Обобщение опыта по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
материал по развитию речи

Людмила Николаевна Очередько

Обобщение опыта по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 7

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области

Обобщеие опыта по теме:

«Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через

театрализованную деятельность».

                                                                         Воспитатель: Очередько Л.Н.

Карасук

2020г

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

                                                                                            В. А.Сухомлинский

Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано.

В ходе своей воспитательной работы, наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что дети мало эмоциональные, скованные, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения, но в тоже время неподдельный интерес вызывает театральная деятельность. Ребятам нравиться перевоплощаться в каких-либо героев из сказок, видеть персонажей во время проведения праздников, развлечений, утренников. Все это вызывает у них положительные эмоции.

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Считаю, что работа в этом направлении должна начинаться с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной, речевой активности, пробуждается интерес к окружающему миру. Тем самым и обусловлен выбор данной темы. Так как в развитии диалогической речи детей театрализованная деятельность - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка.

Учитывая актуальность данной проблемы и через результаты педагогической диагностики  детей старшего дошкольного  возраста, определила пути  работы с воспитанниками и поставила перед собой цель: развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

На основании поставленной цели решала следующие задачи:

1. Разработать систему работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.                                                                                              

2. Создать предметно - пространственную среду способствующею развитию диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (содержательно насыщенная, трансформируемая, вариативная, полифункциональная, доступная, и безопасная), в соответствии с ФГОС ДО.

3. Вызвать интерес у родителей (социальных партнёров) и привлечь их к участию к данной проблеме.

4. Обобщение опыта работы по данной теме на МО Карасукского района.

Свою работу я начала с изучения методической литературы. Совершенствуя  свои  знания,  изучила методику, знакомилась с материалами по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность  на сайтах интернета. Внедрение работы по данной теме в жизнь детского коллектива требовало определённых организационно – методических усилий. Создавая систему работы по данной теме, я разработала перспективный план работы с детьми, с учётом возрастных особенностей.                                      

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, воспитанники знакомились  с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы заставляли их думать, анализировать, отвечать развёрнуто.

Поэтому свою работу по данной теме, я разделила на три блока: непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность и самостоятельная деятельность. Непосредственную образовательную деятельность строила и проводила в игровой, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении, в зависимости  от того какая тема недели.  НОД  начинала с музыкальных, пластических игр и упражнений,  с театральных игр, например: «Весёлые превращения», «Ох, ох, что за гром?», «Поиграем-отгадаем», «Зеркало». Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, которые являются не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносила в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков, где сами дети играли героев.                                                                                                           Большую роль в развитии диалогической речи детей играет художественно -  эстетическая деятельность, она обязательный спутник детского театра. Декорации и атрибуты к спектаклям, детали костюмов и сами костюмы героев, различного вида куклы для кукольного театра – все это, несомненно, имеет прямое отношение к эстетическому творчеству. Однако весь этот труд обычно ложится на плечи взрослых, а дети – дошкольники остаются в роли активных созерцателей и, конечно, посильных помощников. Чем они могут помочь взрослым в этих интересных делах, а заодно расширить свой кругозор? Что-то раскрашивать или вырезать детям не в новинку, а вот использовать в своей работе пайетки, блёстки, биссер, конфетти и украсить платье для Золушки – дело интересное, увлекательное стало для детей еще одной ступенькой на пути приобретения ими новых знаний. Были проведены НОД по темам: «Бальное платье для золушки»,  «Русские посиделки», «Цветок толерантности».

Выразить свои впечатления и своё творчество дети всегда могли через продуктивную деятельность, где отображали своё отношение к театру, сказке.  Были организованы выставки поделок, рисунков «Богатыри земли Русской»,  «Пластилиновая зима», «Сказочный герой» (из овощей и природного материала).

В совместной деятельности с детьми,  я проводила дидактические игры, развивающие, пальчиковые, например: «Играем в театр», «Пантомима», «Расскажи стихи руками», «Братцы», «Мальчик – пальчик, где ты был?»,  «Есть игрушки у меня», «Где обедал воробей?» и многие другие, которые помогали развивать диалогическую речь у детей.  Проводила словесные игры, предлагала  произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…», «У меня поднимается настроение от…», «Я заболела, потому что…».                                                                                                                                                      С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с папой из детского сада, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость!» Какая новость может быть у мамы?

2. Девочка говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего она может бояться?

В свободное время совместно  с детьми заучивали стихи, потешки, рассказывали диалоги, инсценировали сказки, изготовляли книжки – малышки. Использовала  ИКТ: показ презентаций «Мои любимые сказки», проводила интерактивные  игры «По неведомым дорожкам», «Назови сказку», «Угадай сказочного героя». Считаю, что использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким зрелищным и комфортным. Наиболее эффективным способом  реализации задач по развитию диалогической речи детей  - это организация проектной деятельности. Поэтому, совместно с детьми, учителем – логопедом и родителями был реализован проект «Тараторики», где были учтены  интересы всех участников: я как педагог имела  возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем; родители, получили  возможность, активно участвовать в значимом для них процессе; а  деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. Работала в тесном контакте со специалистами ДОУ.  Успешность и результативность зависят, прежде всего, от музыкальной деятельности. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в творчестве невозможно. Совместно с музыкальным руководителем в ДОУ мы провели праздник «В страну волшебных гномов», развлечение «Путешествие на остров превращений». Принимали участие в конкурсе чтецов, «Битве хоров» среди участников ДОУ, которые проходили в три этапа (осенью, зимой, весной), где мои воспитанники показали хорошие результаты. Принимали участие в театрализованном конкурсе, проходил так же в три этапа «Сказка, сказка покажись», мои воспитанники показали артистичность, пластичность и культуру речи. Были участниками в конкурсе чтецов, наша группа заняли призовое место. Ежедневно идёт взаимосвязь с учителем – логопедом, так как у нас логопедическая группа.       По её рекомендациям для обучения детей средствам речевой выразительности  использовала артикуляционную гимнастику: «Весёлый язычок», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим моторчик», проводила игры и упражнения на развитие речевого дыхания: «Насос», «Сдуй бабочку с цветка», «Подуем на снежинку», «У кого больше шарик», «Мяч в ворота».

С инструктором по физической культуре использовали веселые считалки, когда дети без помощи педагога выбирают водящего в подвижной игре или участников очередного задания. Так же были проведены развлечения, игры – эстафеты с родителями со сказочными героями «Карлсон в гостях у ребят», «Буратино потерял азбуку».

Одним из важных условий для работы с детьми в данном направлении, я считала правильную организацию предметно - пространственной развивающей среды в группе (содержательно-насыщенная, трансформируемая, вариативная, полифункциональная, доступная и безопасная), в соответствии с ФГОС ДО. Совместно с родителями и детьми создали в группе театральную студию. В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

В группе оборудован «Книжный уголок», где ребёнок может побыть один или со сверстниками, посмотреть книжки или рассмотреть иллюстрации, энциклопедии. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности  разместила разные виды театра: кукольный, пальчиковый, конусный, на фланелеграфе, теневой, платковый, на ложках, костюмы для ряжения. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы детей.                                            

Большими помощниками в реализации работы по данной теме являлись партнёры -  родители.  С учётом интересов и пожеланий родителей я составила перспективный план работы с родителями. Работу в течение  года я спланировала по месяцам. Активное участие  принимали родители в анкетирование «Сказка – это хорошо или плохо?», «Знает ли ваш ребёнок сказки?». Очень интересно прошла викторина «Сказкой познаю мир». На родительском собрании провела семинар-практикум по теме «Театр – наш друг и помощник». Активное участие принимали родители  с детьми в выставках рисунков, поделок  «Сказка глазами ребёнка», «Я леплю из пластилина», «Выдуманный мною герой», где  дети и родители показали своё творчество, выдумку, фантазию.  Проявляли активный интерес к размещаемой информации в «уголке для родителей» по данной теме: «Читаем и пересказываем с детьми сказки». Принимали участие в семинаре-практикуме: «Что развивают театрализованные игры у детей?». Советовала родителям вместе с детьми посетить театр нашего города «Театр на окраине» и посмотреть кукольный спектакль, сказку.

Реализация перспективного планирования с родителями  помогла мне объединить работу в детском саду и работу в семье по данной теме. Многие родители стали активными помощниками. Дети, приходя  в детский сад стали рассказывать о том, как они с мамой пекли пирожки для медведя, сшили новую куклу, папой сочинили и нарисовали сказку; как с мамой и папой ходили в театр. Я считаю, что совместная работа детского сада и родителей по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность  просто необходима. Ведь именно родители являются наибольшим авторитетом для детей.

С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми. Я считаю, что вся работа, проведенная в данном направлении, оставит след в душе ребенка. Останавливаться на этом нельзя, наоборот нужно продолжать и  совершенствовать. Поэтому в дальнейшей своей работе считаю необходимым  планировать и использовать новые формы и методы по развитию диалогической речи  детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность:

- организовать кружок для детей старшего и подготовительного возраста в ДОУ «В гостях у сказки»;                                                                                                                                              

- создать сайт в Карасукском районе  «Поиграем в сказку», т.к. дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты. Повышение культурного уровня детей способствует созданию в семье благоприятной атмосферы. Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо.