"Развитие диалогической речи дошкольников в музыкальной деятельности"
консультация

Наталия Викторовна Полукеева

Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкального искусства позволяет достичь более качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Одним из важнейших направлений в решении задач по развитию речи является создание условий, обеспечивающих полноценное развитие речи которое может осуществляться и в музыкальной деятельности. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.  Различные виды деятельности, такие как слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах,  являются содержанием широкого спектра программ музыкального образования дошкольников и способствуют развитию у детей речевого слуха, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, ритма и интонационной выразительности речи.  В музыкальной деятельности у детей расширяется кругозор, обогащается словарный запас: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, фамилии, имена композиторов, характеристику музыки.

Наиболее эффективно работа над речью происходит в процессе пения. У детей развивается дыхание, голос, формируется чувство ритма и темпа речи, улучшается дикция, координируется слух и голос. Известно, что наша речь и музыкальный язык имеют много общего по своему строению и многим другим параметрам. Например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Через повторение они заучивают слова. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений. Большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Для овладения диалогической речи есть детские песенки – диалоги. Песенки – диалоги учат вступать в речевое общение: задавать вопросы, пользоваться интонацией. Такие песенки очень интересны детям, они с удовольствием солируют, исполняя роли героев песенки.

Диалоги – распевки задают позитивный тон и подготавливают голос к пению. Очень активно в своей работе я использую распевки  Аллы Евтодьевой, большинство  которых, строятся на диалоге. Игровое распевание – это пение по ролям.  Благодаря этим  музыкально – театральным мини – сценкам развиваются артистические способности: жесты, мимика, интонация, а также дикция, артикуляция.

Роль пения в развитии речи:

1.Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог;

2.Пение требует более четкой артикуляции со стороны, как педагога, так и детей;

3. Совершенствуется голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи;

4.Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность;

5.Песни пополняют словарный запас детей, знакомя с новыми понятиями;

6.Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений;

7.Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление;

8.Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга.

В музыкальной деятельности с детьми я применяю речевые упражнения и игры, которые представляют собой очень эффективную форму музыкально – творческой работы с детьми. В музыкально – речевых пьесах сочетаться могут: речь, музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения. Речевые упражнения, можно петь или декламировать  в определенном темпе и ритме. Для освоения диалогической речи подбираются речевые упражнения – диалоги. Основой для речевых диалогов служит детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички.  Речевые игры - диалоги могут обыгрываться как маленькая сценка. Формируется умение пользоваться мимикой, жестами, интонацией. Дети учатся чувствовать своего партнера, как собеседника. Речевые игры со звучащими жестами, с игрой на детских музыкальных инструментах оказывают благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребенка, вызывает живой интерес и не утомляют, снижают эмоциональное напряжение, содействуют возрастанию общей активности.

Музыкальные игры  с текстом – диалогом формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, хорошую дикцию. Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико – мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

Элементарным воздействием на речевую сферу детей становится ее пассивное и активное восприятие. Пассивное воздействие находит себя в музыкальном воздействии различных игр, в сопровождении организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа может включать характеристику эмоционально – образного содержания произведения и позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке; способствует развитию связной речи. Сопоставление музыки с собственным настроением содействует улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию его диалогической речи, обогащению и активизации словаря, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

При разучивании партитуры инструментов в детском оркестре можно использовать речевую поддержку – диалог в игре для быстрого запоминания своей партии в пьесе. Разучивание проходит весело и интересно, а также дети учатся выстраивать правильно диалог, слушать и дослушивать собеседника.

Благодаря музыке, речевое развитие дошкольников происходит очень гармонично и естественно. Музыкальная деятельность оказывает ничем незаменимое воздействие на развитие речи дошкольников. Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкального искусства позволяет достичь наиболее качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития дошкольников.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационной технология Бизиковой О.А. "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

Усвоение диалогической речи дошкольниками характеризуется следующими критериями: общительность детей, использование детьми всего набора инициативных реплик (стимулов) и реплик-реакций на них, а также ...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми "Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр- драматизаций" на тему: "Теремок"

Задачи:Обучать строить диалог; повысить речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности;Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через заг...

Программа развития диалогической речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности «Веселый балаганчик».

Проблема развития диалогоической речи дошкольников всегда имела место в педагогике и психологии. Цель этой пронраммы, заключаеться в создании условий для развития диалогической речи детей дошкольного ...

Конспект ОД в режиме дня "Развитие диалогической речи дошкольников старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

Цель. Использование  игр разной направленности для  развития диалогической  речи старших  дошкольников.Программное содержание. Обучать навыкам культуры диалогической речи; активизи...

Обучение диалогической речи дошкольников в игровой деятельности

В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию образования, и в связи с требованиями ФГОС о «создании социальной ситуации развития детей» актуализировало построение образоват...

«Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.»

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности....