Обобщение опыта работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
статья по развитию речи
Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. В настоящее время отмечается рост детей с отклонениями в речевом развитии. А ясная и правильная речь–это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. В настоящее время отмечается рост детей с отклонениями в речевом развитии. А ясная и правильная речь–это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил навязчивости? Размышляя над этой проблемой, мы предположили, что помочь в этом вопросе может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность?
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в рамках художественно-эстетического развития театрализованной деятельности отводится главное место, так как она включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры, дает возможность в игровой и занимательной форме организовать совместную и самостоятельную деятельность детей.
Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, со взрослыми, не обусловив речевое действие и поведение какой то другой деятельностью (игровой, познавательной, практической). Следовательно, проблема связи речевого развития детей и театрализованная деятельность является для нас актуальной.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений в дошкольном возрасте.
Уже в первой младшей группе начинается знакомство с театральной куклой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, подготовленные педагогами или старшими воспитанниками. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение и создает радостную атмосферу. Взрослый стремится вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждает детей общаться с куклами, участвующими в спектакле.
Начиная с групп раннего возраста и до выпуска из детского сада, педагоги знакомят детей с различными видами кукольных театров.
В средней группе работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно, объединяя кукольный спектакль и театральную игру в единое целое.
В старшем дошкольном возрасте навыки, приобретенные детьми ранее, позволяют объединить в одной театрализованной игре несколько видов театров: настольный, пальчиковый, театр с «живой рукой», марионеток и др. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Кроме того, содержание театрализованных игр способствует активизации разных сторон речи:
-словаря,
-диалогической и монологической речи,
-совершенствованию звуковой стороны речи,
-выразительности речи.
Таким образом, мы можем предположить, что театрализованная деятельность – эффективное средство речевого развития ребенка, которая поможет сформировать связную речь, обогатит словарный запас, разовьет умение общаться. Предметно-развивающая среда, организованная с учетом возрастных особенностей детей, безусловно оказывает большое влияние на качество образования воспитанников. Постоянно присутствует интеграция театрализованной деятельности.
Цель работы – систематизировать работу по развитию речи у дошкольников через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме использования театрализованной деятельности для формирования речевого развития у детей дошкольного возраста.
2. Организовать работу с детьми по речевому развитию через театрализованную деятельность.
3. Организовать развивающую предметно – пространственную среду.
Теоретические основы.
Изучая психолого – педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его поняли.
В научно – методической литературе существует классификация театрализованных игр. Все театрализованные игры можно разделить на две группы.
К первой группе относятся режиссерские игры, ко второй группе – игры-драматизации.
В жизни ребенка режиссерская игра возникает рано. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – невоодушевленные предметы и не имеют своих желаний, претензий. Ребенок действует неподвижной или малоподвижной игрушкой. На первый план здесь выступает речь, интонация, выразительность, дикция.
Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли (куклы би-ба-бо, шапочки и др.). Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности: интонацию, пантомимику. Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной, самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания интересам коллектива, т. е. происходит воспитание взаимопомощи, уважения к товарищу, взаимовыручка.
Реализация концепции.
Концепция реализуется в соответствии с принципами организации воспитательно –образовательного процесса:
1. Принцип успешности – заключается в мотивации успеха, продвижения вперед.
2. Принцип интеграции – занятия по театрализованной деятельности связаны со всеми разделами образовательной программы.
3. Принцип психофизической комфортности – заключается в возможности снятия стрессовых факторов.
4. Креативный принцип – максимальная ориентация на развитие психофизических и психических процессов, творческих способностей.
Вторая задача решается ежедневно, в процессе реализации комплексно – тематического плана. В комплексно – тематическое планирование по основной образовательной программе ДОУ включена театрализованная деятельность в каждую тематическую неделю.
В ходе подготовки театрализованной деятельности с детьми уделяется серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение отдается произведениям с понятной для ребенка моральной идеей, с динамичными событиями с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки, потешки – их легко обыграть, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций; герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
Кроме того, воспитанники имеют возможность закрепить полученные умения, посещая кружок «В гостях у сказки», организованного на базе нашего ДОУ.
По традиции, сложившейся в нашей группе, организуется для детей «Театральная пятница»: досуги, развлечения, праздники, театрализованные игры. В «Театральную пятницу» приходят и родители – принимают участие в спектаклях. Это радует детей, им легче побороть волнение, хочется выступать рядом с мамой или бабушкой. Театрализованные представления, с участием родителей поставлены на праздничных развлечениях.
Вместе с тем реализация концепции напрямую зависит от того, на каком уровне находятся взаимоотношения педагога с родителями воспитанников.
Третья задача решается с учетом требований к развивающей предметно – пространственной среде по ФГОС ДО. В группе оформлен театральный уголок, что позволяет детям в повседневной жизни применять умения и навыки, полученные в процессе театрализованной деятельности. Здесь собраны атрибуты и виды театров:
-настольный театр
-театр резиновой игрушки,
-театр «на лопатках»,
-пальчиковый театр,
-варежковый театр,
-конусный театр,
-театр на фланелеграфе,
-«киндер – театр» и т. д.
Материалы уголка постоянно меняются и обновляются.
Результаты работы.
Результативность работы в контексте концепции проявляется в следующем:
1. Организована развивающая предметно – пространственная среда группы;
2. Организована совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности;
3. Организована самостоятельная деятельность детей в специально созданных условиях (центры театрально – музыкальной и художественно – изобразительной деятельности);
4. Активное взаимодействие с родителями.
Театрализованные игры организуются в утренние и вечерние часы, органично включаются в реализацию тематической недели. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность театрализованной деятельности в том, что ребенок обучается незаметно для него самого он артист и учится публично говорить и действовать.
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию речи, развития у ребенка самовыражения, воображения, фантазии, творчества, инициативы и всестороннему развитию ребенка.
Список используемой литературы:
1.Aнтипова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду, -М.: ТЦ «Сфера», 2010.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И, Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М. Издательский центр 2006.
3. Бородич А. М., Методика развития речи детей дошкольного возраста, – М. Просвещение, 2014.
4. Доронова Т. Н. Играем в театр, – М. Просвещение, 2004.
5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики – 4 изд. – М. Изд. МГУ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...

"Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эст...

Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...

Опыт работы. Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
Речь является необходимым условием формирования личности ребенка....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»...

Презентация опыта работы "Развитие речи детей раннего возраста через конструктивную деятельность"
Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Развитие речи детей раннего возраста через конструктивную деятельность"Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности до...

