Главные вкладки

    Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"
    статья по развитию речи на тему

    Рогозина Светлана Владимировна

    В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rogozina_s.docx20.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рогозина С. В. Воспитатель

    ГБДОУ детский сад №23 Василеостровского района

    Санкт-Петербурга

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

    Дошкольный возраст-этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

    Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка еще одно необходимое условие.

     Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

       В качестве основного "проводника" в мир речевой культуры — речевого общения и мышления для ребенка выступает взрослый, от которого зависит также организация содержательного детского общения. В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас.

    Между тем, чтобы новые слова не остались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть понятым, услышанным и получить ответ делает речь дошкольника в общении со сверстником связной, полной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Поэтому так важно поощрять детское игровое общение.

    Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка — еще одно необходимое условие. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Следует донести до родителей, что проблему формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, так как развитие речи — сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью.

        Многие родители считают, что развитая речь — это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами как максимум и умение рассказывать стихотворения как минимум. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая при этом внимания на многие другие стороны его формирования. Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой — этап речевого развития дошкольника, подразумевающий серьезную работу.

    В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы.

    1. Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
    2. Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
    3. Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведения коррекционной работы в семье.

    Основными формами работы с родителями могут являться:

    • общее родительское собрание;
    • консультации (индивидуальные и групповые);
    • семинары-практикумы;
    • педагогические беседы (индивидуальные и групповые);
    • открытые показы занятий (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных);
    • папки - передвижки;
    • подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.

    Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей - дошкольников.

    Также необходимо донести до родителей мысль что с ребенком необходимо общаться! Общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

    Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово - и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

    Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

    Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

    Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

    Советы родителям

    1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
    2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа, бабушка или дедушка.
    3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
    4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
    5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
    6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

    Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

    данная консультация раскрывает воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста....

    Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

    данная консультация помогает родителям организовать трудовое воспитение в семье...

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста. (ИЗ ОПЫТА)

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста.Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родите...

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

    Овладение родным языком является одним их важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок на...

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи

    Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением. Включение родит...

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

    Роль детского  сада  в вопросах развития речи дошкольников...