Консультация для педагогов «Нетрадиционный подход к речевому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
консультация (старшая группа)
Слайд 2 Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Слайд3
Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные методы обучения.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Слайд4
Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественного произведения;
- при отгадывании и составлении загадок;
- при заучивании стихов
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
• добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
• формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
• применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Слайд 5
«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении
«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой
Слайд 6
«Кто о чем говорит? Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать.
«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
Слайд7
(Синквейн — в переводе с фр. —«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения). Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Где применять
. Как заключительное задание по пройденному материалу
2. Для проведения рефлексии
3. Для анализа и синтеза полученной информации
4. Просто как игру
Слайд 8
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
1.первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
2.вторая строка — два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
3.третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;
4.четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
5.пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Слайд 9
Целесообразное использование синквейна:
На занятиях для закрепления изученной лексической темы:
1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза — символ России.
5. Дерево.
На занятиях по развитию связной речи: используя
слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Слайд 10
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др.
2. Учить детей фантазировать, изобретать.
( Например, придумать новый дом красивый и необычный.)
3. Решать сказочные задачи и придумывать разные
сказки с помощью специальных методов ТРИЗ.
( Например, "Вы оказались на необитаемом острове,
что с вами может случиться?)
слайд 11
Во время чтения сказки, детям предлагается что-то сделать: слепить, вырезать, склеить, дорисовать, изобразить сказку схематично. У детей повышается интерес к сказке, сделанной своими руками.
-Также предлагается детям придумать сюжет сказки, одновременно прорисовывая и озвучивая его.
Слайд 12
Метод мозгового штурма
Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям.
Слайд 13
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Суть мнемосхем: вместо слов и словосочетаний рисуются картинки, которые идут друг за другом в зависимости от текста.
Слайд14
–Мнемодорожка- это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений
Мнемоквадрат-это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие
Слайд 15
Мнемотаблицы– это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.
Слайд 16
Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания:
- пересказ
- составление рассказов по картинке и серии картин
- описательный рассказ
- творческий рассказ
- разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
- отгадывание и придумывание загадок.
Улучшает память, внимательность, воображение, фантазию.
Развивает речь, увеличивает словарный запас.
Расширяет представления об окружающем мире.
Формирует наглядно-образное и абстрактное мышление, интеллект.
Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
Раскрывает творческие способности детей.
Слайд 18
Цель: развитие речи, умения составлять словосочетания
Ход игры: дети сидят вокруг стола. В руках педагога стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «Котенок», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Котенок пушистый». Картинка передвигается к следующему игроку. «Котенок ласковый», «Котенок маленький», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу.
Слайд 19
Цель: развитие речи, умения составлять предложения
Ход игры: педагог поровну делит картинки между всеми участниками игры.
Педагог выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка».
Слайд 20
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Выявляет скрытые способности ребенка, расширяет возможные границы головного мозга.
Слайд 21
Технология лэпбук -это современный подход к организации работы по познавательному, коммуникативному и речевому развитию детей, который позволяет заинтересовать детей, сделать работу воспитателя более продуктивной, активизировать речь ребенка в занимательной игровой форме.
Слайд 22
Применение нетрадиционных методов признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств в речевом развитии дошкольников
Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И использование этих методов в своей работе – это требование времени.
Целенаправленная и разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОД, использование разнообразных форм работы с детьми по речевому развитию, приведёт к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности.. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. - Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. - Бедность речи. Недостаточный словарный запас. - Употребление нелитературных слов и выражений. - Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. - Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. - Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. - Плохая дикция.
Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные методы обучения. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование . Это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для: - обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказах художественного произведения; - при отгадывании и составлении загадок; - при заучивании стихов Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей : • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; • применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении. «Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.
«Кто о чем говорит? » Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. «Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию , наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
