Преодоление дефектов произношения звука - ш-
консультация по логопедии на тему

Цыбенова Туяна Валерьевна

В дошкольном возрасте  многие дети искажают, заменяют  звук -ш-. Для преодоления неправильного произношения звука представлен материал по исправлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_defektov_proiznosheniya_zvuka_sh.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Багульник»

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ  

ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [ Ш ]

  • развиваем артикуляционную моторику
  • развиваем фонематический слух
  • изучаем звуко-буквенный анализ слова
  • развиваем внимание, память, мышление

Для индивидуальных

занятий дома и

 в группах детского сада.

Составитель

Цыбенова Т.В.

ГО «Поселок Агинское»

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [ Ш ]

  При произнесении звука [ Ш ] губы вытянуты вперед («рупором») и округлены, расстояние между зубами больше чем при произнесении звука [ С ] (примерно 4-5мм).

  Широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат, боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка опущена, а задняя часть языка приподнята т.о.   язык образует «чашечку» в ротовой полости. Воздух выдыхается равномерно воздушная струя идет   посередине языка. Если поднести тыльную сторону ладони ко рту, то ощущается теплая воздушная струя, в отличии от звука [ С ], при произнесении которого   она холодная.

  Голосовые связки разомкнуты и не напряжены, голоса не образуется.

Артикуляторная гимнастика для постановки звука   [ Ш ]

«Лопатка», «Пирожок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка», «Фокус»

Звук Ш. Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.

Наказать непослушный язык («Лепешка»)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.
Методические указания:

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы вы не задерживали при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: попросить кого-нибудь поднести ватку ко рту, если вы делаете упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. 

Сделать язык широким («Блинчик»)

 Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

 Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
Методические указания:

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Приклей конфетку 

Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5–2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

 Грибок

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Методические указания:

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

 Кто дальше загонит мяч?

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить за произношением именно звука [ф], а не звука [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. 

Вкусное варенье

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [м].
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх–она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. 

Фокус

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 

Гармошка

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания:

1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [ ш ]

  Послушай, какую песенку, «поют» нам листья деревьев, когда на них дует ветер. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [ Ш ] . Можно просить его спеть как листочки, змея и т.п.

«Как шипит змея»

  Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш».   Девочка спросила,   как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш».   Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

  Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».

  Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она (взрослый показывает ребенку картинки с разными животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.

«Шумит лес»

  Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.

  Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите   ш-ш-ш-ш.

«Воздушный шар»

  Ребенок встает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!».   Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук:    ш-ш-ш-ш

«Ты шипи, как змея, а я буду договаривать слово»

  Ребенок произносит звук [ Ш ] , а взрослый добавляет к нему целое слово.

Например: Ш...(утки), Ш...(лак), Ш....(топка), Ш...(куры), Ш...(рамы) и т.д.

«Договори слово»

  Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.

Например:   Каранда...(Ш), малы...(Ш), голы...(Ш), шала...(Ш), ланды...(Ш)

Работа по развитию слухового и фонематического восприятия отрабатываемого звука.

  «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши (подпрыгни, подними флажок, и т.п.), когда услышишь «как шипит змея, шелестят листья деревьев»

  Взрослый произносит звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних этапах - близкие)

Например: Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н, затем В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш.

Игра «Договори слово»

   Я буду говорить начало слова, а ты добавляй последний слог

 Например: слог - ША

КА...(ША), ГРУ...(ША), ТУ...(ША), ЛАП...(ША), ЧА...(ША), КЛУ...(ША)

Игра на развитие фонематического восприятия.

  Подними руки вверх и покачай ими, когда услышишь слог со звуком [ Ш ] .

Ребенку предлагаются слоги: КА-ПА-ШУ-ТЫ-НО-ШИ - ПА-ША-РА-КА-ШО   и т.д.

Работа по формированию слухового и фонематического анализа, синтеза и восприятия

   Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [ Ш ]: Шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.п.

«На каком месте стоит звук [ Ш ] в слове» 

Шар - в начале слова, лапШа - в середине слова, малыШ- в конце слова

  «Придумай слово», чтобы звук [ Ш ] был в начале слова (в конце, середине)»

 

 «Повтори цепочку слогов»  

Ша- Шо-Шу, Ши-Ша-Шо и т.д

Упражнение «Какое слово получилось?» 

Я начну, а ты продолжи ША - …, ШУ - …, ШО - …, ШИ - … и т.д., чтобы получилось слово.

Автоматизация звука [ Ш ] прямых   слогах:

Ш-ш-ш -а

Ш-ш-ш - е

Ш-ш-ш - о

Ш-ш-ш - у

ША-Ша-Ша

Ше-Ше-Ше

Шо-Шо-Шо

Шу-Шу-Шу

Ши-Ша-Ше-Шо

Шо-Ша-Ши-Ше

Шу-Шо-Ша-Ши

Ши-Ша-Шо-Шу

Автоматизация звука [ Ш ] в обратных   слогах:

А-Ш-Ш-Ш

И - Ш - Ш - Ш

О-Ш-Ш-Ш

У - Ш - Ш - Ш

АШ-аШ-аШ

иШ - иШ - иШ

ОШ-оШ-оШ

уШ-уШ-уШ

АШ-иШ-ыШ-уШ

ОШ-аШ-иШ-ус

ИШ-аШ-уШ-оШ

ЯШ-аШ-иШ-уШ

Автоматизация звука [ Ш ] в интервокальной позиции

АШа-аШа-аШа

ИШи-иШи-иШи

ОШо-оШо-оШо

УШу-уШу-уШу

АШа-оШа-уШа

аШэ - оШэ - уШэ

АШо-оШо-уШо

АШи-оШи-оШу

еШа-еШо-иШа

Автоматизация звука [ Ш ] в слога со стечением согласных

Шма-Шмо-Шму

Шпо-Шпа-Шпи

пШа-пШо-пШи

мШа-мШо-мШу

тШа- тШи - тШо-тШу

Шта-Што-Шты-Шту

Шпо-Шпа-Шпы-Шпу

Шны-Шно-Шну

Автоматизация звука [ Ш ] в начале слова без стечения согласных звуков

Шум

Шут

Шея

Шаг

Шик

Шах

Шёпот

Шина

Шуба

Шайба

Шапка

Шахта

Шить

Шайка

Шпоры

Шарф

Шахматы

Шиповник

Автоматизация звука [ Ш ] в конце слова без стечения согласных звуков

Камыш

Мякиш

Финиш

Шалаш

Голыш

Малыш

  Карандаш

Детёныш

Ландыш

Гуляш

Автоматизация звука [ Ш ] в середине слова в интервокальной позиции

Камыши

Каша

Ландыши

Лошадка

Машина

Мешок

Мишень

Мышата

Мышонок

Ноша

Ошейник

Ошибка

Петушок

Пушок

Тишина

Ушанка

Уши

Ушиб

Автоматизация звука [ Ш ] в словах со стечением согласных

Бабушка

Букашка

Вишня

Дедушка

Кашка

Каштан

Пышка

Тушканчик

Квакушка

Кошка

Кувшин

Кукушка

Ладошка

Лапша

Лукошко

Лягушка

Мышка

Окошко

Пашня

Петушки

Пешка

Пушка

Лапша

Лепешка

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Букашка на ромашке

Лягушка-квакушка

Малышка с пышкой

Мешать кашу

Мешок с пшеном

Острый карандаш

Вкусный шоколад

Широкий ремешок

Широкий шаг

Шорох мышки

Бабушка Маша

Петушиное перышко

Пушистая кошка

Пшённая каша

Теплая шуба

Хорошая рубашка

Шаловливая лошадка

Дедушка Миша

Шелушить шишки

Шерстяной шарф

Шикарная машина

СТИХИ, ЧИСТОГОВОРКИ

 ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [ Ш ] В РЕЧИ

Ша-ша-ша - нет карандаша.

Шо-шо-шо - нам гулять хорошо.

Шу-шу-шу - я сижу и не шуршу.

Ши-ши-ши - притихли малыши.

Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

Мыши широкими шагами

Шагали по мостовой.

   

В камышах шуршат мышата,

Шумно плещутся в ушатах.

Шли шестнадцать мышей,

Нашли шесть грошей,

А мыши, что поплоше,

Шумливо шарят гроши.

Шумит на опушке

Мишка Топтыжка.

Шишка на макушке

У бедного мишки.

Наша кошка под окошком

Шутит с мышкой понемножку.

Что-то не до шуток мышке,

Помогу-ка я малышке.

У мышонка у Тотошки

Кашки немножко.

