Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики и речевого развития дошкольников.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кочетова Наталья Александровна

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения. При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объѐмному изображению декораций из конструктора, помогают ребѐнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развѐрнутым и логичным. Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики и речевого развития дошкольников.

Аннотация: Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических

технологий. Одним из таких технологий является – ЛЕГО-конструирование.

Лего-технология является универсальной, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с конструктором.

 Ключевые слова: конструирование, мелкая моторика, игровая деятельность.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе

совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями,

переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности [5, с.5].

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений

пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и

речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина)

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание,

задержка моторной стороны речи [7, с.3].

Термин конструирование означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных

предметов, частей, элементов. Это продуктивный вид деятельности, направлен на получение продукта, соответствующего его функциональному назначению.

По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Важно, что мышление детей в процессе конструирования имеет практическую направленность и носит творческий характер.

Речь дошкольника обогащается быстрее, если его естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Применяя методы развития речи во

всех видах детской деятельности, вы провоцируете на естественное речевое развитие.

В процессе конструирования воспитанники вынуждены взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Накопленные впечатления, создание речевых ситуаций, беседы, ролевые и сюжетные игры, труд помогут ему выбрать материал для конструирования и вызовет потребность в высказывании. Необходимо обеспечить обратную связь, практикуя анализ высказывания взрослым и сверстниками. Важно, чтобы это были конструктивные добавления к рассказу, чтобы сверстники и сам и говорящий, могли выслушать и исправить речевые ошибки. Такие тренировки развивают речевые способности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, речь обогащается

новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко; дети учатся в верном употреблении понятий (широкий –

узкий, высокий – низкий и т.д.). Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например,

круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней), о геометрических телах (куб, цилиндр, шар). В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность, планирующая мыслительная деятельность, что являются важными факторами при формировании предпосылок учебной деятельности, а следовательно повышению их мотивации к учению на следующих ступенях образования. Совместное конструирование (коллективные постройки, поделки) играют большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение договариваться, соблюдать очередность, распределять обязанности, работать сообща, сопровождая действия комментариями.

Я работаю на логопедической группе. Основная задача моей работы – коррекция речи, всех еѐ компонентов. Тренируя пальцы, мы оказываем

мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO – технологий,

ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

К компонентам устной речи относится: словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры

речи (в нее входит развитие фонематического слуха), развитие связной речи.

Я активно использую ЛЕГО — конструирование на занятиях, так как это позитивно отражается на качестве коррекции и обучения и способствует:

  • Развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • Формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
  • Формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
  • Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя

соответствующие слоги и слова);

  • Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
  • Овладению звуко — буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных,

твердых и мягких согласных);

  • Формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, мышления, внимания);
  • Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон

коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Играя с ЛЕГО, можно развивать разговорную речь ребенка. Я постаралась собрать и систематизировать дидактические игры по легоконструированию. Предлагаю их вашему вниманию.

1. Развитие лексической стороны речи.

Игры направлены на обогащение, расширение и активизацию словарного запаса детей.

При проведении работы по развитию лексики и связной речи Легоконструирование предоставляет широкие возможности, в частности:

  • конструирование предметов в рамках изучаемой темы ( «Мебель» «Транспорт», «Животные», «Рыбы» и т. д.)
  • составление описательного рассказа о созданном предмете
  • изучение названий частей предмета и т. д.

Д/и «Паровоз»

Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор картинок с изображением предметов различных групп (например – домашние

животные и дикие животные).

На первом этапе занятия педагог просит детей по образцу выложить с помощью элементов конструктора на своих плато «вагончики»:

- Наши картинки отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие.

Задача детей – разложить картинки согласно инструкции.

Д/и «Один — много»

Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один

элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.

Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети

перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.

Д/и «Огромный, средний, маленький»

Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я

– маленькая.

Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали

(например – «сумище – сумка – сумочка»).

Д/и «Кто больше знает»

Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость,

сообразительность.

Игровое действие. Соревнование – кто больше назовѐт и построит заданных предметов. (мебель, транспорт и т. д.)

Д/и «Что за предмет?»

Цель: обучение называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребѐнок вынимает из чудесного мешочка игрушку, собранную из лего, называет еѐ и описывает.

Д/и «Угадай игрушку»

Цель: формирование у детей умения находить предмет, ориентируясь на его

основные признаки, описание.

Ход.

На обозрение выставляются 3-4постройки из лего.. Воспитатель сообщает: он

обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Д/и «Наоборот»

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления,

активизировать в речи антонимы.

Игровое правило. Создать постройку только противоположную по смыслу

(Длинная и короткая дорожка, широкий и узкий мост, высокая и низкая

башня)

Д/и «Строим копии шедевров мировой архитектуры»

и

Если вы знакомите ребенка с историей мирового искусства и архитектуры

(по репродукциям и фотографиям) или знаменитыми постройками своего

города, можете попросить ребенка попробовать изобразить кубиками тот или

иной знаменитый архитектурный объект.

2. Формирование грамматического строя речи.

Игры направлены на формирование умения правильного употребления

слов в словосочетаниях и предложениях, согласования в роде, числе и

падеже, употребления предлогов.

Д/и «Изучаем предлоги»

Нет более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и

запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором.

Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками

проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая), например, что во

время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась

НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а

потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может

скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ

ручеек и т.д.

Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой

предлог, в каком месте можно обыграть.

Д/и «Где Матрешка?»

Наглядный материал: постройки из лего (домик, кровать, машина),

игрушечная матрешка

Ход игры: воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу,

сажает на кровать, прячет за дом, за машину. Дети объясняют, где Матрешка

– Матрешка, стоит на крыше.

Д/и «Сосчитай и назови»

Цель: способствует закреплению грамматических конструкций.

Ход игры: — поиграем в игру, у меня одна ЛЕГО -елка, а скажи как будет

много. Например: один кубик – а много будет – кубиков.

-у меня одна елка, сколько елок у вас?

-Сколько ѐлок у Кати? (4)

-Катя подари одну ѐлку Лизе. Сколько ѐлок стало у Лизы?

-Посчитай, сколько всего у тебя елок?

Д/и «Фантастический зверь»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в

составлении простых распространенных предложений.

Материал: поделки фантастических зверей, составленных из частей разных

животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост

петуха, ноги кабана).

Ход: Ребѐнок рассматривает поделку и описывает «невиданного» зверя,

называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище,

петушиный хвост, кабаньи ноги».

Д/и «Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: постройка «дерево»

Ход: «Растѐт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нѐм

появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники».

Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному

слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек (кирпичик

зелѐного цвета). Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие

вопросы.

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если

рыба маленькая, как можно еѐ назвать? А если большая? Как называется суп

с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все

слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на

дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Д/и «Что сделал Незнайка»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие

человечков на построенном домике из лего..

-Что делает Незнайка?

- Незнайка бежит.

- За что забежал Незнайка?

- Незнайка забежал за дом.

- К чему подбежал Незнайка.

- Незнайка подбежал к дому.

- Откуда выбежал Незнайка?

- Незнайка выбежал из дома.

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Игры способствуют развитию фонематического слуха, уточняют и

закрепляют произношение звуков родного языка. Вырабатывают четкое

произнесение слов, предложений. Развивают интонационную

выразительность, спокойный темп и размеренный ритм речи.

При постановке звука, используя ЛЕГО, можно несколько скрасить

монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные

ощущения у детей. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить

условие, что заводиться каждая деталь будет с помощью ( «р»). Аналогичные

упражнения с самолетом ( «л»), пчелкой ( «ж») и т.д.

Д/и «Знакомим с понятием «звук»

Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем ЛЕГО,

опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета — гласные звуки,

синего — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие.

Д/и «Придумай слово по схеме»

Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по выбору

кирпичиков воспитателем.

При ознакомлении детей с понятиями звук, слог, слово, предложение, как

структурными единицами нашей речи, можно использовать различную

величину деталей. Таким образом, детям легче усвоить эти абстрактные

понятия с опорой на зрительные ориентиры.

Задания приведены на примере автоматизации звука [С].

Д/и «Произнеси звук кратко и протяжно»

Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора,

чередуя короткие и длинные элементы.

Педагог: «Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать

протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Давайте поиграем. Мы с

вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по

схеме, которую мы выложили на плато»

Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый

выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если

элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

Д/и «Собираем чемодан»

Предварительная работа: выложить на плато квадрат. Каждому ребенку

раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и

обуви.

Педагог: «Наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть.

Давайте поможем ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо

положить только те картинки, название которых начинается на звук «С».

Д/и «Различаем звуки»

Предварительная работа: выложить горизонтально на плато две длинные

детали конструктора.

Педагог: «Попробуем разложить звуки на две полочки. На полочку слева

будем складывать звуки «С», а на полочку справа – звуки «Ш». Я буду

называть звуки, если услышите звук «С» — прикрепляйте на левую полочку

деталь конструктора, а если услышите звук «Ш» — прикрепляйте на правую

полочку деталь конструктора».

Д/и «Где находится звук?»

Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых

деталей конструктора.

Педагог: «У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у

ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в

середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем

определить, где в этих словах находится звук «С»».

Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в

различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в

слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато

закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

Д/и «Подбери слова к схемам»

Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда

одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из

четырех элементов.

Педагог: «Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый

ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков.

Правый ряд – схема слова из четырех звуков».

Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех

звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество

звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в

названиях которых четыре звука.

Д/и «Волшебный зоопарк»

Составление частей разных животных помогает развивать понимание

образования сложных слов (где соединяется голова крокодила и туловище

тигра и получается крокотигр).

Развитие слоговой структуры слов

Д/и «Образуй слог»

Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков

синего, красного и зеленого цветов. Вначале, на построенном мостике

встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют слог

МА. В дальнейшем, человечков заменяем на сконструированных детьми из

ЛЕГО элементов буквы.

Д/и «Посчитай слоги»

Педагог произносит определенное количество слогов. Задача ребенка -

сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество

элементов конструктора.

Д/и «Раздели словечко»

Педагог произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка –

сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее

количество элементов конструктора.

Д/и «Рассели животных по домам»

Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и

двухэтажный дома.

Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных,

названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей –

«расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

Д/и «Цифры и буквы».

Вы учите с ребенком цифры и буквы? Постройте ему известные цифры и

буквы из конструктора, ему обязательно понравится.

Д/и «Составь предложение»

Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ

предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за

каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер

каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики

соответствующего цвета.

Д/и «Лесенка предложений»

Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов.

Ход игры: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка,

сидящая на диване. На доске выложена лесенка, на верхней ступеньке

которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять

делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов

в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.

Девочка сидит.

Девочка сидит на диване.

Девочка Даша сидит на диване.

Девочка Даша сидит на деревянном диване.

Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.

4. Развитие связной речи детей.

Использование ЛЕГО-технологий в процессе формирования связной речи

даѐт возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим

комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более

эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объѐмному

образу декораций из конструктора, помогает ребѐнку лучше осознать сюжет,

что делает пересказ более развѐрнутым и логичным. При этом работа над

связной речью ведѐтся в порядке возрастающей сложности, с постепенным

убыванием наглядности.

Д/и «Опиши деталь»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры: Перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего.

Воспитатель показывает деталь, ребѐнок должен описать эту деталь. (какая

она? какого цвета? какой формы? на что похожа?)

Д/и «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры: на столе расположены ЛЕГО — предметы в определенной

последовательности.

Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они

расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы

повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат

предметы, и сказать мне что изменилось

Усложнение:

Описать предмет, которого не стало

рассказать о месте, где он стоял

Д/и «Создадим историю»

Задание: детям предстоит построить, используя кубики ЛЕГО, значимую

сцену из рассказа, который они прочитали или придумали.

Этапы выполнения задания:

1. Обсудите такие важные характеристики рассказов, как время и место

действия, действующие лица и сюжет.

2. Попросите воспитанников воспользоваться наборами и построить сцену из

рассказа.

3. Если дети построили сцену из рассказа, который они прочитали, попросите

их описать сцену и затем сравнить их собственное описание с описанием в

рассказе.

4. Попросите воспитанников поделиться своим сочинением с соседом.

Вопросы для обсуждения: Как вы показали время и место действия, сюжет,

сценическое оформление и т. д., используя кубики? Почему вы посчитали,

что это важная сцена? Какие детали вы использовали, чтобы сделать сцену

понятной для других детей?

Д/и «Построим сказку»

Предложите детям на трѐх пластинах построить рассказанную педагогом

сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети

по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.

Д/и «Построй конец истории»

Начать рассказывать детям историю, затем предложить построить еѐ конец в

зависимости от литературного жанра: с фантастическим концом,

драматическим, юмористическим, и т.п.

Обсудить с детьми, какими наречиями мы пользуемся при составлении

рассказа: «вдруг», «и тогда», «потом» и др. Попросите детей использовать

именно эти слова для совместного строительства своего рассказа.

Предложите детям построить другой вариант окончания рассказа. Объяснить,

как этот новый конец повлияет на персонажей.

Д/и «Построй по иллюстрации»

Подберите книгу и попросите детей построить историю на основе

иллюстраций. Можно разделить на команды, тогда каждая команда строит

свою иллюстрацию, а потом поэтапно по своим постройкам пересказывают

содержание по очереди каждая команда.

Д/и «Совместная история»

Попросите детей работать в парах. Используя одну строительную пластину.

После согласования фона и персонажей попросите их по очереди говорить по

одному предложению из истории.

Д/и «Начало, середина, конец»

Помогите детям, разделѐнным на 3 группы, построить всю сказку: начало,

середину, конец. Затем рассказать каждой группе свою часть сказки. Можно

записать еѐ на диктофон и после прослушивания спросить: хотят ли они чтото достроить, или добавить в свои рассказы.

Чтобы усложнить задачу, постройте начало и конец истории. А детям

предложите придумать середину: описать и построить. Можно проделать то

же с началом и концом истории.

Д/и «Объединим постройки»

Предложите детям собрать своѐ событие на пластинке, не договариваясь

друг с другом. А затем предложите составить рассказ, объединив все события

в одной истории.

Д/и «Что сначала, что потом?»

Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов,

выкладывать схемы в определѐнной последовательности, составлять рассказ

о процессе создания постройки, развивать наглядно-образное мышление,

зрительное восприятие.

Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм

последовательного построения постройки и с помощью деталей

конструктора по схемам построить конструкцию. А затем рассказать, как он

еѐ создавал.

Работа ведется еще и над коммуникативными навыками ребенка, а также

над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных

методов восстановления коммуникации в процессе диалога является

логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные

командно-ролевые игры)

Д/и «Чья команда быстрее построит».

Цели:

- учить строить в команде, помогать друг другу

- развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде дается образец постройки,

например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребѐнок за

один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к

столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает

команда, быстрее построившая конструкцию.

Д/и «Назови и построй».

Цели:

  • закреплять названия деталей LEGO конструктора «Дакта»

-учить работать в коллективе.

Оборудование: набор LEGO-конструктора «Дакта»

Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок

называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали,

педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать

ей название и рассказать о ней.

Д/и «LEGO-подарки».

Цель: Развивать интерес к игре, внимание, коммуникативные навыки.

Оборудование: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный

кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3,

четвертая – крестик (пропускаем ход)), LEGO-подарки.

Дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле.

Кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке.

Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает

себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

Д/и «Составь синквейн»

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские

стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому

пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную

мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие

помогает самовыражению детей, через сочинение собственных

нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает

развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их

содержания.

Например: Тема «Транспорт»

  1. Машина.
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я очень люблю кататься.
  5. Транспорт.
  6. Вертолѐт.
  7. Быстрый, удобный.
  8. Летает, перевозит, садится.
  9. Вертолѐт похож на стрекозу.
  10. Транспорт.

Конструирование, как вид детской деятельности, включающий в себя

физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивающий

пространственные представления о предмете, способствующий

анализированию и синтезированию объектов окружающего мира,

обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие – это неоспоримое

средство развития речи дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей

Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, ч...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие ребенка.

Статья о необходимости развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста

Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические,физиологические и психологические аспекты [37]. Одним из показателе...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста ".

"Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста "....

Влияние развития мелкой моторики на речевую сферу дошкольников

Для чего полезна мелкая моторика?  Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. Чем больше ребенок ...