«Что такое дисграфия?»
консультация

Васильева Алена Александровна

Консультация для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya.docx349.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и  родителей.

«Что такое дисграфия?»

C:\Users\Логопед\Desktop\обои\игра.jpg

  Дисграфия – это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонением от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Симптомы дисграфии: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил.

Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений:

 вместо МАМА – МОМО, вместо ЖУК – ЗУК, вместо ДОМ – БОМ и т.п.

Наиболее встречаемые ошибки на письме:

- Замена букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА)

- Пропуски букв (МАИНА вместо МАШИНА)

- Вставка лишних букв (АВОТОБУС вместо АВТОБУС)

- Перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ)

- Недописывание слов (ДОРОГ вместо ДОРОГА)

- Слияние нескольких слов в одно (МАМАМЫЛА вместо МАМА

МЫЛА)

- Разделение одного слова на части (О БЛАКО вместо ОБЛАКО)

Формы дисграфии, которые встречаются наиболее часто:

1. Акустическая дисграфия – в её основе лежат трудности слуховой

дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на

письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО)

2. Артикуляционно – акустическая дисграфия – связана со звуковыми заменами в устной речи, которые отражаются на письме. Сам характер письменных ошибок при акустической и артикуляционно - акустической дисграфии одинаков, разница лишь в том, что при артикуляционно – акустической дисграфии и в устной речи ребенка также имеются однотипные звуковые замены, тогда как при акустической дисграфии этого не наблюдается. (Если ребенокговорит ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то так он и пишет).

3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока – ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие – то отдельные слова и затем разделить эти слова на звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной:

- запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова»;

- пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении (ТРЕЛА вместо СТРЕЛА);

- пропуски гласных букв;

- перестановка букв;

- разделение слова на части.

4. Оптическая дисграфия – трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими:

- замена букв, состоящих из одного количества одинаковых элементов,

или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов;

- недописывание элементов буквы;

- «зеркальное» изображение букв.

5. Аграмматическая дисграфия – несформированность у ребенка

грамматических систем словообразования, что прежде всего находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласование слов. (ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ. ГРУБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ)

6. Смешанная форма дисграфии – несформированность сразу двух

или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую

картину письма. Как правило, эта форма встречается чаще всего.

профилактика дисграфии.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделить особое внимание, поскольку, именно путь ее профилактики должен стать самым основным в решении данной проблемы. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает»

появление дисграфии.

Первая группа — это конституциональные предпосылки:

индивидуальные особенности формирования функциональной специализации полушарий мозга, наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственников.

Вторая группа — это энцефалопатические нарушения, обусловленные вредными воздействиями в периоды пре -, пери-и постнатального развития. Повреждения на ранних этапах онтогенеза (пренатальный период) чаще вызывают аномалии развития подкорковых структур. Более позднее воздействие патологических факторов (роды и постнатальное развитие) в большей степени затрагивают высшие корковые отделы мозга. Воздействие вредных факторов приводит к отклонениям в развитии мозговых систем, получивших название «дизонтогений» (негрубые, резидуальные состояния), к неравномерности развития отдельных мозговых функций (минимальные мозговые дисфункции). Неравномерность развития каких-либо областей мозга отрицательно сказывается на формировании функциональных систем психики, обеспечивающих определенные функции.

Третья группа причин, обусловливающих возникновение

дисграфии, — это неблагоприятные социальные и средовые факторы. Их влияние на патогенез нарушений письменной речи может быть значительным. К таким факторам автор относит:

 не соотнесенное с фактической зрелостью ребенка время начала обучения грамоте;

 не соотнесенные с возможностями ребенка объем и уровень требований в отношении грамотности;

 не соответствующие индивидуальным особенностям ребенка методы и темпы обучения.

Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка социальная среда должна быть развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты, способные привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности и т. п. Большую помощь в этом могут оказать тщательно подобранные «развивающие» игрушки, а позднее и игры. И, безусловно, совершенно незаменимую роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей. Особое же внимание в этот период должно быть уделено полноценному развитию устной речи ребенка, поскольку именно она явится той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь.

Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...