Опыт работы. Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
материал по развитию речи

Ермолаева Елена Викторовна

Речь является необходимым условием формирования личности ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы. Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

Речь является необходимым условием формирования личности ребенка. Она не дается человеку от рождения, пройдет немало времени, чтобы ребенок начал говорить. Окружающие ребенка взрослые обязаны приложить немало усилий, чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно и своевременно.

Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

 В работе данного направления поставили перед собой цель: формирование интереса детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащение пассивной и активизация активной речи воспитанников. Эта цель достигается через решение следующих задач:

 1. Вызывать эмоциональный отклик ребенка при общении с персонажами.

 2. Побуждать детей отзываться на игры – действия со звуками, подражать движениям животных и птиц.

3.Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

4.Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра.

 Для развития речи через театрализованные игры - уделяем серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение отдаём сказкам, потешкам. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. С раннего возраста приучаем детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Всегда используем потешки, пестушки, попевки. Следим за своей речью: слова произносим интонационно выразительно, четко.

  1. В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности:

 • Пополняем и обновляем атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь.

• Ежедневно вводим в непосредственно-образовательную деятельность и в совместную деятельность игры - инсценировки с сюжетными игрушками, ИГРЫ-СИТУАЦИИ используя при этом фольклорный материал (потешки).

 • Ежемесячно планируем демонстрацию сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности. «Курочка Ряба», «Теремок», «В гостях у кота Баюна».

В группе работаем над организацией предметно-развивающей среды:

1. Уголок театрализованной деятельности

2. Уголок ряженья. Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

3. Красивая ширма для показа представлений.

4. Театрализованные игры. Прежде чем проводить игры-театрализации, нужно запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято. «Вышла « курочка гулять», «Надувала кошка шар», «Ладушки -ладошки».

5. Игрушки куклы би - ба - бо (дедушка, бабушка, заяц, лиса, волк, медведь). Атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. Куклы изготовлялись, используя старые мягкие игрушки. После представления даём возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.

6. Пальчиковый театр к сказкам «Репка». Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.

 7.Настольный театр Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы).

8. Театр на фланелеграфе. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляю на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираю из старых книг, журналов или создаются самостоятельно. Игра «Зайчик и белочка», «Уж ты, зимушка-зима», «Наша Маша Маленька».

2. Уголок сенсорного развития Материал для освоение малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов. Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.

3. Уголок конструирования Различный строительный материал: деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. Уголок изобразительной деятельности. Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры .

5. Уголок речевого развития.  Д/и «Собери сказку», «Спрячь колобка», «Из какой сказки герой», лото «Собери сказку».

Привлекаем детей к совместному участию в инсценировках, БЕСЕДУЕМ с ними ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают с нами отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Так в инсценированной сказке "Репка" малыши "тянут" репку; при разыгрывании сказки "Теремок" показывают, как зайчик прыгает, ходит медведь, голосом изображают кваканье лягушки, рычание медведя, писк мышки.

 Игра с детьми в театр очень помогла нам в адаптационный период. КУКОЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ дали возможность малышам расслабиться, снять напряжение, создать радостную, добрую атмосферу.

Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателей и родителей ребенка. Успешность развития речи детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома. В этой связи проводим работу по активизации и обогащению знаний родителей по организации и проведению театрализованной деятельности в семье.

1.Подготовили для родителей консультации на тему: «Мама почитай мне сказку», «Роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста»

2.Тематические развлечения Тематическое развлечение по сказке, «Колобок в гостях у ребят», «К мишке в гости», «Кошкин дом».

Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально, потому что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с раннего возраста, так как ранний возраст является важным этапом для развития речи.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ НАШИ МАЛЫШИ узнают персонажей сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят») .

Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность

Опыт работы по вовлечению в театрализованную деятельность детей раннего возраста. Как приобщить ребенка  ск миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду. Работа ...

опыт работы"Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе

методы и приемы, которые используются в моей работе с детьми раннего возраста, для развития речи малышей....

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность....

"Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность".

Театр – это волшебный край,в котором ребёнок радуется, играя,А в игре он познаёт мир....

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...