Консультация для воспитателей Тема: “Влияние речевых упражнений на развитие диалогической речи дошкольников”
консультация по теме

Фардиева Ландыш Мунавировна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: “Влияние речевых упражнений на развитие диалогической речи дошкольников”

Подгатовила: Фардиева Л.М.                                                                  

Развитие речи один из центральных вопросов дошкольной психологии и педагогики. Различные аспекты её развития изучались многими учеными на протяжении десятков лет Л.С. Выготский, 1956; СП. Карпова, М.М. Кольцова, 1979; В.И. Бельтюков, 1979. Речь это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Все психические процессы у ребенка: память, внимание, воображение, мышление, произвольное поведение развиваются с прямым участием речи. Развития мелкой моторики способствуют индивидуально проводимые упражнения по нанизыванию колец пирамидки, выкладыванию мозаики, палочек и т. д. Из палочек можно выложить дорожку, домик, забор, елочку. Сначала надо давать детям крупные палочки (размером с простой карандаш), постепенно уменьшая их размер до счетной палочки, а затем и спички. При этом важно учить детей правильно захватывать предметы тремя пальцами (большим, указательным и средним).  Кроме упражнений с предметами, развитие мелкой моторики также осуществляется в играх пальцами («Сорока, Ладушки, Коза») и в специальных упражнениях, в которых воспитатель поочередно поднимает и опускает все пальцы сначала одной , а затем другой руки ребенка, проводит сгибание и разгибание пальцев и т. д.

 Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

 В чем заключается связь движений пальцев рук и речи.

 Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

 Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью.

 Сами движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

 Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:

Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями. Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге: – соблюдать очередность в разговоре;– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;– не говорить с полным ртом;– говорить спокойно, доброжелательным тоном.

Поэтому необходимо:

1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявлены требования к содержанию образовательных областей, так как содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Результаты практической деятельности по реализации технологии О.В. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» подтверждают необходимость ее реализации педагогами дошкольных образовательных учреждений в речевом развитии дошкольников, так как все занятия в данной технологии выстроены в игровой форме, а игра, как известно, является основным видом деятельности дошкольников. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка.

Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Целенаправленное использование игровых приемов помогло повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

Развитие диалогической речи дошкольников в игре.  

Упражнение для развития речи дошкольников: Загадка. Игра подходит детям трех-семи лет. Разгадывание загадок многосторонне развивает речь. В загадках даются более яркие признаки явлений и предметов, которые имеют сжатую форму. Угадывание загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы и уметь выделять типичные признаки предмета. Отдельные загадки обогатят словарь детей из-за многозначности слов. И, безусловно, учат образно мыслить.

Упражнение для развития речи дошкольников: «Что это значит?» (возраст детей старше пяти лет)

Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому, что собственно по тону, мы нередко узнаем о настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи нужно использовать фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение, радость, ласка, грусть, злость и т. д.). рассказывайте ребенку ряд пословиц или фразеологизмов. Подумайте что бы они смогли значить. К примеру, что означает "бить баклуши", "задать головомойку","повесить нос". Ознакомление с фразеологизмами улучшает фантазию и развивает мышление.

Скороговорки и поговорки.

Произносить скороговорки и поговорки – полезно для детей разного возраста, даже если дикция ребенка на первый взгляд в норме. У дошкольников еще довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить - дикция формируется при помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы. Поэтому употребляйте добрые и старые скороговорки, и речь вашего малыша станет значительно лучше.

Речевые игры для развития  диалогической речи

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.

Разговорно-диалогическая речь – довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики собеседника, соотнося с ним свои  ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса.

Овладение диалогической речью включает также усвоение ее интонационного богатства.

Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит стадию пред диалога («дуэта», «коллективного монолога»), стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением. Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.

Первые речевые игры по развитию диалогической речи лучше всего строить вокруг интересных предметов, принесенных воспитателем, например макета корабля, ракеты, спутника, новой заводной игрушки, игры и т.д. Игра проходит в форме непринужденного обмена репликами и ответов воспитателя на интересующие вопросы. Основная цель этих речевых игр – развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе. Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Здесь можно предложить следующие игры: «Гуси-гуси», «Зайцы», «Светофор».

Развитию диалога также способствует использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений), которые развивают интонационную выразительность, совершенствуют эмоциональность речи, обогащают словарь, формируют грамматический строй, активизируют речевую деятельность  ребенка в целом.

          Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.

Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.

Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т.д.

Работа над диалогом улучшает речевое смысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.

К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.

Задания носят:

  • Лексический характер (например, «Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);
  • Грамматический характер (например, «Как называют листья клена, березы, яблони, дуба'?»,«Измени слова по образцу клюква - клюковка»).

А также способствуют развитию фонетического слуха у детей (например, «Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук ...?») и развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).

 Предлагаемую  подборку материала можно использовать как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В  упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель - помочь детям разных возрастных групп развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Она рекомендуется воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

Овладение разговорно-диалогической речью – это непременное условие перехода к связной речи в дальнейшем.

СОРОКА И МЫШЬ

  • Мышка-трусишка, ты треска боишься?
  • Ни крошки не боюсь!
  • А громкого топота?
  • Ни капельки не боюсь!
  • А страшного рёва?
  • Нисколечко не боюсь!
  • А чего же тогда ты боишься?
  • Да тихого шороха...

Н. Сладкое

  1. Изобрази шорох, топот, рёв.
  2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
  3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ , МЫШЬ(шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).

Литература.

Арушанова А.Г. Развитие диологического общения. М. 2008

Жукова Н.С. , Мастюкова Е.М.  Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.1973.

Бизикова О.В. Развитие речи дошкольников в игре. М: издательство “Скрипторий 2003”, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ « Влияние физических упражнений на развитие речи дошкольников»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее....

Консультация для родителей."Роль речевых упражнений в развитии диалогической речи дошкольника"

В данной консультации предложены упражнения способствующие развитию диалогической речи ребёнка.Упражнения очень интересные и доступные их может использовать любой родитель для развития своего ребёка....

Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»

Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жиз...

Консультация для воспитателей. Развитие диалогической речи дошкольника в процессе общения со взрослыми.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....

Консультация для родителей:«Роль речевых упражнений в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста»

Дети учатся общаться с самого рождения на всех этапах своего развития. Малышу потребуется не мало времени, чтобы этому научиться....

Влияние физических упражнений на развитие связной речи дошкольников через подвижные игры

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего ...

Консультация для воспитателей Место словарной работы в системе развития связной речи дошкольника

 В системе речевой работы в детском саду обогащение, закрепление и активизация словаря занимают очень большое место. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозмо...