Методы и приемы обучения диалогической речи на специальных занятиях
методическая разработка по коррекционной педагогике

milovanovaelena

Данная статья расскрывает основные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста правилам построения далога. Обучаюсь разговору, дети одновременно обогащают свой словарь, совершенствуют грамматические и произносительные навыки; развивается мышление. 

Статья будет полезна воспитателям дошкольных учерждений, занимающихся воспитанием и обучением детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialogicheskaya_rech.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения диалогической речи на специальных занятиях

Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации. Указанные методы чаще всего реализуются:

1) приемами подготовленной беседы (разговора),

2) приемами театрализации (имитации и пересказа).

Подготовленная беседа

Подготовленная беседа имеет задачи: во-первых, прямую — научить детей беседовать, т. е. выслушивать собеседника, не перебивать его речь, сдерживать себя, ожидая, когда прилично вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника; во-вторых, задачу сопутствующую — отрабатывать навыки произносительные и грамматические; уточнять смысл известных детям слов.

Подготовленной беседа называется потому, что перед занятием (за несколько дней до занятия) воспитатель ставит детей в такие ситуации, когда их внимание оказывается привлеченным к тем явлениям из окружающего их мира, которые будут темой предстоящей беседы, т. е. фактический материал беседы должен уже быть знаком детям.

Лучшим приемом подготовки является предварительное проведение свободной, неподготовленной беседы на ту же или близкую тему. Рассмотрим примеры проведения подготовленных бесед.

С детьми трех лет. Тема беседы — «Шапка».

Дети рассматривают две шапки — вязаную мальчиковую и шапку из искусственного меха для девочки, обе одного цвета (шапки могут принадлежать детям, а могут — и куклам). Для демонстрации нужны: моток шерсти и кусок искусственного меха.

Воспитатель. Давайте рассмотрим как следует Витину и Танину шапки. Обе они, по-моему, очень красивые. Приятно их в руках подержать и, наверное, приятно носить. Рассмотрим сначала Витину шапку. Эта шапка связана из шерстяных ниток. Вот таких ниток (показывает детям моток ниток, дает подержать его в руках), Витина шапка шерстяная вязаная. Коля, какая у Вити шапка?

Коля. Вязаная, шерстяная.

Воспитатель. А у кого из вас шапки тоже вязаные, шерстяные?

Многие мальчики говорят, что у них тоже вязаные шерстяные шапки

Воспитатель устанавливает очередь для желающих высказаться: «Говорите по порядку, иначе мы не поймем друг друга».

Воспитатель. Кто вязал тебе шапку, Саша?

Саша. Бабуся вязала, крючком, из шерстяных ниток.

Толя. Мне мама...

Воспитатель. Тебе, Толя, мама вязала шапку? Из чего она вязала ее, чем?

Толя. Мама вязала шапку... из шерстяных ниток... на спицах. (Воспитатель терпеливо слушает Толю, помогает ему строить фразу.)

Витя. Мне тетя вязала шапку на спицах, потом шила иголкой.

Воспитатель. Теперь рассмотрим Танину шапку. Она тоже вязаная? Как ты думаешь, Катя?

Катя. Вязаная...

Воспитатель. Нет, Катенька, эта шапка сшита из меха. Она шитая, меховая. Вот посмотрите, у меня есть кусочек такого меха. (Дети берут ткань в руки, рассматривают ее.) Так, Витина шапочка вязаная, а Танина — шитая. Таня, а ты знаешь, откуда у тебя эта шапочка?

Таня. Мама купила в магазине.

Воспитатель. В магазин шапки привозят с фабрики, где их шьют работницы, чьи-то мамы. Они шьют шапки не только своим, но и всем другим детям. Кто сшил Тане шапку, Оля?

Оля. Работницы, на фабрике.

Воспитатель. Правильно, Оля. А для чего детям шапки нужны? Скажи, Коля.

Коля. Чтобы уши не простуживались.

Воспитатель просит ответить на этот вопрос еще 3—4 детей, получает разнообразные ответы, уточняет их: в шапке тепло, ветер не продувает, она мягкая. Задавая детям вопросы, воспитатель обязательно сам помогает им отвечать.

С детьми четырех-пяти лет разговор о шапке может носить не такой сугубо «личный» характер: темой бесед делаются буденовка, бескозырка, форменная фуражка пограничника, пилотка и т. д. Беседа может закончиться чтением стихов на близкую тему. В результате проведения подобной беседы дети тренируются в построении фразы в диалоге; приобретают некоторые грамматические навыки (склонение имен существительных и согласование прилагательного с существительными; употребление глаголов в в форме причастий сшит, надет, связан); обогащается их словарь (уточняются значения слов); совершенствуются произносительные навыки (исправление произношения ранее не усвоенных детьми звуков речи и просодем). Не забыты и воспитательные задачи: детей учат слушать товарища, сдерживаться, не перебивать говорящих.

Мы привели примерные занятия-беседы с детьми разных возрастных групп, чтобы показать, что методика работы во всех этих группах в общем сходна: обучаясь разговору, дети одновременно обогащают свой словарь, совершенствуют грамматические и фонетические навыки; разница только в содержании занятий: оно усложняется, по мере того как дети подрастают и им становятся доступными и более отвлеченная лексика, и более сложные грамматические формы.

Условием результативности такого занятия-беседы является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет разговор. Подготовка в том и состоит, чтобы обратить внимание малышей на эти предметы и явления, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы. Во время беседы, когда закрепляются навыки употребления новых слов, их грамматических форм в речи, осмысляются логические отношения действительности, т. е. развивается мышление детей.

Построение беседы:

1) вступление (зачин),

2) развитие темы разговора,

3) концовка.

Вступление имеет целью привлечь внимание детей к теме разговора. Например, вступлением к беседе могут служить такие фразы: «Я часто думаю, как себя чувствуют рыбки...»; «Мне пришлось сегодня ехать автобусом, а не трамваем, и я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?..»; «Дети, кто знает, что это у меня в руках?..» Вступлением может быть и предложенная воспитателем загадка о том предмете, о котором она поведет с детьми разговор. Беседу можно начать чтением стихов на соответствующую тему или рассматриванием картинки.

Развитие темы разговора должно быть целенаправленным, воспитатель должен стараться, чтобы дети не отвлекались от данной темы, правда, иногда можно отступить от нее ради выяснения каких-то побочных фактов, но нужно обязательно вернуться к основному предмету разговора. Для этого воспитатель, готовясь, заранее намечает план беседы. Например, план развития разговора на тему «Виды транспорта» с детьми шестого-седьмого года жизни может быть таким:

1. Людям нужно передвигаться по земле (на работу, в гости к бабушке, по общественным делам и т. д.).

2. Они могут ходить пешком, но это слишком медленно.

3. Убыстряют передвижение людей транспортные средства: животные: лошади, олени, собаки, верблюды, слоны; машины:

а) по суше — трамваи, троллейбусы, автобусы, автомобили, поезда;

б) по воде — лодки, катера, пароходы, суда на подводных крыльях;

в) по воздуху — самолеты, вертолеты, были дирижабли;

г) в космическом пространстве — ракеты, космические корабли.

4. Когда все-таки лучше всего передвигаться пешком? (Туристы, геологи, географы и другие ученые ходят пешком, чтобы получше рассмотреть землю, полюбоваться ею, получить радость от встречи с природой или побольше узнать о ней, исследовать природу, чтобы поставить на службу людям и не погубить ее бессмысленно.)

Имея такой план, воспитатель, как бы ни отвлекались дети, разговорившись, всегда может вернуть их к теме, поставив очередной вопрос своего плана, когда посчитает, что предыдущий вопрос исчерпан.

Напоминаем, что особенность мышления детей такова, что они легко забывают тему беседы, отвлекаются по всякому поводу. И чем младше ребенок, тем он легче отвлекается: легче забывает, о чем только что говорил, и переходит на другую тему. Занятие-беседа призвано вырабатывать у детей способность логично мыслить, до конца доводить начатую тему.

Заканчиваться беседа может тоже загадкой, стихами, показом и комментарием воспитателя соответствующей картины, но чаще она заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что они узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, словоформы и синтаксические конструкции, которым он должен был научить детей в течение беседы.

Обязательность участия детей в беседе. Организовать беседу следует так, чтобы в ней принимали участие все дети. Если ребенок только слушает беседу воспитателя с другими детьми, а сам не подает реплик, то такой ребенок не упражняется в «разговаривании», и его участие в беседе — только видимость. Поэтому беседу нужно проводить с ограниченным числом детей — 4—8 человек. Воспитатель, у которого в группе 25—30 детей, обязан проводить занятие-беседу с тремя-четырьмя подгруппами. Чтобы уложиться во времени, можно сократить продолжительность бесед с каждой подгруппой, но все же позаботиться о том, чтобы каждый ребенок тренировался в говорении, а не только в слушании.

Опытные воспитатели, понимая, что при большом количестве детей в группе они не в состоянии обеспечить каждому нужное время для достаточной тренировки, подключают в помощь себе родителей, подробно инструктируя их, как надо вести с ребенком подготовленную беседу.

Родители все без исключения могут справиться с этой задачей, так как все владеют разговорной речью.

Приемы театрализации

Приемы театрализации художественных произведений — сказок, рассказов, стихотворений — это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель. Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении — она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

В практике детских садов пользуются следующими приемами театрализации: 1) инсценировка-игра; 2) театрализованное представление (выступление); 3) кукольный театр.

В инсценировке-игре, в театрализованном выступлении, в кукольном театре дети могут принимать участие и как исполнители, и как зрители.

Инсценировка-игра — это: 1) дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель; 2) свободный пересказ текста детьми — сюжетно-ролевая игра детей.

Например, детям четвертого года жизни прочитана сказка А. Толстого «Бобовое зернышко». Дословный пересказ текста выполняют воспитатель (ведущий) и дети, которым поручены роли: петушка, курочки, речки, липки, девушки, гребенщиков (2—3 человека), калашников (2-3 человека), дровосеков (2—3 человека). Текст, который должен произносить каждый персонаж, воспитатель подсказывает детям: сначала произносит он, за ним повторяют дети.

Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа проходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям, например: «Красная Шапочка и серый волк», «Хаврошечка» и т. д. Такие игры дети часто проводят и без участия взрослого, но они могут быть организованы и по инициативе воспитателя.

Примерное занятие приемом сюжетно-ролевой игры с детьми пятого года жизни

Воспитатель. Дети, давайте играть «в терем-теремок». Я буду ведущим, Оля — мышкой-норушкой, Таня — лягушкой-квакушкой, Витя — зайкой, Митя... (и т. д.). Вот эти стулья будут теремком, который стоит в поле. «Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок...» И вот бежит мимо... кто?

Оля. Я бегу, я — мыска-норуска...

Исполнив свою роль, Оля садится на стул и вступает в соответствующих местах снова: «Я — мыска-норуска». Так же поступают дети, исполняющие все другие роли.

В своей речи на таком занятии детям разрешается отступать от текста сказки. Воспитатель поправляет их лишь в том случае, если они отступают от норм литературной разговорной речи в грамматике или лексике; фонетических погрешностей во время игры исправлять не надо.

Исправлением фонетики надо заняться с ребенком индивидуально, придумав для него другую игру. Например, для того, кто все еще не различает [ш] — [с], можно придумать игру «в ветер».

Воспитатель. Слушай, Оленька, два ветра побежали по земле поиграть с лесом и с травами. Вот вбегают ветры в лес: «Ш-ш-ш, здравствуй, шумный лес!» Теперь ты, Оля, скажи.

Оля (старается повторить за воспитателем) Ш-ш-ш, здравствуй, шумный лес! Воспитатель. Пробежали ветры сквозь лес и выскочили в поле, а там травы стоят свежие, густые. «С-с-с, здравствуйте, свежие травы!» — кричат ветры. Теперь ты скажи, Оля.

Оля. С-с-с, здравствуйте, свежие травы!

Воспитатель. А лес в ответ: «Ш-ш-ш...Шу-шу-шу...Ши-ши-ши...» А трава в ответ: «С-с-с... Су-су-су... Сы-сы-сы...» Ты, Оля, будешь лес, а я трава, я буду говорить «с», а ты «ш».

Потом роли меняются, и упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок сохраняет к нему интерес, т. е. пока он не утомится.

Театрализованное представление отличается от инсценировки-игры тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, выступают они со специальной целью — развлечь своих товарищей-слушателей (выступают в более младшей группе, к которой они пришли в гости, на праздничном утреннике и т. д.); выступают дети в театральных костюмах (в шапочках-масках, с хвостиками и т. д.).

Кукольный театр — это различные виды сюжетной «режиссерской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т. д.

Различают следующие формы кукольного театра: а) театр игрушек, б) театр петрушек, «пальчиковый» театр, в) теневой театр, г) настольный плоскостной театр, д) фланелеграф.

Детские издательства выпускают разнообразные наглядные пособия для театрализации художественных произведений: 1) наборы силуэтов к народным сказкам («Репка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и др.), 2) книжки-театры, со страниц которых вырезаются фигурки персонажей и элементы декорации, 3) книжки - панорамы («Гуси-лебеди»), в которых при развороте двух страниц некоторые картинки оказываются выдвинутыми на первый план, некоторые детали картинки прикреплены подвижно, и стрелками указано, в какие стороны они могут двигаться.

Фланелеграф — это небольшой экран, покрытый простой пушистой тканью (фланелью), и фигурки персонажей сказки, рассказа, стихотворения, к которым с тыловой стороны подклеена та же ткань, что и на экране. Когда такую фигурку прикладывают к экрану, она хорошо держится, легко снимается.

Перечисленные виды кукольного театра используются в детском саду как методическое средство, активизирующее речь детей: с помощью воспитателя, а в старших группах и самостоятельно дети «режиссируют» кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем самым развивая навыки речи.

Инсценировка-игра, театрализованное выступление, кукольный театр во всем разнообразии приемов полезны детям любого дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Методы и приемы обучения детей с ОНР диалогической речи".

Данная презентация поможет педагогом освежить знания по обучению дошкольников диалогической речи....

Методы и приемы формирования диалогической речи у дошкольников.

В статье показаны эффективные прмемы работы по формированию диалогической речи у дошкольников по возрастным группам....

Методы и приемы обучению диалогической речи дошкольников

Описаны методы и приемы обучению дошкольников диалогической связной речи...

ДОКЛАД на тему «Методы и приемы обучения развития речи младших дошкольников»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Детский сад - это первая ступень образования, ...

Использование методов и приемов для развития речи дошкольников на занятиях по ФЭМП

Актуальность данной темы носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: это широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками и организованный образоват...

Методы и приемы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.

Методы и приемы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста. Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основ...