Обучение диалогической речи дошкольников в игровой деятельности
статья на тему

Романович Ирина Леонидовна

 

В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию образования, и в связи с требованиями ФГОС о «создании социальной ситуации развития детей» актуализировало построение образовательного процесса в ДОУ в игровых формах. Это связано с тем, что игра является важнейшим элементом социальной ситуации развития дошкольника и условием организации образовательной среды, «обеспечивающей эмоциональное благополучие детей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение диалогической речи дошкольников в игровой деятельности

Проблема формирования диалогической речи детей - одна из актуальных, так как речь, являясь орудием мышления и средством общения, возникает и развивается в процессе общения. Благодаря речи развивается познавательная сфера ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает окружающее его.

В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию образования, и в связи с требованиями ФГОС о «создании социальной ситуации развития детей» актуализировало построение образовательного процесса в ДОУ в игровых формах. Это связано с тем, что игра является важнейшим элементом социальной ситуации развития дошкольника и условием организации образовательной среды, «обеспечивающей эмоциональное благополучие детей».

Преимущества игр в развитии диалогической речи заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей. Игра способствует активизации их диалогического взаимодействия и по поводу организации игры, и в процессе самой игры. Подвижные игры, дидактические, режиссерские и инсценировки с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в процессе которых эти тексты создают сами дети, могут стать эффективными методами в обучении дошкольников диалогической речи.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит, и совершенствование диалогической речи наиболее подходят театрализованные игры, в основе которых ролевые диалоги. А.Г. Арушановой указывается, что ребенок, принимая на себя роль, уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа [1]. Данные действия в нерегламентированных ситуациях создают предпосылки для развития самодеятельного диалогического общения детей со сверстниками. Взрослый в организации совместных самостоятельных театрализованных игр играет опосредованную роль.

Для развития диалогических умений особо важной является деятельность кооперативного типа, в первую очередь, творческая сюжетно-ролевая игра. В ней общение детей проходит естественно, непосредственно. Подчинение друг другу и командование происходит без принуждения. Дети создают предметно-игровую среду совместно, вступают в различные реальные взаимоотношения, разыгрывают ролевые диалоги. Увлеченные игрой, дошкольники осваивают сами новые способы и средства общения. Интерес представляет комплекс сюжетно-ролевых игр, который предложен А.А. Максимовой [6]. Данный комплекс содержит:

I. Игры, которые ориентированы на развитие информационно-коммуникативных умений («Диалог», «Разговор через стекло», «На балу у короля», «Продолжи сказку» и др.).

II. Игры, которые ориентированы на развитие регуляционно-коммуникативных умений («Школа доверия», «Неудобная ситуация», «Пчелы», «Путешествие по железной дороге»).

III. Игры, которые ориентированы на развитие аффективно-коммуникативных умений («Материнская забота», «Игры с масками», «Встреча сказочных героев» и др.).

Для развития коммуникативных умений интерес представляет система игр, которую предложила Л. Дубина [3]. Она состоит из 4 блоков, включая игры на умение: 1) сотрудничать, 2) активно слушать, 3) конструировать «текст для другого», 4) говорить самому – «Зайчики и лиса», «Почта», «Эхо» и др.

Н. Малетина разработала дидактические упражнения и игры для обучения дошкольников речевому этикету «Пряничная избушка», («Митины загадки», «Угадай», «Чудесные превращения», «Вежливые отгадки») [5]. Ребенок, играя, должен точно и быстро среагировать на речевую ситуацию, подобрав из числа возможных по собственному усмотрению, любую фразу для приветствия, похвалы и др.

Игра должна включать участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 8 в зависимости от особенностей содержания игровой ситуации и желания детей. Образовательный процесс имеет возможность в организации нескольких игровых ситуаций с одним дидактическим средством (игрушкой, сюжетной картиной, природным материалом, книгой), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

Игровая ситуация общения - это возникающая спонтанно либо специально-проектируемая педагогом форма общения, которая направлена на упражнение детей в применении освоенных речевых категорий (А.Н. Терехова, Н.Н. Горбаческая, О.М. Ельцова) [7]. Ситуации общения в зависимости от поставленной речевой задачи могут быть описательными, коллизийными, прогностическими, вербально-оценочными, лексическими.

В пример специально-планируемых игровых ситуаций общения можно представить игры-викторины: «Придумай загадку» (цель - упражнять детей в придумывании загадок, описании предметов), «Кто лучше знает свой город» (цель - упражнять в восприятии и составлении описательных рассказов).

Бизиковой О.А предлагаются игры с готовыми текстами [2]:

― подвижные «Коршун», «Король», «Лиски», «Змея» и др.; дидактические «Смешинки», «Краски», «Я садовником родился» и др. (цель - осваивать разнообразие ответных и инициативных реплик, приобщаться к исполнению основных правил ведения диалога);

― дидактические игры, которые предполагают диалогическое взаимодействие, но без содержания готовых реплик: «Поручение», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Бюро добрых услуг», «Вызов врача».

Кобловой Т.А.  и Кузевановой О.В. приводятся примеры различных форм работы для речевого развития дошкольников: фольклорные ярмарки, литератрно-музыкальные праздники, различные виды театров, игры-драматизации, социальные акции, агитбригада, книги самоделки, речевые газеты, проблемные ситуации, логоуголок, посиделки, календарь событий, интерактивные речевые стенды и др. [4].

Поздеевой С.И. отмечается, что «в ДОУ при организации любого занятия, любой игровой ситуации, воспитателю важно: 1) продумать организацию различных способов взросло-детской и детской совместности; 2) видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей» [8].

Игра - сильнейший стимул для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре ребенку помогает выявить свои чувства и мысли, понимать переживания партнера, согласовывать с ним свои действия. Между детьми в процессе игры и подготовке к ней складываются отношения взаимопомощи, сотрудничества, кооперации и разделения труда, внимания и заботы друг к другу. Дети в таких играх учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, учитывая их в собственных действиях.

Таким образом, игра – это важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Это один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми с целью воспитания дошкольников, обучая их разным действиям с предметами, средствам и способам общения.

Список использованных источников

  1. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. С. 51-61.
  2. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст] / О.А. Бизикова. – М.: «Скрипторий – 2008», 2010. – 136 с.
  3. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений [Текст] / Л.А. Дубина. - М.: Книголюб, 2006. - 64 с.
  4. Кузеванова, О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №6. С.96-103.
  5. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Текст] / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2-9. С. 1988-1992.
  6. Максимова, С.С. 160 игр для детей младшего школьного возраста на уроках гимнастики: Учебно-методическое пособие [Текст] / С.С. Максимова, А.Г. Щенникова, О.Ю. Дружинина. – Ижевск: Издательство УдГУ, 2012. – 208 с.
  7. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду [Текст] / О.М. Ельцова, Н. Н. Горбачевская, А.Н. Терехова. – М.: Издание: Детство-Пресс, 2008. – 192 с.
  8. Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С.И. Поздеева // Детский сад: теория и практика. - 2013. - №3. С. 76-83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Сообщение из опыта работы«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научить...

"проблема развития связной речи дошкольников через игровую деятельность"

Описание взаимосвязи развития речи дошкольников с развитием мелкой моторики, памяти и внимания, межличностных взаимоотношений. Развитие речи через игровую деятельность...

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"

Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...

Методы и приемы обучению диалогической речи дошкольников

Описаны методы и приемы обучению дошкольников диалогической связной речи...

Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...

"Развитие диалогической речи дошкольников в музыкальной деятельности"

Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкального искусства позволяет достичь более качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития....