Классификация звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования

 В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikaciya_zvukov_rechi.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Стр. 

Классификация звуков русского языка

с учётом анатомо-физиологических особенностей

их образования

        В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.

        Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

согласные – все остальные.

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

носовые –  [м], [м], [н], [н];

ротовые – все остальные.

Классификация звуков по работе голосовых складок:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

сонорные – [j], [м], [м], [н], [н], [л], [л], [р], [р];

звонкие – [в], [в], [з], [з], [ж], [б], [б], [д], [д], [г], [г];

глухие – [ф], [ф], [с], [с], [ш], [п], [п], [т], [т], [к], [к], [х], [х], [ч], [щ].

Классификация согласных звуков по способу образования:

смычно-взрывные – [п], [п], [б], [б], [т], [т], [д], [д], [к], [к], [г], [г];

смычно-проходные – [м], [м], [н], [н], [л], [л];

щелевые (фрикативные) – [ф], [ф], [в], [в], [с], [с], [з], [з], [ш], [ж], [щ],  [j], [х], [х];

смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];

дрожащие (вибранты) – [р], [р].

Классификация согласных звуков по месту образования:

губно-губные – [п], [п], [б], [б], [м], [м];

губно-зубные – [ф], [ф], [в], [в];

переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л], [р], [р], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т], [д], [н], [с], [с], [з], [з], [ц];

среднеязычные – [j];

заднеязычные – [к], [к], [г], [г], [х], [х].

Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие – [j], [щ], [ч], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.;

твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.

Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:

верхний подъём – [и], [ы], [у];

средний подъём – [э], [о];

нижний подъём– [а].

Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:

гласные переднего ряда – [и], [э];

гласные среднего ряда – [ы], [а];

гласные заднего ряда – [у], [о].

Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:

лабиализованные – [о], [у];

нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].

        Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.

        Источник: Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2002.

Форум для практикующих логопедов, родителей и всех интересующихся www.Logopedy.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

На основе классификации составляются профили звуков русского языка....

Классификация звуков русского языка.

Классификация звуков русского языка....

Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть...

Конспект гимнастики после сна в средней группе детского сада с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм

Цель:  создать условия для перехода от состояния сна к состоянию бодрствования  для детей средней группы....

Учет анатомо-физиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста при проведении занятий.

Учет анатомо-физиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста при проведении занятий....