«Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.»
статья (средняя группа)

Ильина Екатерина Николаевна

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilina_e.n.docx34.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 Петродворцового района Санкт-Петербурга


«Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.»

Взаимодействие с логопедом.

В основе слаженной работы музыкального руководителя и учителя-логопеда лежат следующие принципы:

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

Принцип системности (принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития)

Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, музыкальным руководителем и детьми.

Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

И используя рекомендации логопеда я провожу:

-Упражнения на развитие мелкой моторики

-Логопедические песенки

-Ритмические упражнения-песенки

-Массаж ложками

Цель занятий:

Использование ложек как средство коррекционной помощи в развитии речи детей.

Задачи:

1. Развивать чувство темпа и ритма

2. Развивать общую, мелкую и мимическую моторику

3. Улучшить дикцию и интонационную выразительность речи;

Упражнения на развитие мелкой моторики

Как живёшь?

- Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? - Вот так! (Протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так! (Кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так! (Помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)

Помощники

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу).

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).

На водопой

Жарким днем лесной тропой («Шагают» по столу).

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают

За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).

Волчиха вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

Весёлый человечек

Я – веселый человечек,

Я гуляю и пою.

Я – веселый человечек,

Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).

Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони).

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги).

Руки я затем помою, (Потирают ладони.)

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок.)

В логопедии есть своя особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными - [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], и наконец, поставленные звуки дифференцируются.
Именно в этом порядке автор предлагает осваивать «логопедические распевки», которые начинаются с простейших чистоговорок и заканчиваются сложными по интонации и содержанию и речевому материалу песнями.

Логопедические песенки

КИ-КИ-КИ — ходят кони и быки;

ГУ-ГУ-ГУ — ходят гуси на лугу;

Для того, чтобы совершенствовать произношение для свистящих звуков, подойдут такие логопедические распевки для детей 3 4 лет:

СО-СО-СО — накачали колесо;

ЗА-ЗА-ЗА — у меня живет коза;

Существуют распевки для работы над произношением шипящих звуков:

ШУ-ШУ-ШУ — подойду я к малышу;

ЖУ-ЖУ-ЖУ — на жука я погляжу;

В занятиях с детьми старшей группы (пять или шесть лет) для развития речи можно предложить такие распевки.

«Дождик, дождик

Лей, лей, лей!

На меня и на людей!

На меня по крошечке.

На людей по ложечке.

А на Бабушку Ягу

Лей по целому ведру!»

«За стеклом звенят капели,

И тюльпаны расцвели,

Вот бы скоро прилетели

Ласточки и соловьи!»

Для развития артикуляции можно разучивать с детьми, например, такие тексты:

«Шу-шо-ша,

Как Катюша хороша.

Ша-шу-шо,

Вот и пляшет хорошо.»

«Жу-жо-жа, жу-жо-жа,

Есть иголочки у ежа.

Жо-жу-жи, жо-жу-жи,

Не умеют шить ежи.»

Упражнения на развитие чувства ритма.

Эти упражнения направлены на развитие согласованности действий, развитие слуха, памяти, воспитание сосредоточенности, на ориентирование в пространстве.

1. «Солнце, снег» (одна группа детей изображает поезд, который едет на юг и двигается восьмыми, вторая группа – на север, четвертями). Это упражнение подготавливает ребят к двухголосному пению. Еще одна попевка для развития двухголосия - «Я шагаю по тропинке» (Я шагаю по тропинке, на мне новые ботинки – восьмые; Ходит, бродит, всем мешает – четверти, «Разные ребята».

2. «Саша, Алеша, Сережа, Семен» (Саша – обычный мальчик, Алеша – маленький, Сережа – высокий, Семен – сердитый). Можно использовать двухдольные имена (Маша, Катя, Саша, Леша). Вместо слова удары, хлопки, притопы, потом вместо слов – пауза.

В своей работе с детьми я использую деревянные ложки

  • ложки есть в каждом доме;
  • с ложками могут обращаться все - они просты и безопасны;
  • ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть;
  • массаж служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому);
  • ребенок, делая массаж, легко усваивает названия частей лица;
  • применение такого массажа дает еще и развитие мелкой моторики у ребенка;
  • делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

Задачи логопедического массажа ложками:

  • Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы;
  • Стимуляция проприоцептивных ощущений от положения своего тела в пространстве;
  • Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремора;
  • Улучшение качества артикуляционных движений;
  • Сокращение или предоставление рецидивов (после болезни или летнего отдыха);
  • Помощь в ликвидации или асимметрии лица;
  • Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры

В ходе проведения логопедического массажа обязательно нужно обратить внимание на противопоказания! Прежде чем начать работу с ребенком, нужно провести беседу с мамой и собрать анамнез.

  • Черпачок кручу любя,

 от себя и на себя.

  • Ложку держим вертикально перед собой,

поворачивая ямкой от себя и к себе.

  • Есть у ложки: кончик, бог,

ямка, горка, черпачок

  • Держа ложку в одной руке перед собой другой рукой показываем: кончик, бок, ямку, горку и черенок.

Словно зеркальце держу.

  • Держим ложку вертикально перед лицом ямкой
  • к себе как зеркальце на ручке.

Или боком положу.

Разворачиваем ложку горизонтально ямкой к себе.

Отверну её спиной.

Пусть играет не со мной

  • Держим вертикально, поворачиваем ямкой от себя

Держат ложку малыши.

Взять ложку в кулак.

А вот так вот для больших.

Взять ложку пальцами

Смотрит ложка ямкой вниз, и дрожит, как тонкий лист.

Повернуть ложку ямкой вниз и слегка покачивать.

А теперь, обняв, держу, пальчик в ямку положу,

Захватываем ложку сверху, как малыш на первый палец в ямке.

Лодка ходит по воде.

В положении предыдущего упражнения перекатываем черпак от кончика к черенку

Круг рисую я везде.

В положении предыдущего упражнения рисуем кружок в горизонтальной плоскости.

Снизу пальчик ставлю – что же на кого теперь похож.

Большой пальчик поставить под горку ложки

Удивляется народ: толи клещи толи рот

Большой пальчик опускать вниз и поднимать вверх

Ложку боком я держу назад – вперёд её вожу.

Повернуть ложку боком и двигать назад – вперёд

Ай да, ложечка моя.

Дай, тебя поглажу я.

Погладить ложку

Лоб погладили мы нежно и расслабили прилежно

Поглаживания горками ложек вокруг лобных бугров

А потом очки надели и читали две недели

  • Поглаживание горками ложек вокруг глаз: начиная от внутреннего угла бровей ведём к наружному, далее – под глазом к его внутреннему углу.

Растереть свои височки, надавив в последней точке

  • Спиральное растирание горками ложек висков с фиксацией и легким нажатием в конце движения.

Покружиться меж бровей,

чтобы стало веселей

Спиральные растирание пространства между бровями.

Повернуть боками ложки,

 вытираться со щёчек крошки

Движение снизу вверх по щекам боковой поверхности черпака

После складочки скребём

Скребущее движение по носогубным складочкам кончиками ложек

Нажимаем их потом

Неглубокие, но частые нажатия кончиками ложек по всей длине носогубных складок

Разотрем - ка лучше щеки,

круг, рисуя там, глубокий

Круговое разминание горками ложек щек, начиная от носогубных складок далее к скулам, к жевательным мышцам и уголкам рта.

Там где губок уголочки, крутим мелкие кружочки

Круговой разминание горками ложек возле углов рта

И у мышц жевательных покрутить желательно

Круговой разминание горками ложек жевательных мышц

И у подбородка круг рисуем чётко

Круговой разминание горками ложек подбородочных мышц

Гладим – гладим по щекам от губы и к  козелкам

Поглаживания горками ложек от углов  губ козелкам

Задрожали наши щечки, как от ветра все цветочки

  • Непрерывная вибрация, передаваемая горками ложек на мышцы щек

Список использованной литературы:

1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика – Москва «Просвещение», 1995.

2. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2010.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика – Москва «Просвещение», 1995.

4. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2010.

5. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.

Рекомендации воспитателям по развитию речи в разных возрастных группах....

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыв...

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

О взаимодействии учителя-логопеда и семьи в процессе коррекции речи дошкольника....

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми

Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя-это совместная разработка и проведение занятий по логоритмике....