Конспект ОД в режиме дня "Развитие диалогической речи дошкольников старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Беседина Лариса Сергеевна

Цель. Использование  игр разной направленности для  развития диалогической  речи старших  дошкольников.

Программное содержание.

  • Обучать навыкам культуры диалогической речи; активизировать в речи различные варианты выражения просьбы; развивать умение терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, доказывая свою точку зрения; формировать навыки речевого этикета.
  • Развивать творческие и интонационные  способности, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку в пространстве.
  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ОД в режиме дня20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в режиме дня

«Развитие диалогической речи дошкольников

старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Разработала воспитатель высшей категории

МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»

Беседина Лариса Сергеевна

Цель. Использование  игр разной направленности для  развития диалогической  речи старших  дошкольников.

Программное содержание.

Обучать навыкам культуры диалогической речи; активизировать в речи различные варианты выражения просьбы; развивать умение терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, доказывая свою точку зрения; формировать навыки речевого этикета.

Развивать творческие и интонационные  способности, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку в пространстве.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Материал. Маски для подвижной, пальчиковой и театрализованной игр, «волшебная палочка», картинки с изображением домашнего животного и домашней птицы, карточки  с изображением лиц в разных  эмоциональных состояниях  (веселое, грустное, обиженное, удивленное, сердитое, спокойное), сундучок, «цветик-семицветик», компьютер.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы – В. Осеева «Волшебное слово», В. Катаев «Цветик-семицветик»,  рассматривание иллюстраций с последующим обсуждением – альбомы «Что такое хорошо, что такое плохо», «Я и мое поведение», «Наши чувства и эмоции».

Ход образовательной деятельности в режиме дня.

 I. Организационный момент.

II.  Игровая ситуация.

Воспитатель: - Ребята, нам на компьютер пришло сообщение, давайте его прочитаем.

(На компьютере появляется изображение мальчика. Он сидит сердитый, с надутыми щеками.)

Диалог с изображением на компьютере:

- Как тебя зовут? С тобой что-то случилось?

- Павлик! (Грубо) А вам-то что?

- Нам ничего. А вот ты сейчас плакал, наверное, поссорился с кем-то!

- Никто со мной дружить не хочет, все меня прогоняют, никто не жалеет! (Павлик засопел от обиды)

Воспитатель: - Ребята, надо что-то делать, помочь Павлику. А то  без друзей действительно плохо. Надо Павлика научить правильно разговаривать с друзьями.

Воспитатель: - Ребята, я давно работаю в детском саду и знаю как ему помочь. У меня есть помощник. Это самый красивый цветок и самый нежный. Он боится ветра и мороза, злости и вранья, грубости и неуважения. Я укрыла его потеплее.

(Воспитатель вносит цветочный горшок, накрытый колпачком, открывает колпачок, а там только стебель без лепестков)

Воспитатель: - Ах, все пропало! Кто-то оборвал лепестки! Цветочек погибнет!  … Нет, посмотрите, здесь что-то написано! (читает) «Для того, чтобы цветок приобрел свою волшебную силу, вы должны найти все лепестки и выполнить задания. Красный лепесток лежит на подоконнике.»

Воспитатель:  -  (имя ребенка), где лежит лепесток?  (на подоконнике). Принеси его. (На обратной стороне каждого лепестка  написано задание)

Задание №1. Дидактическая игра «Волшебная палочка»

Воспитатель: - Давайте с помощью «волшебной палочки» расскажем о себе. Но только надо делать это по правилам. Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки к отвечающему, а если нет, останется у водящего.

Воспитатель. - С кем ты больше всего любишь играть в детском саду?

Кто тебя привел сегодня в детский сад?

(Далее вопросы задают дети, палочка проходит по кругу, задает вопрос и отвечает каждый ребенок).

Правило: Мы  выполнили  правило -  надо внимательно слушать и отвечать на поставленный вопрос.

- …, повтори для Павлика еще раз правило: …

(После выполнения каждого задания лепесток прикрепляется к стебельку).

Воспитатель читает далее, что написано на красном лепестке: «Оранжевый лепесток лежит под кухонной плитой.»

Воспитатель: - (имя ребенка), где лежит лепесток?  (под кухонной плитой). Принеси его.

Задание №2. Театрализованный этюд «Кошка», Г. Сапгир, «Здравствуй, киса», Н. Емельяненко

Участвуют  двое детей – хозяин и котик.

- Кошка, как тебя зовут? – Мяу!

- Стережешь ты мышку тут? – Мяу!

- Мяу, хочешь молока? – Мяу!

- А в приятели щенка? – Фрр!

- Здравствуй, киса! Как дела?

Что же ты от нас ушла?

- Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить…

Ходите, зеваете…

На хвостик наступаете.

                                           

Правило: - Ребята, вот и еще одно правило - во время разговора смотреть в глаза или лицо собеседника.

- …, чтобы Павлик запомнил, скажи ему как надо разговаривать …

Воспитатель читает далее, что написано на оранжевом  лепестке: «Желтый лепесток лежит за большим папоротником»

Воспитатель: - (имя ребенка), где лежит лепесток?  (за большим папоротником.) Принеси его.

Задание №3. Дидактическая игра «Похожи-непохожи»

Воспитатель выставляет на мольберт 2 картинки с изображением домашнего животного и домашней птицы (корова и курица). Каждый ребенок высказывает мнение о том, что изображенные объекты непохожи и называют отличительные признаки или похожи, доказывая схожие признаки.

Правило: – Надо учиться спорить вежливо.

(повторить)

Воспитатель читает далее, что написано на желтом  лепестке: «Зеленый лепесток лежит между «домиком» и «парикмахерской».

Воспитатель:- (имя ребенка), где лежит лепесток?  (между «домиком» и «парикмахерской»). Принеси его.

Задание №4. Малоподвижная игра «Змея»

Водящий («змея») подходит к одному из детей и говорит:

- Я змея, змея, змея.

Я ползу, ползу, ползу.

Будь моим хвостом!

- Хорошо!

- Ну, тогда пролезай!

После этих слов игрок пролезает между ног водящего и становиться его хвостом. Затем змея вместе со своим хвостом приближается к другому ребенку и снова просит его стать своим хвостом, употребляя другие слова-просьбы. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут хвостом змеи.

Правило: – Друзей надо вежливо приглашать в игру.

Воспитатель читает далее, что написано на зеленом   лепестке: «Голубой лепесток лежит около …..

Воспитатель: -(имя ребенка), где лежит лепесток?  (….). Принеси его.  

Задание №5. Пальчиковая гимнастика «Гуси-гуси»

Один ребенок – хозяин, остальные дети – гуси.

Хозяин: - Гуси – гуси!

Дети:  - Га-га-га! (руки согнуты в кистях, это «клювики»)

Хозяин: - Есть хотите?

Дети: - Да-да-да!

Хозяин: - Так летите же домой!

Дети: - Нет, нет, нет.

Серый волк под горой,

Не пускает нас домой.

Хозяин:  - Ну, летите же домой!

Дети:   - Га-га-га! (машут руками –«крыльями)

Правило: – В разговоре надо выслушивать ведущего (собеседника), не перебивать его.

 Воспитатель читает далее, что написано на голубом   лепестке: «Синий лепесток лежит в шатре»

Воспитатель: - (имя ребенка), где лежит лепесток?  (….). Принеси его.

Задание №6. Дидактическая игра по обучению речевому этикету «Секрет в сундучке»

Ребенок держит сундучок. Воспитатель говорит, что в сундучке что-то спрятано.

Воспитатель: - Если вежливо попросить …., то он покажет секрет в сундучке. (Воспитатель добивается употребления детьми разных вариантов выражения просьбы).

Правило:  – Просить надо вежливо, называя «волшебные» слова и тогда вам не откажут в просьбе.

Ребенок  открывает сундучок, там лежат карточки  с изображением лиц в разных  эмоциональных состояниях  (веселое, грустное, обиженное, удивленное, сердитое, спокойное) и фиолетовый лепесток.

Задание №7. Дидактическая игра «Интонации»

Воспитатель: - Ребята, на лепестке написано такое задание: «Произнесите предложение с таким настроением, которое нарисовано на вашей картинке.

« Павлик, давай дружить!»

Дети произносят предложение с той интонацией, с каким  настроением  у него находится картинка.

Правило:  – Разговаривать с другом надо спокойно, доброжелательно.

III. Итог.  Павлик из компьютера: Какие вы молодцы, ребята! Я хочу с вами дружить, только действительно дружбу предлагать надо ….  

Павлик: - Ребята, напомните мне еще раз как надо правильно и вежливо разговаривать с друзьями.

Дети рассказывают правила:

- Надо внимательно слушать и отвечать на поставленный вопрос.

- Во время разговора смотреть в глаза или лицо собеседника.

- Надо учиться спорить вежливо.

- Друзей надо вежливо приглашать в игру.

- В разговоре надо выслушивать ведущего (собеседника), не перебивать его.

- Просить надо вежливо, называя «волшебные» слова и тогда вам не откажут в просьбе.

-  Разговаривать с другом надо спокойно, доброжелательно.

Воспитатель: - Ребята, чтобы Павлик не забыл правила, давайте подарим ему этот волшебный цветок.

Дети вместе с воспитателей подходят к компьютеру, дарят Павлику цветок (Воспитатель незаметно прячет цветочек за компьютер, на экране появляется изображение Павлика с цветочком в руках)

Павлик: - Спасибо, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Консультация для педагоговна тему «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра - это своеобразная форма приобщения ребенка к будущей взрослой жизни, это ш...

Обобщение опытом: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитан...

Самоанализ по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...

Обобщение опыта по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Обобщение опыта по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...

Система работы по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Система работы по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...