( Синквейн — в переводе с фр. —«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения). Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. 1. Как заключительное задание по пройденному материалу 2. Для проведения рефлексии 3. Для анализа и синтеза полученной информации 4. Просто как игру. Где применять? Синквейн
К основным правилам составления синквейна относятся следующие: 1.первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею; 2.вторая строка — два слова, слова-признаки, характеризующие предмет; 3.третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы; 4.четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме; 5.пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово). Примеры составления синквейна 1. Кукла. 2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая. 5. Игрушка. 1. Дождь. 2. Мокрый, холодный. 3. Капает, стучит, льется. 4. Я не люблю дождь. 5. Вода
Целесообразное использование синквейна : На занятиях для закрепления изученной лексической темы: 1. Береза. 2. Тонкая, белоствольная. 3. Растет, зеленеет, радует. 4. Береза — символ России. 5. Дерево. На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна , придумать рассказ. 1. Кукла 2. Любимая, красивая 3. Улыбается, кушает, плачет 4. Моя любимая куклу. 5. Игрушка. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь. Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы: 1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др. 2. Учить детей фантазировать, изобретать. ( Например, придумать новый дом красивый и необычный.) 3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. ( Например, "Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться?)
. Изосказка -Во время чтения сказки, детям предлагается что-то сделать: слепить, вырезать, склеить, дорисовать, изобразить сказку схематично. У детей повышается интерес к сказке сделанной своими руками. -Также предлагается детям придумать сюжет сказки, одновременно прорисовывая и озвучивая его.
. Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям. Метод мозгового штурма
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемосхем: вместо слов и словосочетаний рисуются картинки, которые идут друг за другом в зависимости от текста. Мнемотехника Структура мнемотехники Мнемотехника Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов , расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.
. Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания: - пересказ - составление рассказов по картинке и серии картин - описательный рассказ - творческий рассказ - разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок - отгадывание и придумывание загадок. Где применять? Мнемотехника Улучшает память, внимательность, воображение, фантазию. Развивает речь, увеличивает словарный запас. Расширяет представления об окружающем мире. Формирует наглядно-образное и абстрактное мышление, интеллект. Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию. Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру. При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность. Раскрывает творческие способности детей.
.
. Цель: развитие речи, умения составлять словосочетания Ход игры: дети сидят вокруг стола. В руках педагога стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «Котенок», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Котенок пушистый ». Картинка передвигается к следующему игроку. «Котенок ласковый», «Котенок маленький», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игра «По кругу»
. Цель: развитие речи, умения составлять предложения Ход игры: педагог поровну делит картинки между всеми участниками игры. Педагог выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Игра «Предложения по цепочке»
. Кинизиология Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Выявляет скрытые способности ребенка, расширяет возможные границы головного мозга. Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. " Упражнение для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.
. Технология лэпбук -это современный подход к организации работы по познавательному, коммуникативному и речевому развитию детей, который позволяет заинтересовать детей, сделать работу воспитателя более продуктивной, активизировать речь ребенка в занимательной игровой форме.
. Спасибо за внимание Применение нетрадиционных методов признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств в речевом развитии дошкольников Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени Целенаправленная и разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОД, использование разнообразных форм работы с детьми по речевому развитию, приведёт к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
. Список используемых источников 1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. И в лесу, и на носу… Развиваем мышление и речь. Учимся рассуждать. – М., 2014. 2. Дьяченко О.М. Методика развития творческого воображения.// Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада./ Под ред. Ткаченко Т.А. - М., 2006 . 3. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2015. 4. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники / Л. Е. Белоусова: методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС» , 2004. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей....

Консультация для педагогов Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
Обмен опытом между педагогическими работниками...

Выступление на педагогическом совете (из опыта) «Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей....

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого реб...

Презентация к родительскому собранию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности"
Презентация к родительскому собранию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности"...

Педагогический совет «Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: традиционные методы и инновационные подходы»
Известно, что речь – необходимый компонент общения. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потр...

Нетрадиционный подход к речевому развитию детей дошкольного возраста
Одной из главных проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение числа детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развити...
