Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в вопросах развития речи дошкольников.
статья по логопедии

Кудрявцева Светлана Владимировна

О взаимодействии учителя-логопеда и семьи в процессе коррекции речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_i_semi.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

         Влияние семьи на развитие ребенка,  формирование его личности велико, семья является постоянным и самым близким окружением ребенка с первых дней его жизни. И родители для ребенка самые первые учителя и их уроки дети впитывают автоматически. Сегодня родители тратят много времени на работу, поэтому на ребенка сил и внимания не хватает. К тому же, у  родителей нет педагогического образования, они не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Может быть, родители и хотят помочь ребенку, но не знают как. В итоге, недостаток родительской любви, понимания, сопереживания и участия испытывают многие дети. Если же у ребенка наблюдается одна из форм тяжелого нарушения речи, то ситуация усложняется.
Опыт показывает, что сегодняшняя семья, а тем более, имеющая ребенка с ограниченными возможностями, нуждается в помощи специалистов по вопросам адаптации ребенка в социуме, его воспитания и обучения, коррекции речевых нарушений.
В связи с этим в новом «Законе об образовании» РФ огромное место занимает взаимодействие педагогов, специалистов  с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

По окончания дошкольного образования сегодняшний ребенок должен хорошо выражать свои мысли, обладать определенным запасом знаний, вести диалог со сверстниками и взрослыми, что обеспечит радость общения и успешное овладение знаниями и  умениями в школе. Для ребенка с речевыми нарушениями решение этих задач вызывает определенные трудности. И решить их учителю-логопеду в одиночку трудно, иногда не возможно. т. к. требуется медицинская помощь, физиотерапия, массаж, что сегодня в детском саду часто отсутствует. Поэтому остро стоит вопрос вовлечения в коррекционный процесс родителей.

Некоторые родители приводят детей в логопедическую группу и считают, что внесли свою часть в коррекцию речи ребенка, а остальное дело детского сада. Другие и вовсе не понимают, зачем надо исправлять речь, все в порядке.  

Выше сказанное говорит о том, что родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Педагоги и, в первую очередь учителя – логопеды, должны способствовать формированию социально-педагогической компетентности родителей, обучению родителей способам взаимодействия со своим ребенком, пониманию его трудностей. Для этого необходимо регулярное взаимодействие родителей детей с ОНР с учителем-логопедом и другими специалистами.

Взаимодействие – это не только подача информации, но и обратная связь, опосредованный ненавязчивый контроль.

Для привлечения к коррекционному процессу родителей, для возникновения у них мотивации участвовать во взаимодействии, учителю-логопед важно  применять различные формы и методы работы.

          Формы работы делятся на активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на традиционные и нетрадиционные.

     В практике учителя логопеда существует  множество разнообразных форм взаимодействия с родителями.

     По источнику предъявляемой информации  формы взаимодействия можно разделить на:  словесные, наглядные и практические

            

Словесные формы.

        Анкетирование - позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом пожеланий родителей; способствует выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Проводится 2 и более раз в год.

       Основная цель беседы – выявление трудностей и проблем в развитии ребенка и оказание своевременной помощи родителям по вопросам развития и коррекции речи ребенка; в беседе дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Важнейший признак беседы - двусторонняя активность. Так же в начале года, перед  планированием совместной деятельности с семьями воспитанников, необходимо определить  какова компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, св язанных с коррекцией.

     Консультации бывают тематическими и индивидуальными. Задача консультации - это возможность каждого родителя как можно больше узнать о речевых проблемах своего ребенка и получить  рекомендации для занятий с ним дома. Учитель-логопед, привлекая родителей к обсуждению различных проблем, старается вызвать у них желание сотрудничать. Вот какими могут быть тематические консультации: «Как правильно выполнять задания по рекомендациям учителя-логопеда»,  «Готов ли ребенок к школе?», «Как правильно обучать детей чтению», « Особенности детей с заиканием», «Как подготовить руку к письму».    При планировании тематических консультаций учитываются пожелания родителей и специфика детей группы.

    Индивидуальное консультирование родителей - проводится один раз в месяц на протяжении учебного года. Индивидуальные консультации строятся с учетом дефекта ребенка и его индивидуальных возможностей. В ходе индивидуального консультирования учитель-логопед сообщает  о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития  ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны. Обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения. Показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки.  Подчеркивая успехи и трудности ребенка, логопед показывает, на что нужно обратить внимание дома.  

     Общение за  «круглым столом» с разными приглашенными специалистами (психологом, медработником и др.) – это конференции, диалоги (по запросу родителей или необходимости коррекционного процесса).

      Родительские собрания – кажется, одна из традиционных форм работы с родителями. На сегодняшний день этот вид взаимодействия может осуществляться как в форме классического собрания (информация – вопросы - ответы), так и в нетрадиционных формах:  конференции, тренингов и др.   В процессе данной формы работы формируются партнерские отношения, основы взаимодействия, происходит обмен мнениями, решение задач, которые возникают в процессе коррекционной работы с детьми. Наиболее интересны, запоминаемы и продуктивны родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме и по-разному.

