« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Речь человека  - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми  богатствами родного языка.

Детский сад - это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим  вопросы развития речи очень актуальны.

Речь — одна из важных линий развития ребенка.  Она  тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка,  оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения  детей в школе.

Речь  детей развивается стремительными темпами, и в норме уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи

 ( диалогом и монологом), позволяющими ему свободно общаться.

Работая над развитием речи дошкольников,  я ставлю перед собой цель: способствовать активизации речи детей  в разных видах деятельности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

-         создать в группе  развивающую речевую среду;

-         развивать произносительную  и связную сторону речи;

-          активизировать словарь детей;

-          формировать грамматический строй речи;

-    развивать мелкую моторику руки.                                                                                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Опыт работы по теме:

            « Развитие речи  детей дошкольного возраста в разных видах

                   деятельности»

                         

                   

                                                        ВВЕДЕНИЕ

Речь человека  - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми  богатствами родного языка.

Детский сад - это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим  вопросы развития речи очень актуальны.

Речь — одна из важных линий развития ребенка.  Она  тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка,  оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения  детей в школе.

Речь  детей развивается стремительными темпами, и в норме уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи

 ( диалогом и монологом), позволяющими ему свободно общаться.

Работая над развитием речи дошкольников,  я ставлю перед собой цель: способствовать активизации речи детей  в разных видах деятельности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • создать в группе  развивающую речевую среду;
  • развивать произносительную  и связную сторону речи;
  •  активизировать словарь детей;
  •  формировать грамматический строй речи;

-    развивать мелкую моторику руки.                                                                                                                                                    

       

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОРАСТА

Мои воспитанники перешли в подготовительную группу. В старшем дошкольном возрасте,  на  ряду,  с определёнными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом.

Всё это меня заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи детей. В своей работе я использую методику развития речи детей дошкольного возраста по  программе "Из детства - в отрочество" Т.Н. Дороновой.

Свою работу я веду по следующим направлениям:

  • диагностика речевого развития;
  •  создание предметно-развивающей среды в группе;
  •  использование инновационных методов и  технологий;
  • интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной,  художественно-эстетической направленности;
  • взаимодействие с родителями.

 В свое практике я использую игровые упражнения и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.

 Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции  с другими видами деятельности (схема 1).

 Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать образец правильной речи. В своей речи я придерживаюсь определенных требований:

-смысловое содержание обращенной к ребенку речи должно быть близким и понятным детям;

-обязательна грамматически правильная речь воспитателя;

-при речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка, ведь монотонная невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций;

-речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться, при осуществлении всех задач: расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи.

-умение выражать свои мысли точно и убедительно важнейшее точно и убедительно- важнейшее качество воспитателя.

Наряду с требованиями к образцу своей речи, я выдвигаю требования к к речи детей:

-- воспитателю надо не только давать речевой образец, но и проверять, как овладели им дети ( для этого использую упражнения, повторения);

-необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить

( применяю для этого поощрения, пример хорошо говорящих детей);

- нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Я постоянно слежу за   речью детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Много внимания в своей работе я уделяю звуковой культуре речи. Работаю над уровнем развития речевого слуха, учу произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием  правильного дыхания, работаю  над звукопроизношением и словопроизношением.

     В старшей группе я продолжала развивать связную речь детей, совершенствовала  диалогическую речь. Для этого особое внимание я уделяла диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех  видах деятельности. Немаловажную роль отвожу таким средствам как мимика, жесты, движения. Старший дошкольный возраст-это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму. Поэтому в своей работе много внимания я уделяю артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика), знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения), глазомера, чувства ритма.

Я считаю, что задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить ребёнка к серьёзному последующему обучению чтению и письму.

  Последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношения звука, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей моей группы. В работе мне помогает тесная связь с логопедом. Логопед помогает проводить обследование речи детей на начало и конец года, дает рекомендации родителям по улучшению звукопроизношения.

 Я считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий.   В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть речевой уголок, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму. В уголке находится образ чудо-дерева. Каждый день на нем  расцветают волшебные цветы, от добрых и вежливых слов, сказанных детьми. Продолжается работа с копилкой слов.   

 В своей работе я использую различные формы: занятия, ежедневная артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения, выставки), систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые  игры .    

 В программе "Из детства - в отрочество" речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла,  процессе художественно-эстетического развития  (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность). Внутренняя интеграция разделов программы помогает мне осуществить нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность моей работы по развитию речи.   

Так работа по познавательному развитию,  развитию элементарных математических представлений тесно связана с развитием всех сторон речи. В течение года дети заучивают много стихотворений, считалок, загадывают и разгадывают загадки. Многие задания подразумевают работу детей в парах, где отрабатываются умения диалогического взаимодействия. В процессе знакомства с числами в пределах 10  дети упражняются в умении согласовывать числительные с существительными. Мы с детьми много наблюдаем, экспериментируем, рассматриваем, создаём своими руками (коллекции, познавательные альбомы и т.д.)Я всегда предоставляю детям возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания.

   Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой  я знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами  и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей.  В старшей группе я ввела  новый вид работы - чтение с продолжением. Много внимания уделяю пересказу, составлению детьми собственных рассказов. В течение года с детьми  разучиваем стихи, инсценируем произведения.  

   Процесс общения ребенка  дошкольного возраста с книгой - это процесс становления в   нем личности. Я считаю, что книга должна войти в мир ребенка, как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным. В своей работе я стараюсь прививать детям любовь к книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке.  Для этого в группе есть уголок чтения.  Знакомство  с детской литературой в нашей группе происходит   ежедневно в свободной форме. Дети берут в уголке книг понравившееся произведение, листают ее, рассматривают иллюстрации, просят почитать.

 Я считаю, что очень важным в деле приобщения ребёнка к книге является сотрудничество педагога и родителей.     Реализация программы-хрестоматии предполагает тесный контакт обеих сторон,  ясное понимание,  что чтение способствует духовной связи ребёнка  со   взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души.

  В группе с детьми мы читаем не только  произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в книжном уголке,  книги, которые дети приносят из домашней библиотеки. С начала года мы посещаем  детскую библиотеку, где берём книги для чтения в группе. При выборе книг  я стараюсь учитывать особенности возраста детей. Сотрудники библиотеки проводят с детьми занятия, литературные викторины, конкурсы. Дети вместе с родителями участвуют в выставках рисунков по произведениям известных детских писателей, книжных фестивалях.

  Работая с родителями, я рекомендую только свободную форму домашнего чтения, советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам.

Организуя работу с  родителями по проблеме семейного чтения,  я использую различные формы работы:

1. Создание  уголка для родителей,  куда входят памятки,   рекомендации о том, что и как читать детям, информация о книгах, с которыми дети знакомятся в детском саду.

2.  Встречи ,  консультации с  родителями по соответствующей тематике.

3.  Проведение литературных праздников и  книжных выставок.

4.  Домашнее задание.

 Например, к занятию по ознакомлению с художественной литературой на тему «Знакомство с биографией писателя Мамина - Сибиряка» детям было дано  задание: прочитать дома любую сказку этого писателя и нарисовать  рисунки к ней. Родители и дети отнеслись очень ответственно к заданию, все его выполнили. Из  рисунков  была оформлена выставка.  Дети на занятии с удовольствием рассказывали, что изображено на  рисунке,  какая сказка, кто его рисовал.  В заключение  занятия я подарила детям самодельную книгу «Алёнушкины сказки» в рисунках детей . В ходе занятия была создана  первая страница этой книги, вставлен рисунок к «Сказочке про Козявочку». Данная работа была продолжена  в совместной деятельности. Теперь эта  книга, составленная из рисунков детей и взрослых,   живёт у нас в группе.

   Очень важно, чтобы занятия по ознакомлению с художественной литературой в детском саду всегда были  открытыми для родителей. Поэтому в своей работе я практикую свободное посещение занятий родителями. Это помогает им понять методику работы по чтению, увидеть способности и возможности своего ребёнка.

    Я считаю, что работа с родителями по проблеме семейного чтения очень важна. Организуя различные формы работы, я помогаю взрослым понять, что чтение, участие в работе по его организации,  помогает им самим понять проблемы детства, решить очень важную проблему привлечения ребёнка к чтению.

 Большое внимание на речевое развитие ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. В программе эстетическое развитие осуществляется по трем направлениям: «Прекрасное в жизни и искусстве», «Мы рисуем»  и "Художественный труд". Особое внимание на речевое развитие детей оказывает первое направление. В течение года я учу детей воспринимать красоту и особенности природы в разные сезоны, стараюсь привить любовь и бережное отношение к живой природе. Процесс восприятия всегда сопровождаю высказываниями детей. Организуя процесс восприятия предметов  искусства, продолжаю знакомить детей с народно-прикладным творчеством. Учу выделять и называть главные элементы узоров, различать чередующиеся элементы. Это развивает у детей чувство ритма, наличие которого является важной предпосылкой при подготовке к обучению письму. На занятиях по рисованию создаю условия для обогащения словаря за счет введения новых понятий (колорит), новых слов (например, при знакомстве с новыми изобразительными материалами). В процессе бесед отрабатываем с детьми различные грамматические навыки, упражняемся в объяснительной речи, в составлении высказываний по рисункам. На занятиях по труду и лепке я развиваю   мелкую моторику руки ребенка.

         Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь  решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков,  согласование  слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.  

 Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Речевые праздники и развлечения- один из актуальных видов работы дошкольных групп. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей после занятий.

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Добиться положительных результатов в работе мне помогает диагностика. В начале и в конце учебного года я провожу обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Эта работа в нашей группе проводится совместно с логопедом.( Таблица 1)

                Активное сотрудничество с семьей позволило получить определенные результаты в развитии речи детей.  

  1.     Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
  2.    Научились  употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания,  меньше  делают логических ошибок, улучшилось  звукопроизношение.
  3.       Научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, стали более эмоциональны

 В процессе работы по развитию речи решались и воспитательные задачи: дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников, помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять.

Связь занятий по развитию речи с другими формами работы дала положительный результат: дети на занятиях математического и познавательного цикла активно используют в речи новые слова и понятия, на занятиях по конструированию , изобразительной деятельности дети стали использовать в речи средства выразительности, используемых для художественного воплощения замысла. Занятия по развитию речи позволили развить у детей слух. Использование игр-драматизаций на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры  находит свое отражение в театрализованной деятельности. Дети стали более раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.

                                                   ЛИТЕРАТУРА

  1. Доронова Т.Н. Программа «Из детства – в отрочество», М., Просвещение.,2005.
  2. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений., М., Просвещение.,2007.
  3. Гриценко З.А.Пришли мне чтения доброго. Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет., М.. просвещении.,2004.
  4.  Гриценко З.А.Положи твое сердце у чтения. Методические рекомендации для родителей по организации чтения дошкольникам в рамках программы «Из детства в отрочество», М.,2000.
  5. Гризик Т.И.на пути к сказке. Пособие по развитию связной речи детей 5-6 лет. М., просвящение.,2006 .
  6. Гризик Т.И.В мире слов. Пособие по изучению и развитию словаря детей 5-6 лет. М., Просвещение..2006.
  7. Гризик Т.И. Занимательная грамматика., М.,Просвещение.,2006.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие мелкой моторики руки и ребенка старшего дошкольного возраста...

Самообразования по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пол...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей....

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Выступление на педагогическом совете (из опыта) «Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

       Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей....