Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"
методическая разработка (младшая группа)
Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt-razv.rechi_cherez_melk._motoriku_.docx | 137.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического направления развития воспитанников №24»
Материал обобщения передового педагогического опыта на тему:
«Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Воспитателя высшей квалификационной категории
Камышовой Любови Алексеевны
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…»
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух обоняние, тактильные ощущения.
Я считаю, что развитию общей и, особенно, мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание, начиная с самого раннего возраста. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Вот поэтому я и взяла её для углубленного изучения.
Исходя из всего вышесказанного, мной была поставлена цель: формирование речевой деятельности детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики.
Для достижения поставленной цели, решались задачи.
Обучающие:
— обогащать и активизировать словарный запас детей;
— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.
Развивающие:
— развивать мелкую моторику рук, формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
— развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
— развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
Задачи для педагога:
- Проанализировать и собрать информацию из различных источников.
- Разработать перспективное планирование.
- Организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей.
- Определить оптимальное время для регулярной работы по развитию мелкой моторики рук в режиме дня в процессе организации совместной деятельности с детьми.
- Способствовать появлению и повышению интереса детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Система работы по формированию речевой деятельности детей младшего возраста посредством развития мелкой моторики определяется целью и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами;
— общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
Мной было определено три направления организации образовательного процесса:
- Совместная деятельность педагога с детьми.
В совместной деятельности использую дидактические игры, индивидуальную работу с детьми, сюжетно-игровые ситуации, экспериментирование, продуктивную деятельность, конструктивную деятельность.
При организации совместно-партнерской деятельности взрослого с детьми использую следующие формы организации детской деятельности: индивидуальная, групповая и подгрупповая.
2. Самостоятельная деятельность детей.
Для самостоятельной деятельности детей постоянно работаю над пополнением предметно-развивающей среды, используя все зоны активности, в которых сконцентрировала разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.
- Взаимодействие с семьей.
Согласно ФГОС ДО части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями, веду большую работу по развитию мелкой моторики детей раннего возраста с родителями, знакомлю их с программными требованиями, привлекаю к изготовлению материала для проведения игр, выполнению различных заданий с детьми. Так же использую такие формы работы как:
— практикумы по проведению пальчиковых игр с детьми в домашних условиях;
— тематические консультации;
— папки – передвижки;
— выпуск памяток с упражнениями;
— оформление стенда;
— мастер-классы;
— родительские собрания, консультации, анкетирование.
В ходе реализации поставленных задач мной используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей своей группы, с целью выявить уровень развития мелкой моторики рук.
Обследование проводила через использование игровых заданий. Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.
Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрешки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Труднее всего оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений — замедленный.
На основании результатов для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС, создала в группе необходимые условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположила таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в непосредственной образовательной деятельности, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.
Кроме того, на основе изученной литературы мной был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики; были систематизированы игры, развивающие мелкую моторику рук; дополнена предметно – развивающая среда дидактическим материалом; оформлена картотека пальчиковых игр со стихами; оформлены картотеки игр на выкладывание, игры на тактильное восприятие, с мозаикой, с водой, самомассаж.
С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук мной были классифицированы основные виды игр, заданий, упражнений:
1.Игры с использованием развивающих игрушек.
Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.
Игрушки-шнуровки, различные пирамидки, кубики, конструкторы, рамки, вкладыши, пазлы, мозаики, игры- тренажёры.
2.Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.
3. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Также использую в своей работе игры со счётами, с прищепками, макаронами, крупами, мелкими игрушками, с пуговицами, крышечками, замочками, с застёжками — липучками.
Применяю экспериментирование с материалами и веществами, игры с природными материалами: с речными камешками, с шишками, с желудями, с фасолью, игры с песком.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.
- Изобразительная деятельность.
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная деятельность:
1. Рисование – это может быть раскрашивание, обведение трафаретов и т.д. Применяю на занятиях способы нетрадиционного рисования. Ребята с удовольствием рисуют пальчиками, ладошками.
2. Лепка из пластилина, слоеного теста. Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт.
Согласно вступивших в силу ФГОС ДО требует от педагогов реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе я использую следующие технологии:
- целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических видов деятельности;
-проектной деятельности;
-здоровьесберегающие;
-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители.
Таким образом, проведенная работа по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук позволила добиться положительных результатов.
- Расширился словарный запас детей;
- Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики, помогло не только развить речь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве;
- Пополнилась предметно – развивающая среда группы;
- Данная работа по развитию активной речи ребенка помогла сблизиться с родителями, что способствовало установлению атмосферы более тесного сотрудничества.
Перспектива развития опыта:
- Расширить перечень самодельных пособий на развитие мелкой моторики рук, разработав новые.
- Продумать включение пособий на развитие мелкой моторики в занятия по развитию речи, а также в образовательную деятельность по ознакомлению с окружающей действительностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"
Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...
"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"
Совместная деятельность педагогов с родителями в группе раннего возраста.Круглый стол на тему:"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"...
Круглый стол с родителями на тему: «Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики»
Цель:Познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развитияЗадачи: Раскрыть понятие мелкой моторики;Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; Повысит...
План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...
Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...
План профессионального самообразования воспитателя второй группы раннего возраста. Тема: Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений
МАДОУ детский сад № 26 «Радуга» План профессионального самообразования воспитателя...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....