Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей.
статья по логопедии (старшая группа)

Ольшина Анна Сергеевна

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста.

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.

В этом вопросе, я считаю, должна идти целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей. Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы. Задачи обучения детей раннего возраста в детском саду должны быть нацелены не только на решение проблем развития ребенка, но и на вовремя согласованное взаимодействие обучение ребенка в семье.

Опыт моей работы показал: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

Самое лучшее – это опросить самих родителей (беседы, анкетирование), что позволит определить наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и родителей. Желательно учесть все высказанные ими пожелания.

Каждый возрастной этап, в том числе и период раннего детства, таит в себе закономерности и условия благоприятного речевого созревания. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления, возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи. Решить проблемы совершенствования понимания речи взрослых, формирования собственной активной речи, овладения средствами и способами восприятия, перехода к наглядно-образному мышлению, проявления простейших форм знаковой функции, отвлеченности и обобщенности, значит решить проблемы раннего возраста, обеспечить полноценное речевое развитие детей в дошкольном периоде.

Взаимодействие с семьей подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опосредованным. Это могут быть выставки, праздники, традиции.

 

Все выше сказанное актуализирует проблему оказания   помощи семье в вопросах речевого развития ребенка. К сожалению, практика показывает, что работа с родителями детей 2-3 лет в дошкольных образовательных учреждениях в данном направлении чаще всего осуществляется формально и односторонне, в лучшем случае семья является лишь объектом общего профилактического воздействия.

Идеи оказания помощи родителям в овладении эффективными методами развития речи составляет важную проблему, требующую в большей степени практических решений.

Результаты проведенного анкетирования с родителями младших возрастных групп позволили сделать следующие выводы:

  • молодые семьи испытывают затруднения, чем лучше занять ребенка в выходные дни, вечернее время, период отпуска, болезни.
  • родители не имеют четких представлений о нормативах речевого развития ребенка на данной возрастной ступени и испытывают затруднения в целенаправленной организации жизнедеятельности ребенка в данном направлении.

В целях повышения эффективности организации содержательной стороны взаимодействия с семьей, была продумана технология оказания помощи родителям в речевом развитии детей раннего возраста.

С учетом разработанной технологии, работу с родителями предлагаем  организовать в два этапа. Подготовительный этап работы - теоретико-диагностический - предполагает знакомство родителей с сущностью рассматриваемой проблемы, изучение состоянии ситуации, специфичности поведения ребенка в ней, позиции взрослых. Основной этап - практико-ориентированный- предполагает совместное решение проблемы, проработку наиболее оптимальных способов поведения в ней взрослого: приобретение необходимых умений, осознанного отношения к ситуациям затруднительного общения с ребенком.

Примерная структура родительского собрания подготовительного этапа:

  • Начальная дискуссия по рассматриваемой проблеме
  • Ознакомление родителей с примерными нормативными показателями речевого развития ребенка раннего детства.
  • Беседа о значимости игрушки в жизнедеятельности ребенка. Знакомство с содержанием игрового уголка.
  • 4.Анкетирование родителей. Получение первичной информации о проблемах в организации жизнедеятельности ребенка.
  • Полезные советы, рекомендации.

Примерная структура семинара-практикума основного этапа:

  • Беседа по результатам проведенного анкетирования.
  • Рассматривание  возможных  совместных   видов деятельности взрослого с ребенком.
  • Уточнение основных правил совместного общения.
  • Тестирование родителей с целью закрепления приобретенных знаний.
  • Совместное решение педагогических задач.

Необходимо отметить, что в качестве основных правил взаимодействия с ребенком, рекомендуемых родителям, могут быть представлены следующие:

  1. не ругайте ребёнка за плохую речь. Это не поможет, а только усилит проблему.
  2. не «подделывайтесь» под детскую речь, искажая слова. Это лишь тормозит усвоение звуков и своевременное овладение словарём.
  3. не передразнивайте ребёнка за неправильное произношение звуков, слов, фраз. Это приведёт только к невротическим расстройствам.
  4. не перебивайте ребёнка, если он допускает речевые ошибки. Иначе он никогда не научится заканчивать свои высказывания и не освоит образец.
  5. не говорите с ним быстро, иначе ребёнок не воспримет чёткого произношения всех звуков и слов.
  6. не нагружайте его сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ребёнку слова, заучивать сложные стихотворения и т.п. это приведёт к нежеланию заниматься вообще.
  7. не требуйте правильного произношения звуков в тот период жизни маленького человека, когда этот процесс ещё не закончен. Иначе ребёнок станет замкнутым или раздражительным, проявит агрессию.

В условиях развития речевой активности ребенка взрослым может быть  предложен калейдоскоп следующих видов совместной деятельности: чтение стихов, сказок, потешек, песенок; знакомство с окружающим миром предметов, живым миром; беседа по картинкам, рассматривание игрушек-зверюшек; рисование, лепка, конструирование; ролевые игры, обучение игровым замещениям (когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве); пение песен, выполнение игровых заданий с простым  материалом.

Темы семинаров- практикумов, предлагаемые родителям раннего возраста:

  • Общение с детьми в семье;
  • Как заниматься развитие речи дома?
  • Творческие игры, обучение общению;
  • О развитие ребенка, о его интересах;
  • Что должен уметь ребенок этого возраста.

Таким образом, я считаю, что организуемая работа с семьей по предложенной технологии в форме семинаров – практикумов в рамках Детского сада для родителей детей раннего возраста, позволяет оказать действенную практическую помощь родителям в речевом развитии ребенка раннего возраста, повысить уровень их педагогической компетентности в важных вопросах непрерывной цепи поступательных качественных преобразований речевой сферы в эпоху раннего детства.

Литература

1. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребёнка в детском саду [Текст] / Т.П.Колодяжная,

Л.А.Колунова. – ТЦ «Учитель». 2002. – 32 с.

2. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение. 1981. –

159 с.

3. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / А.И.Максаков. – М.: Просвещение. 1988. – 160 с.

4. Свирская, Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции [Текст] / Л.Свирская. – М.:

Линка - Пресс. 2007. – 176 с.

5. Рымарчук, В.Б. Образование родителей в ДОУ [Текст] / В.Б. Рымарчук // Управление

ДОУ. – 2008. - №3. – С. 29-31.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"

В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Овладение родным языком является одним их важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок на...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением. Включение родит...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Роль детского  сада  в вопросах развития речи дошкольников...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

Охрана здоровья детей сегодня - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в дальнейшем определят буду...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом, является оказание содействия семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитан...