Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_zvukov_russkogo_yazyka.docx13.77 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация звуков русского языка

с учётом анатомо-физиологических особенностей  их образования

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.

Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

согласные – все остальные.

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

носовые –  [м], [м‘], [н], [н‘];

ротовые – все остальные.

Классификация звуков по работе голосовых складок:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

сонорные – [й], [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘], [р], [р‘];

звонкие – [в], [в‘], [з], [з‘], [ж], [б], [б‘], [д], [д‘], [г], [г‘];

глухие – [ф], [ф‘], [с], [с‘], [ш], [п], [п‘], [т], [т‘], [к], [к‘], [х], [х‘], [ч], [щ].

Классификация согласных звуков по способу образования:

смычно-взрывные – [п], [п‘], [б], [б‘], [т], [т‘], [д], [д‘], [к], [к‘], [г], [г‘];

смычно-проходные – [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘];

щелевые (фрикативные) – [ф], [ф‘], [в], [в‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ш], [ж], [щ],  [й], [х], [х‘];

смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];

дрожащие (вибранты) – [р], [р‘].

Классификация согласных звуков по месту образования:

губно-губные – [п], [п‘], [б], [б‘], [м], [м‘];

губно-зубные – [ф], [ф‘], [в], [в‘];

переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л‘], [р], [р‘], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т‘], [д‘], [н‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ц];

среднеязычные – [й];

заднеязычные – [к], [к‘], [г], [г‘], [х], [х‘].

Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие – [й], [щ], [ч], [т‘], [д‘], [н‘], [б‘], [в‘], [г‘], [с‘], [р‘] и др.;

твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.

Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:

верхний подъём – [и], [ы], [у];

средний подъём – [э], [о];

нижний подъём– [а].

Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:

гласные переднего ряда – [и], [э];

гласные среднего ряда – [ы], [а];

гласные заднего ряда – [у], [о].

Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:

лабиализованные – [о], [у];

нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].

 Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

На основе классификации составляются профили звуков русского языка....

Классификация звуков русского языка.

Классификация звуков русского языка....

Классификация звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования

Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган...

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании".

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании"....

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании".

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании"....