Преодоление дефектов произношение [ С].
консультация

Васильева Алена Александровна

Задания и игры для автоматизации звука С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ   ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА

[ С].

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [ С ]

Губы растянуты в полу улыбке, зубы видны, губы находятся на расстоянии 1-1,5 мм , язык широкий, кончик языка опушен и упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохождение холодной воздушной струи через желобок (которая хорошо ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту) и вызывает специфический шум, похожий на свист. Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.

Артикуляторная гимнастика для постановки звука   [ С ].

  • «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Пирожок», «Вкусное варенье», «Язык перешагивает через зубы», «Киска сердиться»

  • Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [ С ]

  • «Как течет водичка»

  • Ваня пошел в ванну   мыть руки после прогулки. Повернул   кран, и вода полилась очень быстро и шумно: [c-c-c-c-c] (громко) и брызги летели в разные стороны. Ваня убавил воду, повернув кран, и водичка полилась медленно тонкой струйкой и стала петь так: [ с-с-с-с-с-с ] (тихо).  

  • Ваня, вымыл руки с мылом и выключил кран.   Как пела водичка, когда текла быстро из крана, а как медленно?

  • «Насос»

  • Саша ехал на велосипеде и вдруг «бах-бах» проколол колесо гвоздем. Саша слез с велосипеда, заклеил колесо, взял насос и начал накачивать шину [ с-с, с-с-с, с-с-с ] . Давай поможем Саше накачать шину (ребенок произносит звук с-с-с и одновременно делает движения руками, как будто он качает насос).

  • «Холодный ветерок»

  • Зима. На полях , лугах, крышах домов лежит снег. (демонстрация картин   с зимней тематикой). Зимой дует холодный ветер вот так: [ с-с-с-с ] и сдувает снежинки с деревьев, домов и т.п.

  • Положите на ладонь кусочек ваты, поднесите ее к подбородку и произносить [ с-с-с-с ] , ребенок должен почувствовать, что струя воздуха действительно холодная. (можно сравнить со звуком [ Ш ] , при произнесении которого воздушная струя теплая.

  • «Сушим белье»

Взрослый держит в руках натянутую веревку, ребенок вешает на нее носовой платок (или любой кусочек легкой   материи) и крепит его прищепками к веревкам. На команду «Подул сильный ветер» ребенок начинает дуть на платок с-с-с-с-с (как в упражнении «Холодный ветерок»). По команде ветер стих, ребенок перестает произносить звук [ С ] . Повторяете это упражнение несколько раз, с разной силой и громкостью произношения звука [ С ] . Сильный ветер подул - ребенок громко и с силой выдувает воздух и произносит [C] ,   тихий ветер - ребенок тихо произносить звук [C] .

Наряду с уточнением   и закреплением артикуляции звука,   необходимо проводить работу по развитию

 слухового и фонематического восприятия отрабатываемого звука.

С этой целью используются упражнения следующего типа:

  • «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши (подпрыгни, подними флажок, и т.п.), когда услышишь «песенку водички»

  • Взрослый произносить звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних этапах - близкие)

  • Например: С, Д,К,С,Х,Р,Я,О,С, Н, затем В,С,Т,Ц,С,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ

  • Если ребенок изолированно произносить звук [ С ] , то можно переходить к следующему этапу АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [ С ]

  • АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ С ] В СЛОГАХ

  • Послушай, какую песенку поет нам ветер и повтори вместе со мной. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [ С ] . Можно просить его спеть как ветер, водичка и т.п. Звук [ С ] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно с-с-с, затем как обычно С. Например:

  • Автоматизация звука [C] прямых   слогах:

С-с-с -а

С-с-с - ы

С-с-с - о

С-с-с - у

СА-са-са

Сы-сы-сы

Со-со-со

Су-су-су

СА-со-су-сы

Со-са-сы-су

Су-са-со-сы

Сы-са-су-со

Для поддержания интереса ребенка к столь   не веселому занятию как произнесение слогов, можно разнообразить деятельность следующими видами заданий:

  • - взрослый называет начало слова, а ребенок договаривает слог, например:

  • Добавляй слог СА: ли....(СА), колба...(СА),   о...(СА) и т.д

  • Добавляй слог СЫ: кос...(СЫ), но...(СЫ), ча...(СЫ) и т.д.

Автоматизация звука [C] в обратных   слогах:

А-с-с-с

и -c-c- с

О-с-с-с

У -c-c-c

Ас-ас-ас

и c- и c- и c

Ос-ос-ос

ус-ус-ус

Ас-ис-ес-эс

Ос-ас-ис-ус

Ис-ас-ус-юс

Яс-ас-ис-ус

Автоматизация звука [ С ] в интервокальной позиции:

Аса-аса-аса

Исы-исы-исы

Осо-осо-осо

Усу-усу-усу

Аса-оса-уса

асэ - осэ - усэ

Асо-осо-усо

Асы-осы-осу

Ёса-юса-иса

Ёсо-юсо-исо

Автоматизация звука [C] в слога со стечением согласных:

Бса-бсы- бсо -бсу

Пса- псы- псо-псу

мса- мсы- мсо-мсу

дса-дсы- дсо -дсу

Тса- тсы - тсо-тсу

Гса- гсы - гсо-гсу

Кса-ксы-ксо - ксу

Сва-свы- c во-сву

Сма-смы-смо-сму

Спа-спы-спо-спу

Сба-сбы-сбо-сбу

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [C] В СЛОВАХ.

К этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [ С ] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет сложно с ними справляться, у него может не получаться и это подорвет положительный настрой ребенка к занятиям, или он может совсем отказаться от них. Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия для него доступны и достижимы и интересны.

Автоматизация в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).

Например,   задания могут быть такие:

  • «Какой звук пропал?» Повтори слова и скажи, какой звук пропал во втором слове.

  • Маски-маки, соски-соки, ласки-лаки.

  • «Поставь перед словом звук [ С ] » и проговори это слово

  • Тол-стол, тук-стук, кот-скот, ток-сток

  • «Какое слово получилось?». Замени первый звук (последний, в середине) в слове на звук [ С ] , повтори это слово, четко проговаривая звук [C]

  • Палки- Салки, бок-Сок, кон-Сон, мало - сало

  • Пёк-ПёС, нож - ноС, голод- голоС, пар - паС, март-марС

  • Качка- КаСка, лепка-леСка, сопка-соСка, парт-паСта

  • «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано ». Это задание необходимо проводить на последних   этапах автоматизации звука [C] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [C] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [ С ] .

  • «Вспомни слово» в названии, которого есть звук [ С ] . Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [ С ] . Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)

На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:

  • - Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [ С ] : сани, лак, диван, мыс, книга, жираф, фасоль, стог, каф, кастрюля и т.п.

  • - «Повтори цепочку слогов» СА-со-су, сы-со-су и т.д

  • - упражнение, «Какое слово получилось?» так же способствует развитию фонематического и слухового восприятия

Ниже предлагается порядок   слов для автоматизации звука [ С ] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука   [ С ] в слова. И подбирать слова так, что бы в них минимально встречались звуки, которые ребенок не правильно произносит на данный момент

Автоматизация звука [ С ] в начале слова без стечения согласных звуков:

Повтори слова, четко проговаривая звук [ С ]:

Сад

Сани

Сапог

Сода

Сок

Соль

Сом

Сон

Суд

Судно

Сук

Сукно

Сундук

Суп

Сын

Сайка

Сало

Автоматизация звука [ С ] в конце слова без стечения согласных звуков:

Вес

Вкус

Мусс

Мыс

Пас

Пас

Опус

Кактус

Покос  

Тёс

Ус

Ф окус

Лес

Вопрос

Утёс

Рис

Бас

Парус

Автоматизация звука [ С ] в середине слова в интервокальной позиции:

Бусы

Оса

Весы

Досуг

Коса

Осока

Песок

Кусок

Посуда

Посадка

Часок

Посылка

Посол

Носок

Басок

Автоматизация звука [ С ] в словах со стечением согласных:

Басня

Воск

Капуста

Киоск

Космос

Каска

Куст

Маска

Место

Мост

Паста

Писк

Пустыня

Тесто

Хвосты

Миска

Мускул

Полоска

Писк

Послание

Скала

Скат

Скамейка

Слова

Слон

Смена

Сметана

Спина

Ставни

Снаряд

Автоматизация звука [ С ] в словосочетаниях:

Вкусный квас

Густая сметана

Квашеная капуста

Миска с рисом

Мясной салат

Осколок стекла

Свежее мясо

Смелый поступок

Солист ансамбля

Соловьиная песня спелые сливы

Стадо скота

Ствол осины

Стеклянный стакан

Страшная маска

Фасад дома

Фасолевый суп

Чистая посуда

Солить суп

АВТОМАТИЗАЦИЯ   ЗВУКА   [ С ] В ПРЕДЛЖЕНИЯХ:

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука С.

  1. Береги нос в трескучий мороз.

  1. В кувшине кислый квас.

  1. В кустах кто-то пискнул.

  1. Кактусы посадили в песок.

  1. Нас восхитила песня пастуха.

  1. Недалеко были посадки леса.

  1. Саша поет грустную песню.

  1. Собака своих не кусает.

  1. Суп солите сами по вкусу.

  1. У сома усы.

  1. Я вынесу сор.

  1. Саша рассказывает.

  1. Саша рассказывает историю.

  1. Саша рассказывает историю о собаке.

  1. Саша рассказывает историю о собаке, спасшей матроса.

  1. Искала сыроежки.

  1. Соня искала сыроежки.

  1. Соня искала сыроежки в кустах.

  1. Соня искала сыроежки в кустах, а нашла бруснику.

  1. В субботу у Кости будут гости.

Стихи, чистоговорки для усовершенствования произношения звука [C]:

Сад в снегу и лес в снегу,

А по лесу я бегу.

У Сони - посылка,

В ней бусы и косынка.

Стынет суп у Сони, Светы,

А они сосут конфеты.

У мамы в сумке

Сом и сметана.

Сом - коту

А сметана - Степану .

Сойка, сидя на сосне,

Поёт песню о весне,

О том, как солнце светит

Всем на свете детям.

Сам сказать сумей-ка

В саду стоит скамейка.

На скамейке сидит кот,

Он нам песенки поет.

Соня в суп добавит соль,

А потом - капусту.

Все соседи хвалят суп:

Он сегодня вкусный.

Есть посуда - самовар,

Есть машина - самоход,

Есть игрушка - самокат

И, конечно самолет!

Суп могу я сам варить,

В сад могу я сам ходить,

Самокат мой сам катать,

С горки в санках сам слетать!

Я несусь на самокате

Мимо сосен и берез.

Оставляет на асфальте

Самокат следы колес.

Самокат я сам катаю,

Встану сам, сам разгоняю,

Ну а если сам сломаю,

Сам его я починю!

Са-са-са, са-са-са,

Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы.

Не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са,

Укусила в нос оса.

Со-со-со, со-со-со,

Стал мой нос, как колесо!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Не боюсь я злой осы!

Су-су-су, су-су-су,

Я осу в руке несу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины, вызывающие дефекты произношения

Используемая литература: Л.Г. Парамонова. Нарушения звукопроизношения у детей. С.-П., 2005....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩЕГО ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

        Стоит ли доказывать, что радость общения с окружающим миром, успех в работе, становление личности во многом зависят от того, как человек владеет родным языком, наско...

Преодоление дефектов произношения звука - ш-

В дошкольном возрасте  многие дети искажают, заменяют  звук -ш-. Для преодоления неправильного произношения звука представлен материал по исправлению....

ДИАГНОСТИКА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В возрасте от 2-х до 3-х лет речь ребенка становится главным средством его общения с окружающим миром. Ему нравится звук собственного голоса. Но дети в этом возрасте недостаточно отчетливо произносят ...

Связь неправильного прикуса и дефектов произношения у детей дошкольного возраста.

Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь....

Дефекты произношения звуков Г, К. Х. Приемы постановки звуков и коррекции.

Приемы постановки звуков и коррекции звуков раннего онтогенеза К, Г, Х....

Звуки Л, Л’. Правильная артикуляции, Дефекты произношения, постановка звуков.

Звуки Л, Л’. Правильная артикуляции, Дефекты произношения, постановка звуков....