Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников.
методическая разработка

Самыко Ирина Александровна

Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом, является оказание содействия семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самыко Ирина Александровна, воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 14

 общеразвивающего вида  

Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

С введением Федерального государственного стандарта (далее ФГОС) в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, поэтому большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом, является оказание содействия семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Полноценное взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности, где педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель ребенка, но и партнёр родителей по его воспитанию.

Особое место в работе с родителями уделяется развитию речи дошкольников.

Задача детского сада — вооружить родителей педагогическими знаниями методики обучения развития речи. 

Цель совместной работы – привлечение внимания к педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи совместной работы родителей и педагога:

  • создать доступную и эффективную среду для психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
  • обеспечить эффективную общую и речевую подготовку к дальнейшей учебной деятельности;
  • повысить психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей в вопросах речевого развития дошкольников в семье;
  • выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
  • определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
  • целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
  • учитывать пожелания родителей, их предложения;

Формы и методы для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей:

  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература);
  • открытые занятия с детьми;
  • Дни открытых дверей;
  • совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевого альбома «Речевичок», проведение викторины «В гости сказка к нам пришла»;
  • тренинги игрового взаимодействия;
  • викторины, конкурсы;
  • проектная деятельность;
  • презентации.

Не будем останавливаться на традиционных формах взаимодействия, они хорошо известны и апробированы.  Хочу остановиться на очень важной формой работы обучения родителей - игровые тренинги, где родители учатся разыгрывать сказки, сочинять новые эпизоды. В ходе тренингов родители учатся правильно пользоваться элементами интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; с вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией. Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, можно включить родителей в систематическую работу по тренировке движений пальцев малышей. Обучить различным пальчиковым играм и упражнениям («Дождик», «Капуста», «Краб»). Следует знакомить родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка, (например, «Какой? Какая?», «Сравнение»); просить поиграть в игры на описание самых разных предметов («Что из чего сделано?», «Какого цвета фрукт, который я описываю?», «Кто, где живет?», «Чей хвост?»); играми «Скажи наоборот» и др. Такие тренинги позволяют родителям применить полученные знания самостоятельно и в дальнейшем продолжать грамотно эту работу в семье.

Еще одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Именно педагогу следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.

Не менее эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность, метод проектов. Проектная деятельность предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Принимая участие в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так, в проекте «По страницам любимых сказок» создавался альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, рассказами о том, как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова и выражения в них встречаются.

     Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает создание итогового продукта (в нашем случае – изготовление лепбука «Любимые сказки», который можно пополнять). Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.

В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Литература:

  1. Рымарчук, В.Б. Образование родителей в ДОУ [Текст] / В.Б. Рымарчук // Управление ДОУ. – 2008. - №3. – С. 29–31.
  2. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №2. с. 44–47.
  3. Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №1. с. 60–68.
  4. Дубровина В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие, Минск, 1991.-620с.
  5. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. семейная педагогика и домашнее воспитания. М.: Academia, 2000. – 340с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"

В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей.

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста.Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родите...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Овладение родным языком является одним их важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок на...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Роль детского  сада  в вопросах развития речи дошкольников...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

Охрана здоровья детей сегодня - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в дальнейшем определят буду...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Семья для ребёнка — это источник общественного опыта.Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, ...