"Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
материал (старшая группа) на тему
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Совёнок»
«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Опыт работы.
Воспитатель первой квалификационной категории Бычкова Людмила Александровна.
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика.
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
Значение театрализованной деятельности
- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
- совершенствует артикуляционный аппарат
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
- дети получают эмоциональный подъём
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
- позволяет формировать опыт социального поведения
- стимулирует активную речь
Актуальность
Одним из современных инновационных методов обучения я считаю проектную деятельность – технологию, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым. В своей работе я часто использую эту технологию. Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка за сказкой».
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Я считаю, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
Постановка проблемы
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Цель: создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
- В процессе проекта дети рисовали любимых сказочных героев и выполняли аппликации.
- Слушали сказки и отвечали на вопросы по содержанию текста.
- Рассматривали иллюстрации к русским народным сказкам.
- Отгадывали загадки.
Были изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов. А сейчас дети на основе готовых кукольных театров продолжают разыгрывать сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку.
С большим интересом дети играют:
- в театр на палочках.
- Стендовый театр ( мягкая сказка на липучках), где дети могут самостоятельно передвигать героев сказки, действовать с ними по своему усмотрению и желанию, придумывать свою сказку.
- Разные виды настольных театров. Очень нравится детям играть в театр, который я приготовила для проведения занятия: «Как зайчонок маму искал».
- Театр на камушках.
- Театр Петрушек.
- Пальчиковый театр.
- Театр масок и шапочек.
Особая роль я отвожу работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д.
Наши мамы мастерицы смастерили для детей сказку «Колобок» из попьемаше, а на прогулочном участке вместе с родителями воспитанников, бабушками и дедушками мы постарались создать атмосферу сказки и у нас это получилось. Вот уже несколько лет подряд радуют нас и наших детей красивые, яркие персонажи сказок. Мы каждый год обновляем эти декорации и придумываем новые.
Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Совместно с музыкальным руководителем мы показываем музыкальные спектакли, сказки - оперы, где дети не проговаривают текст, а пропевают.
Мною были сшиты куклы для показа кукольного театра. Дети очень любят этот вид театра и с большим желанием и нетерпением ждут показа новой сказки.
Вывод:
- Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
- В любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера.
- С удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.
- Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
- Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-854026-1479645809.jpg)
Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-881368-1485430376.jpg)
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Воспитатель: Сатварённая Е.И. Средняя группа. Актуальность:• В последние годы, к сожалению, от...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-484709-1411412240.jpg)
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей...
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Актуальный педагогический опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-1118070-1552216900.jpg)
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а это деятельность помогает развитию речи детей....