Главные вкладки

    Методы и приемы обучению диалогической речи дошкольников
    консультация по развитию речи

    Кочетова Марина Игоревна

    Описаны методы и приемы обучению дошкольников диалогической связной речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Диалогическая речь дошкольников26.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста

    Любой человек, как взрослый, так и ребенок нуждается в общении с другими людьми, но ребенок-дошкольник нуждается в удовлетворении потребности в разговоре с другими еще в сильнее: ему необходимо делится своими мыслями, чувствами и переживаниями, просто рассказать о том, что видел и слышал.

    Чтобы правильно выстроить работу в данном направлении воспитатель должен знать особенности речевого развития ребенка-дошкольника, специфику диалогической речи, и основной целью развития диалогической речи у дошкольников для педагога является научить их пользоваться диалогом как формой общения.

    Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но в свободном общении ребенок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени его пребывания в детском саду, а возвращаясь домой, он продолжает диалог со своими домашними.

    Обучение детей диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора), т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.

    Основной метод формирования диалогической речи – метод разговора (беседы) воспитателя с детьми, (как в повседневной жизни, так и на занятиях). Он состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но говорят не одно и то же (как при методе имитации), а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.

    Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания, зависят от возрастных особенностей детей и педагог использует все моменты жизни детского  сада для данного способа общения.

    Разговоры с детьми могут быть (по любому поводу, в разное время) коллективными (лучшее время – прогулка) и индивидуальными (лучше подходят утренние и вечерние часы).

    Также разговоры (беседы) могут быть преднамеренными (подготовленными), которые планируются воспитателем заранее, и непреднамеренными (неподготовленными) – возникающие в свободном речевом общении, как по инициативе детей, так и по инициативе самого воспитателя во время прогулок, игр, режимных процессов.

    В свободном речевом общении данный метод чаще всего реализуется как метод неподготовленного диалога через такие приемы, как наблюдение за реальными объектами (к примеру, во время сюжетной игры), прием опоры на словесное представление (в различных режимных моментах и играх), прием опоры на наглядные иллюстрации. В своей речи воспитатель также использует различные общие приемы, такие как пояснения, указания, объяснения и др.

    Очень эффективными приемами обучения диалогической речи являются такие как объединение детей сверстников в подгруппы для совместной деятельности (она способствует осознанию детьми необходимости владения диалогическими умениями, а, следовательно, и развивает их) и объединение детей разных возрастов для организации посещения другой группы (особенно в старшем дошкольном возрасте), когда гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

    Также для формирования диалогической речи в повседневной жизни используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у ребенка передать что-либо другому ребенку и т.д. Изначально к таким поручениям привлекают самых общительных детей и дают образец словесной просьбы, а постепенно привлекают и менее активных ребят, а по мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает и ребенок сам выбирает подходящую формулу.

    Кроме того целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, направленных на формирование навыков составления диалога (развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения и т.п.) Например, воспитатель может сказать: «У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они будут это делать» (младшие дошкольники), или предложить старшим дошкольникам выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то), расспросив предварительно партнера.

    Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

    Метод разговора на специальных занятиях может быть реализован через прием подготовленной беседы (разговора). Прямая задача подготовленной беседы: научить детей беседовать, т. е. выслушивать собеседника, не перебивать его речь, сдерживать себя, ожидая, когда прилично вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника. Сопутствующей задачей является научить отрабатывать навыки произносительные и грамматические; уточнять смысл известных детям слов.

    Условием результативности такого занятия-беседы является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет разговор. Подготовка в том и состоит, чтобы обратить внимание малышей на эти предметы и явления, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы, т. е. фактический материал подготовленной беседы должен уже быть знаком детям. Во время беседы, когда закрепляются навыки употребления новых слов, их грамматических форм в речи, осмысляются логические отношения действительности, т. е. развивается мышление детей.

    Построение беседы идет по следующему плану:

    1) вступление (зачин). Цель – привлечь внимание детей к теме разговора. К примеру, вступлением к беседе могут служить такие фразы: «Мне пришлось сегодня идти пешком, а не ехать на автобусе, и я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?..»; «Дети, кто знает, что это у меня в руках?..» Вступлением может быть и предложенная воспитателем загадка, чтение стихов на соответствующую тему или рассматриванием картинки.

    2) развитие темы разговора. Воспитатель должен стараться, чтобы дети не отвлекались от данной темы, правда, иногда можно отступить от нее ради выяснения каких-то побочных фактов, но нужно обязательно вернуться к основному предмету разговора (заранее наметить план беседы).

    3) концовка. Это может быть загадка, стих, показ и комментарий воспитателя соответствующей картины, но чаще беседа заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что они узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, словоформы и синтаксические конструкции, которым он должен был научить детей в течение беседы.

    Также на специальных занятиях по развитию диалогической связной речи воспитатель применяет метод имитации, который заключается в том, что и обучающий и обучаемый — оба говорят одно и то же, но говорят по-разному: обучающий несколько энергичнее, чем в разговоре со взрослыми, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь, показывает пример, как надо говорить, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т. д.).

    Педагог может применять такие приемы, как наблюдение за реальными объектами (к примеру, во время сюжетной игры), прием опоры на словесное представление (в различных режимных моментах и играх), прием опоры на наглядные иллюстрации, но чаще всего метод имитации с целью обучения диалогической речи реализуется через прием театрализации художественных произведений. При этом данный метод, как правило, объединяется с такими словесными методами как пересказ и заучивание наизусть.

    Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении — она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

    В практике детских садов пользуются следующими приемами театрализации:

    1) инсценировка-игра (это может быть дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель, либо свободный пересказ текста детьми в виде сюжетно-ролевой игры детей);

    2) театрализованное представление (в нем участвуют дети в театральных костюмах, знающие наизусть текст художественного произведения, выступают они со специальной целью — развлечь своих товарищей-слушателей);

    3) кукольный театр (это различные виды сюжетной «режиссерской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т. д.).

    Не менее важно применять метод имитации при обучении речи детей в процессе выполнения каких-либо бытовых действий или практически любой игры, когда воспитатель вызывает ребенка на диалог и тренирует его в употребление связной диалогической речи, и воспитатель при этом не должен имитировать произношение ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»).

    Эффективным методическим приемом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

     Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

    Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В младших группах – игры с образными игрушками, когда воспитатель разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений. Очень часто задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

    Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун и наседка», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

    Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

    Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым: он научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению. Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстником. Общение со сверстниками – область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.

    Источники:

    • М. М. Алексеева, В. И. Яшина, «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 2000;
    • А. М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981;
    • Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы и приемы формирования диалогической речи у дошкольников.

    В статье показаны эффективные прмемы работы по формированию диалогической речи у дошкольников по возрастным группам....

    Обучение диалогической речи дошкольников в игровой деятельности

    В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию образования, и в связи с требованиями ФГОС о «создании социальной ситуации развития детей» актуализировало построение образоват...

    Методы и приемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

    Методы и приемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста...

    Методы и приемы обучения диалогической речи на специальных занятиях

    Данная статья расскрывает основные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста правилам построения далога. Обучаюсь разговору, дети одновременно обогащают свой словарь, совершенствуют граммати...

    ДОКЛАД на тему «Методы и приемы обучения развития речи младших дошкольников»

    Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Детский сад - это первая ступень образования, ...