации и интереса де...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»

Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо  выбрать наиболее эффективные модели обучения. Так, проект "Логопедические сказки" стал одним из важ...

мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...