        Родительские собрания – являются действенной формой общения учителя-логопеда с родителями. На собраниях  есть возможность организованно познакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей; помочь разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий.

        Родительские собрания (установочное, промежуточное, итоговое) проводится в начале, в середине и в конце года. На первом собрании родители знакомятся с планом коррекционной работы на год. Они получают расширенные знания о проблемах детей с нарушениями речи. О том, что такое общее недоразвитие речи, что такое дизартрия, в чем опасность несвоевременной коррекции речевых нарушений и сопутствующих неречевых нарушений в развитии ребенка, о том, почему необходимо выполнение домашних заданий по рекомендации учителя-логопеда. Узнают о структуре коррекционной работы, о ее этапах. На собрании в начале года проводится анкетирование. Проводится консультация «Общая артикуляционная гимнастика», на которой родители знакомятся с упражнениями артикуляционной гимнастики. На собрании происходит знакомство  с мероприятиями, которые запланированы  на год, заслушиваются предложения родителей по оказанию ими помощи и поддержки, которые  они могут оказать в запланированных мероприятиях, фиксируются  их предложения и пожелания на учебный год. В середине года подводятся итоги проведенной коррекционной работы за первое полугодие, намечаются мероприятия на вторую половину года. В конце года на собраниях подводят итоги коррекционной работы за прошедший учебный год, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

 Наглядные формы работы во взаимодействии с родителями.

      Информационный стенд учителя-логопеда. На нем находится раздел информации о режиме работы учителя-логопеда, часы приема и консультации  родителей; раздел, где находится план логопедической деятельности на месяц: перечень лексических тем по неделям на месяц, порядок изучаемых звуков и букв, предстоящая работа по развитию грамматической стороны речи, фонематических процессов, связной речи, планируемые праздники, консультации, «Мастер-классы». На стенде есть лист записи на индивидуальные консультации, раздел, в котором практические рекомендации по формированию различных речевых навыков (артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры по теме недели), а так же информация  и рекомендации другого характера, например: «Особенности речевого развития детей шестого года жизни», «Неспецифические упражнения для развития органов артикуляции». Так же рекомендации по чтению книг с детьми по изучаемой теме, по посещению музеев, выставок, прослушиванию музыки.

      Подборка книг для родителей по развитию речевых навыков, развитию памяти, внимания, мышления,

      Папки-передвижки - представляют собой  материал с практическими советами и рекомендациями.

       Организация выставок совместных творческих работ детей и их родителей по итогам изучаемой темы. Например, книжек-малышек  «Мой домашний питомец», альбом «Профессии моих родителей» (рисунки и рассказы), выставка «Буквы своими руками».

        Так же информация может размещаться на страничке группы «В контакте». Здесь же родители получают ежедневные рекомендации учителя-логопеда по выполнению домашних заданий, задают вопросы и получают ответы. Общение с учителем-логопедом по индивидуальным вопросам осуществляется в личной переписке.

 Практические формы работы.

     

      Открытые занятия, на которых родители могут увидеть ребенка в процессе обучения, осознать его приобретенные умения и навыки, увидеть его личностный рост. Обычно проводятся в середине учебного года. 

       Занятия-практикумы - родители, которые не понимают, как заниматься с детьми дома, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда с ребенком. Родители обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, умению менять виды деятельности во время занятия.

          «Тетрадь рекомендаций по выполнению домашних заданий» остается основной формой взаимодействия родителей и  учителя-логопеда. В тетради даются по звукопроизношению, по надобности по формированию словаря, грамматических умений и навыков, а так же на развитие внимания и памяти.

          Проведение «Мастер-классов» . на которых родители с детьми делают пособия и тренажеры (на  развитие дыхания «Лягушка», на развитие мелкой моторики «Дорожки»)

          Совместная подготовка к праздникам, конкурсам («Конкурс стихов к Дню Победы»)

         «Театрализация» (итоговое мероприятие по пройденной лексической теме). Подготовка и участие в театрализации.

          Как показывает опыт объединение старых и  новых форм  взаимодействия учителя-логопеда  с родителями неоспоримы. Все формы взаимодействия с родителями  приносят результат в  работе учителя-логопеда. А самое главное - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт, некоторые агрессивно настроены в начале работы, но проходит время и, они вовлекаются в различные формы взаимодействия и начинают понимать: педагог помогает детям и родителям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Т

              Различные виды взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей-логопатов, чередование информационных, практических, творческих, коллективных и индивидуальных форм работы, использование разных методов и приемов в их осуществлении преследует цель: обучить родителей приемам работы с детьми-логопатами; дать понять родителям важность участия семьи в логопедической работе, помочь понять родителям важность формирования единых целей и задач, средств и методов  воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"

В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста. (ИЗ ОПЫТА)

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста.Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родите...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Овладение родным языком является одним их важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок на...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением. Включение родит...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Роль детского  сада  в вопросах развития речи дошкольников...