Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
консультация по развитию речи на тему

Левашова Татьяна Викторовна

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Понятие «звуковая культура речи» включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Задачи воспитания звуковой культуры речи не ограничиваются только формированием правильного звукопроизношения, а охватывают все стороны звучащей речи.

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить, она способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

В игре создаются условия для развития речевой активности детей. Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, необходимо ставить перед собой следующие задачи: развитие словаря - обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью; воспитание звуковой культуры речи - развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности.

При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объему. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель. В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди.

Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях.  Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение сказки, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением. В средних группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребенка. Даже если у ребенка есть дефект речи, нужно давать ему хоть маленькую, но роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя. Также много и активно нужно работать над техникой речи - это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения направленные на произнесение гласных, согласных звуков

В процессе игр, этюдов, упражнений педагог заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал.

Театрализованная деятельность - это эффективный метод развития коммуникативных навыков, эмоционально волевой сферы и речи детей младшего и среднего  дошкольного возраста.

Таким образом, у детей должна произойти положительная динамика в развитии речи. Средствами театрализованных игр дети будут вовлечены  в диалог, будет обогащен активный словарь детей, разовьются навыки фразовой речи, что благоприятно повлияет на развитие детей.

Театрализованная деятельность  поможет детям закрепить коммуникативные навыки, разовьет внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...

"Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эст...

Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Воспитатель: Сатварённая Е.И. Средняя группа.    Актуальность:• В последние годы, к сожалению, от...

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а это деятельность помогает развитию речи детей....