Думает Тотошка

Отдать кашу кошке.

И не будет кошка

Шипеть на Тотошку.

Широкие шины

Шикарной машины

Бесшумно шуршат по шоссе.

Шуршат камыши,

В камышах малыши.

В тишине лесной глуши

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

Ты куда?

К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

Шу-шу-шу, да ши-ши-ши.

Пишет школьник Паша:

Шапка, шайба, каша,

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, Мишутка.

У Маши - котенок Тимошка,

У Миши - мышонок Тотошка.

Не могут Тотошка с Тимошкой

Не шуметь хотя б немножко

Шубу, шапку и калоши

Мы найти никак не можем.

Вот такие шутки

У нашего Мишутки

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Ландыши хороши.

В шалаше шалят ребятишки.

Маша ест пшённую кашу.

Паша и Миша гоняют шайбу.

Даша надела широкий шарф.

Малыши шагают в школу.

Миша и Паша едут на лошадке.

Наш Мишутка любит шутки.

Готовит Наташа пшённую кашу.

У нашей машины шипы на шинах.

Идет пешком мышонок с мешком.

Миша нашёл камешки.

По шоссе идет машина.

Наташа пишет письма Маше.

У Лёши ландыши и ромашки.

У Маши шляпа и шарфик.

У шиповника острые шипы.

Хороша уха из ершей.

Маша и Даша шьют шубу Наташе.

У Ксюши на подушке вышита кукушка.

Маша вышивает мышку.

Мыши шуршат.

Мыши шуршат в тишине.

Мыши шуршат шишкой в тишине.

Мыши шуршат шишкой в тишине при коше.

Мыши шуршат шишкой в тишине при кошке Маше.

Пушистая кошка.

Пушистая кошка на окошке.

Пушистая кошка на окошке слушает

Пушистая кошка на окошке слушает шорох.

Пушистая кошка на окошке слушает шорох мышей.

«Измени первый звук в слове»

Инструкция для ребенка: «Внимательно послушай слово и   замени в нем первый звук на звук [ Ш ] .  

«Какое слово у тебя получилось?»

Тапка- шапка, жаль - шаль, мах-шах, губы-шубы, мыло-шило, бык-шик, дар-шар, майка-шайка, топот - шёпот, чашка-шашка, мышка-шишка, парить-шарить, накал-шакал и т.д.

«Поставь перед словом звук [ Ш ] » и проговори это слово

       Инструкция для ребенка: «Внимательно слушай слова и добавляй к нему первый звук [ Ш ] .

«Какое слово у тебя получилось?»

Лак- Шлак, ах-Шах, лица-Шлица, пион-Шпион, рамы-Шрамы, утки-Шутки и т.д.

«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано» 

   Подберите картинки, в названии которых есть звук [ Ш ] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [ Ш ] .

      Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинки и назови предметы в названии которых есть звук [ Ш ], четко проговаривая звук [ Ш ] (например, картинки могут быть такие: шкаф, дверь, стул, шишка, шуба, тарелка, каша и т.д.). Ребенок выбирает картинки со звуком [ Ш ] и называет их.

«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [ Ш ] 

  Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [ Ш ]. Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр).

Нарисуй картинки, в названиях которых есть звук [ Ш ] (в любой позиции).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'

В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...

Причины, вызывающие дефекты произношения

Используемая литература: Л.Г. Парамонова. Нарушения звукопроизношения у детей. С.-П., 2005....

занятие для детей с умственной отсталостью старшего возраста по преодолению произношения звуков

занятие для детей с умственной отсталостью старшего возраста по преодолению произношения звуков...

Преодоление дефектов произношение [ С].

Задания и игры для автоматизации звука С....

Дефекты произношения звуков Г, К. Х. Приемы постановки звуков и коррекции.

Приемы постановки звуков и коррекции звуков раннего онтогенеза К, Г, Х....

Звуки Л, Л’. Правильная артикуляции, Дефекты произношения, постановка звуков.

Звуки Л, Л’. Правильная артикуляции, Дефекты произношения, постановка звуков....

Разработка коррекционно-развивающего логопедического занятия по преодолению нарушения произношения звука [Р]

Представляю вашему вниманию занятие по преодолению недостатков произносительной стороны речи. Занятие е разработано для воспитанников, обучающихся по адаптированной общеобразовательной прог...