Главные вкладки

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников
    статья (старшая группа)

    Роль детского  сада  в вопросах развития речи дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_detskogo_sada.docx21.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аветисова В.Г., воспитатель

                                                                ГБДОУ детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района  Санкт-Петербурга

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

    Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка –

     это не дар, она приобретается благодаря

     совместным усилиям педагогов, родителей

     и многих других людей,

     в окружении которых малыш растет и развивается.

                                                                                                                  В.А. Сухомлинский

    Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие речи.  Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Поэтому одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи детей. Речь современных детей образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями. Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому   мы, педагоги дошкольных учреждений, немало внимания уделяем этому вопросу. Развитие речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления. Речевое развитие в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) включает в себя:

    • овладение речью как средством культуры;
    • обогащение активного словаря;
    • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
    • развитие речевого творчества;
    • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    В ФГОС дошкольного образования определено, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников  ДОУ.

    В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, особенно, родители и педагоги. От того, как   мы говорим с ним, сколько внимания уделяем речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителя в том, что его роль в этом очень велика и все усилия воспитателя без их помощи будут недостаточны, а может быть и безрезультатны. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно – воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов: организации различных форм помощи родителям, содержательно – педагогической работы с ребёнком.

    Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителя и педагога. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно – воспитательном процессе. Овладение ребёнком речью успешнее идёт тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

    В работе с родителями учитываются следующие принципы:

    • личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей;
    • применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.

    В работе с родителями используются все виды традиционных форм взаимодействия. Это, прежде всего, беседы и консультации. Например, « «Как правильно говорить с ребенком»«Учить стихи играючи». Рекомендации для родителей  «Как правильно беседовать при чтении произведений»«Как правильно отвечать на вопросы». Одной из форм работы является наглядная агитация, в группах есть стенды для родителей с советами по словарной работе с детьми,  пальчиковые игры и списки необходимой литературы. Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

    Современные родители – грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объёма информации. Занятость родителей являются основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

    Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе - это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно – коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

    К одной из самых эффективных форм работы с родителями относится семинары – практикумы. Семинары – практикумы направлены на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки родителей по развитию речи детей. Например, семинар – практикум «Развиваем речь детей», на котором родители знакомятся с особенностями речевого развития детей и вовлекаются в процесс формирования речи детей посредствам изготовления игр и пособий.

    Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так при реализации проекта «Эти прелестные сказки», целью которого было развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу, были достигнуты следующие результаты: дети хорошо стали знать сказки «Волк и семеро козлят»«Теремок»«Репка»«Маша и медведь»«Колобок». В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь, продуктивная деятельность. У детей появляется интерес к играм, драматизациям. Родители  активно принимают участие в  проектной деятельности. Делают маски, пальчиковый театр, подбирают раскраски «Герои сказок». Проект «Чудо пальчики» позволяет родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.

    Праздники и досуги – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребёнка.

    Подготовка к праздникам, досугам является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи. Дети разучивают песни, стихи, учатся правильно, отчетливо воспринимать речь.

    Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

    Речевое развитие – это важный компонент развития ребёнка в целом, и важно не упустить момент становления речи малыша.

    Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

    Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильного образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

    данная консультация раскрывает воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста....

    Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

    данная консультация помогает родителям организовать трудовое воспитение в семье...

    Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"

    В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста. (ИЗ ОПЫТА)

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста.Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родите...

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

    Овладение родным языком является одним их важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок на...

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи

    Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением. Включение родит...