ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
презентация по развитию речи

Иртакова Айана Ивановна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видахдеятельности»

Слайд 1

Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.    Наблюдая за детьми, мы обратили  внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития:

Слайд 2

Самая большая роскошь- это роскошь человеческого общения!

Слайд 3

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.  Наблюдая за детьми, мы обратили  внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются  из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.

Слайд 4

Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими теоретиками и практиками в логопедии  М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой , Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой , Г.В.Чиркиной  и другими.

Слайд 5

У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в  в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

          Её цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков  и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики  в дошкольном возрасте  способствует продуцированию  детьми правильных звуков, кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия.

Слайд 6

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий мысли. Использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей.

Слайд 7

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного  тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха  зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает  нормальное голосо-  и звукообразование

Слайд 8

Театрализованная игра:

Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.);

Совершенствует артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Слайд 9

Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы). Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.

Слайд 10

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаем  игры, способствующие расширению  словарного запаса детей,  их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

Слайд 11

 В своей работе мы  используем мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

“ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский

Слайд 12

Что нетрадиционного и нового мы  используем в своей работе?  Многофункциональный, развивающий тренажер на развития мелкой моторики рук. На их создание и использование нас  вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.

Слайд 13

Мы  считаем, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома: это - консультации,  памятки, папки- передвижки.

Слайд 14

Картотека по развитию речи

Слайд 15

Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок ряжения, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…

Е. И. Тихеева.(Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943) стала заниматься проблемами дошкольного воспитания с 1907 г. В 1913-1917 гг. она руководила детским садом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию и его школьной комиссией. Е. И. Тихеева была последователем и пропагандистом идей К. Д. Ушинского и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.)

Слайд 16

Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Мы  стараемся  использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе мы намерены продолжать, потому что нас интересует проблема речевого развития детей.

Слайд 17

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха.

 «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.

 «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.

«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.

«Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).

 «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.

 «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.

 «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.

 «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.

 «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.

 «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков.

« С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.

 «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.

 «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.

 «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши

 «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).

«Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.

 «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи.

«Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.

 «Мяч бросаю, диких животных называю».

 «Мяч передаю, деревья назову».

 «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).

 «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.

«Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).

 «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.

 «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.

 «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.

 «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.

 «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.

«Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.

Игры с мячом для развития мелкой моторики.

«Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».

 «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.

 «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.

 «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.

«Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.

 «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.

 «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

Игра: «Отгадай сказку по загадке»

Игра: «Из какой сказки картинка»

Игра: «Кто лишний»

Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь человека  - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми  богатствами родного языка.Детский сад - это первая ступень системы образования, и...

Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной.Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду состоит в значительном увеличении возможностей каждого ребён...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя высшей квалификационной категории "Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Воспитатель, прежде всего, друг для детей, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а странник, всегда находящийся в пути. Поиск путей решения проблем должен быть присущ как...

Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"

Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....

Обобщение опыта работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со с...

Обобщение опыта работы «Развитие ловкости детей дошкольного возраста посредством игр с мячом»

Работая с детьми, определила, что наиболее эффективной формой физического развития и воспитания дошкольника является использование игр и игровых упражнений с мячом....

«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

опыт работы по развитию речи в разных видах деятельности...