Главные вкладки

    комплекс игр, направленный на оптимизацию межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

    Кузнецова Нина Сергеевна

    Данный  комплекс игр, направлен на развитие и оптимизацию межличностных отношений в диадах «ребенок-ребенок». 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В нашей работе мы подобрали комплекс игр, направленных на развитие и оптимизацию межличностных отношений в диадах «ребенок-ребенок».

    Целью данного комплекса является:

    1. развитие самопринятия и принятия партнера по общению;
    2. умение вступать в контакт и вести диалог;
    3. развитие умения слушать и слышать собеседника;
    4. развитие и понимание жестов, пантомимики, позы;
    5. развитие телесного контакта между детьми;
    6. развитие эмпатии;
    7. развитие коллективного взаимодействия;
    8. снятие конфликтности.

    Таблица 1

    Комплекс игр направленных на оптимизацию межличностных отношений в диадах «ребенок-ребенок»

    Игры, направленные на развитие самопринятия и принятия партнера по общению

    Наименование

    игры

    Цель

    игры

    Методические приемы

    Оборудование

    1.

    «Кто я?»

    расширить у детей представления о себе;

    формировать принятие себя.

    объяснение

    показ

    игрушка-кукла

    2.

    «Закончи предложение»

    учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, увлечения; учить рассказывать о них.

    объяснение

    мяч

    3.

    «В центре круга»

    учить детей говорить добрые слова в адрес другого ребенка, дать возможность каждому ребенку ощутить внимание и дружескую поддержку.

    объяснение

    4.

    «Слова поздравления и пожелания»

    формировать у детей положительное отношение к другому ребенку, умение говорить ему добрые слова и пожелания.

    объяснение

    разрезные открытки

    5.

    «Опиши друга»

    учить детей обращать внимание на внешность и индивидуальные особенности другого человека, принимать его таким, какой он есть.

    объяснение

    Игры на умение вступать в контакт, вести диалог

    Продолжение таблицы 1

    Наименование

    игры

    Цель

    игры

    Методические приемы

    Оборудование

    1.

    «О чем можно спросить при встрече?»

    учить детей вступать в контакт друг с другом.

    объяснение

    показ

    красивая палочка

    (цветок, открытка)

    2.

    «Познакомимся поближе»

    учить детей задавать вопросы партнеру, запоминать сведения о нем, развернуто формулировать и излагать свои мысли.

    объяснение

    коробка,

    разрезные открытки

    3.

    «Паутинка»

    развивать умение вступать в контакт, рассказать о себе, дать возможность детям приобрести опыт прочувствования сплоченности группы.

    объяснение

    клубок ниток

    4.

    «Игра с мячом»

    учить детей обращаться друг к другу по имени.

    объяснение

    мяч

    5.

    «Саша-Наташа-Юля»

    учить детей обращаться друг к другу по имени и запоминать имена

    объяснение

    мяч

    6.

    «Вежливые слова»

    учить детей обращаться к другим детям по имени, использовать в обращении слова вежливости, благодарности, извинения, приветствия,

    объяснение

    мяч

    Продолжение таблицы 1

    Наименование

    игры

    Цель

    игры

    Методические приемы

    Оборудование

    прощания.

    7.

    «Можно – нельзя»

    учить детей оценивать эффективность различных способов общения

    объяснение

    красные и зеленые карточки

    8.

    «В группу пришел новый мальчик»

    развивать у детей инициативу при вступлении в контакт, учить доброжелательному отношению друг к другу.

    объяснение

    Игры на развитие умений слушать и слышать партнера

    1.

    «Рассказываем сказку»

    учить детей внимательно слушать друг друга.

    объяснение

    2.

    «Рыба-зверь-птица»

    учить детей внимательно слушать друг друга.

    объяснение

    3.

    «Испорченный телефон»

    учить детей внимательному слушанию других.

    объяснение

    4.

    «Рисунок по заказу»

    развивать умение слушать, слышать и понимать другого ребёнка.

    объяснение

    Игры на использование и понимание жестов, позы, пантомимики

    1.

    «Поприветствуем друг друга без слов»

    развивать умение использовать жест и позу в общении.

    объяснение

    показ

    Продолжение таблицы 2

    Наименование игры

    Цель игры

    Методические приемы

    Оборудование

    2.

    «Расскажи стихи руками»

    развивать чувство уверенности в себе, учить использовать жест и пантомимику.

    объяснение

    показ

    3.

    «Зрители и актёры»

    упражнять детей в использовании разнообразных средств общения (поз, мимики, пантомимики).

    объяснение

    показ

    4.

    «Скульптор и глина»

    учить детей, помогать друг другу занимать определённые позы, тренировать выразительность поз.

    объяснение

    показ

    5.

    «Разговор через стекло»

    учить детей понимать невербальные средства общения, развивать внимательность и наблюдательность.

    объяснение

    показ

    Игры и упражнения на телесный контакт

    1.

