Консультация для педагогов "Нетрадиционный подход к развитию речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Бондаренко Виктория Викторовна

Консультация для педагогов "Нетрадиционный подход к развитию речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_02.25.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционный подход к речевому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности МКДОУ «Детский сад №2» г. Пласта Учитель-логопед: Бондаренко В. В. Консультация для педагогов

Слайд 2

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. - Односложная , состоящая лишь из простых предложений речь. - Бедность речи. Недостаточный словарный запас. - Употребление нелитературных слов и выражений. - Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. - Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. - Отсутствие умения обосновать свои утверждения. - Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. - Плохая дикция.

Слайд 3

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками , нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные методы обучения. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование . Э то воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Слайд 4

Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для: - обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказах художественного произведения; - при отгадывании и составлении загадок; - при заучивании стихов Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей : • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; • применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Слайд 5

«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении. «Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

Слайд 6

«Кто о чем говорит? » Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. «Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию , наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Например , рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

Слайд 7

( С инквейн — в переводе с фр. —«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения). Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. 1. Как заключительное задание по пройденному материалу 2. Для проведения рефлексии 3. Для анализа и синтеза полученной информации 4. Просто как игру. Где применять? Синквейн

Слайд 8

К основным правилам составления синквейна относятся следующие: 1.первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею; 2.вторая строка — два слова, слова-признаки, характеризующие предмет; 3.третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы; 4.четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме; 5.пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово). Примеры составления синквейна 1. Кукла. 2 . Красивая, любимая. 3 . Стоит, сидит, улыбается. 4 . Моя кукла самая красивая. 5 . Игрушка. 1. Дождь. 2 . Мокрый, холодный. 3 . Капает, стучит, льется. 4 . Я не люблю дождь. 5 . Вода

Слайд 9

Целесообразное использование синквейна : На занятиях для закрепления изученной лексической темы: 1. Береза. 2. Тонкая, белоствольная. 3. Растет, зеленеет, радует. 4. Береза — символ России. 5. Дерево. На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна , придумать рассказ. 1. Заяц. 2. Белый, пушистый. 3. Прячется, боится, убегает. 4. Я жалею зайца. 5. Дикое животное. В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Слайд 10

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь. Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы: 1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др. 2. Учить детей фантазировать, изобретать. ( Например, придумать новый дом красивый и необычный.) 3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. ( Например, "Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться?)

Слайд 11

. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Арсенал технологии ТРИЗ содержит множество разнообразных методов: - Метод мозгового штурма - Метод каталога. - Метод фокальных объектов - Метод системного и морфологического анализа - Метод типового фантазирования - Метод мышления по аналогии и множество других.

Слайд 12

. Стимулирует разностороннее мышление - Подстегивает познавательную активность - Способствует успешной социализации - Способствует развитию речевых навыков - Снимает психологические барьеры - Учит мыслить широко, системно, нестандартно - Учит находить свои решения, а не повторять за педагогом - Создает для каждого ребенка ситуацию успеха Методика ТРИЗ

Слайд 13

. Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям. Метод мозгового штурма

Слайд 14

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемосхем: вместо слов и словосочетаний рисуются картинки, которые идут друг за другом в зависимости от текста. Мнемотехника Структура мнемотехники Мнемотехника Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы

Слайд 15

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов , расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Слайд 16

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

Слайд 17

. Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания: - пересказ - составление рассказов по картинке и серии картин - описательный рассказ - творческий рассказ - разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок - отгадывание и придумывание загадок. Где применять? Мнемотехника Улучшает память, внимательность, воображение, фантазию. Развивает речь, увеличивает словарный запас. Расширяет представления об окружающем мире. Формирует наглядно-образное и абстрактное мышление, интеллект. Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию. Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру. При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность. Раскрывает творческие способности детей.

Слайд 18

. «Осень, осень» Осень, осень к нам идет, Что же осень нам несет? Листики цветные, Ягоды лесные, Овощи к обеду, Много туч на небе.

Слайд 19

. Цель: развитие речи, умения составлять словосочетания Ход игры: дети сидят вокруг стола. В руках педагога стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игра «По кругу»

Слайд 20

. Цель: развитие речи, умения составлять предложения Ход игры: педагог поровну делит картинки между всеми участниками игры. Педагог выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Игра «Предложения по цепочке»

Слайд 21

. Кинизиология Ц ель: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Выявляет скрытые способности ребенка, расширяет возможные границы головного мозга. Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. " Упражнение для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга. О птимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.

Слайд 22

. Лэпбук - это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, родителей и ребенка. Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями . Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию , сказкотерапию . Пескотерапия ( sand-play ) – игра с песком, как способ развития ребенка.

Слайд 23

. Спасибо за внимание Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии . Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости . Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально-волевой сферы ребенка. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь человека  - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми  богатствами родного языка.Детский сад - это первая ступень системы образования, и...

Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной.Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду состоит в значительном увеличении возможностей каждого ребён...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя высшей квалификационной категории "Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Воспитатель, прежде всего, друг для детей, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а странник, всегда находящийся в пути. Поиск путей решения проблем должен быть присущ как...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»...

План работы по самообразованию Тема : «Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Актуальность:В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.В последнее время дети ст...

«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

опыт работы по развитию речи в разных видах деятельности...

Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности

вовлечение  детей в активную речевую среду. Развитие речи детей в разные режимные моменты...