    «Возьмёмся за руки, друзья»

    учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

    объяснение

    2.

    «Поздороваемся с закрытыми глазами»

    дать детям возможность ощутить свою принадлежность к группе, близость и тепло другого человека.

    объяснение

    3.

    «Благодарю тебя»

    учить детей выражать положительное отношение к другому человеку, развивать чувство принадлежности к группе.

    объяснение

    Продолжение таблицы 1

    Наименование игры

    Цель игры

    Методические приемы

    Оборудование

    4.

    «Рисунок на спине»

    развивать тактильную чувствительность и способность развивать тактильный образ.

    объяснение

    показ

    5.

    «Колечко»

    создать положительный эмоциональный настрой, помочь детям войти в контакт.

    объяснение

    показ

    колечко или любой небольшой предмет

    Игры на развитие эмпатии

    1.

    «Зеркало настроения»

    развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнёра.

    объяснение

    2.

    «Угадай настроение»

    учить детей по мимике лица, жестам, позам, расположению в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.

    объяснение

    Коробка с фотографиями

    Продолжение таблицы 1

    Наименование игры

    Цель игры

    Методические приемы

    Оборудование

    3.

    «Посочувствуйте другому»

    развивать у детей способность ставить себя на место другого, выражать сочувствие, сопереживание.

    объяснение

    показ

    4.

    «Закончи предложение»

    учить детей понимать чувства и переживания другого человека.

    объяснение

    красивая палочка

    (цветок)

    5.

    «Злой дракон»

    учить детей совместно переживать эмоциональные состояния, способствовать объединению детей, желанию поддерживать друг друга.

    объяснение

    большие картонные коробки

    (игровые палатки)

    Игры на развитие навыков группового взаимодействия

    1.

    «Дракон кусает свой хвост»

    развивать навыки группового взаимодействия.

    объяснение

    2.

    «Мы ходим, ходим, ходим»

    упражнять детей в согласованности действий, развивать внимание.

    объяснение

    показ

    3.

    «Страна Х» (коллективный рисунок)

    предоставление возможности каждому ребёнку участвовать в общей деятельности, развитие навыков группового взаимодействия.

    объяснение

    ватман

    (большой лист бумаги)

    Продолжение таблицы 1

    Наименование игры

    Цель

    игры

    Методические приемы

    Оборудование

    4.

    «Иголка и нитка»

    снятие психологического напряжения, совершенствование навыков группового взаимодействия.

    объяснение

    показ

    5.

    «Истории из чудо – мешочка»

    учить детей взаимодействовать развивать навыки совместной творческой деятельности.

    объяснение

    мешочек

    Игры на снятие конфликтности

    1.

    «Ссора»

    учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания (дружелюбие и враждебность); знакомить детей с конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций. А также способствовать их усвоению и использованию.

    сюрпризный момент

    Тарелочка

    картина с изображением девочек

    2.

    «Моделирование конфликтной ситуации»

    отработка навыков реагирования в конфликтной ситуации, приобретение умений встать на позицию другого, распознавать его чувства и переживания.

    беседа

    драматизация

    сказочные персонажи

    Продолжение таблицы 1

    Наименование игры

    Цель

    игры

    Методические приемы

    Оборудование

    2.

    «Примирение»

    учить детей ненасильственным способам выхода из конфликтной ситуации.

    беседа

    игрушки сказочных персонажей

    3.

    Этюд с содержанием проблемной ситуации

    учить детей анализировать поступки, способствовать усвоению правил поведения в сложных ситуациях.

    беседа

    4.

    «Сладкая проблема»

    научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблем в свою пользу.

    объяснение

    печенье

    салфетки

    Окончание таблицы 1

    5.

    «Коврик мира»

    научить детей стратегии переговоров и дискуссий при разрешении конфликтов в группе. Наличие такого коврика мира в группе побуждает детей отказаться от драк и споров, заменив их, обсуждением проблем друг с другом.

    сюрпризный момент

    кусок тонкого пледа или ткани размером 90*150 см (мягкий коврик такого же размера), фломастеры, клей, блёстки, бисер, цветные пуговицы

    Таким образом,  сделать вывод, что  игр, подобранный для  межличностного взаимодействия  друг с другом, :

    1. снятию тревожного ;
    2. формированию  согласовывать свои  со сверстниками;
    3. снятию  в общении с другими ;
    4. способствует  интереса и положительного  друг к другу;
    5.  формированию навыков  и невербального ;
    6. сплочению детского  в группе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музей как средство оптимизации взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста.

    Обогащение содержания семейного досуга способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает улучшение взаимопонимания между ее членами и, особенно между...

    Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

    В статье рассматриваются особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи....

    Проблема межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития ...

    Обобщение опыта: «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»

    Обобщение опыта:«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»...

    Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста.

    Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста....

    Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».

    laquo;Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».Жизнь каждого ...