Влияние физических упражнений на развитие связной речи дошкольников через подвижные игры
методическая разработка

Клавкина Лидия Анатольевна

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.        

Но, помимо развития физических качеств дошкольников, не стоит забывать о развитии речи.                                                            

С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок, диалогическая и монологическая речь  на низком уровне. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением.                                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние физических упражнений на развитие связной речи дошкольников через подвижные игры».

Л.А. Клавкина,

инструктор по физической культуре

 МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное

Белгородского района Белгородской области»

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.        

Но, помимо развития физических качеств дошкольников, не стоит забывать о развитии речи.                                                            

С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок, диалогическая и монологическая речь  на низком уровне. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением.                                                                  

Речь – один из важнейших психических процессов, отклонения в развитии которого затрудняют общение ребенка, может появиться замкнутость, неуверенность в себе, и как следствие, эти нарушения нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов.

Преодолению и предупреждению речевых нарушений способствовать можно  средствами физической культуры.

Для этого предусмотрены следующие формы организации двигательной деятельности детей в ДОУ:

- физкультурные занятия;

-физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках, физкультминутки, закаливающие мероприятия);

- активный отдых (физкультурные праздники, дни здоровья, соревнования).

Многими исследованиями доказано, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость моторной и речевой деятельности, уровень развития связной речи ребенка прямо зависит от того, насколько развита его моторика. Следовательно, при наличии речевых нарушений у ребенка особое внимание стоит уделять развитию его двигательной сферы.

Чем более совершенные движения выполняет ребенок, тем успешнее происходит процесс его психического развития. На занятиях я использую: стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений и игр, речевки, считалочки, художественное слово; придумывание сказок про физкультурное оборудование; развиваем сенсорику, моторику, зрительное восприятие и т.д.

Задачи обогащения словаря специальной спортивной терминологией могут решаться в любой части занятия.

В упражнениях с ходьбой в различных направлениях, сопровождаемых словесной инструкцией. У детей постепенно формируется координация движений рук и ног, воспитываются навыки движения в указанном направлении: по одному, парами или группой с соблюдением расстояния между идущими, обогащается  пассивный  словарь.

В процессе выполнения данных упражнений у дошкольников также улучшается осанка, формируется умение планировать свои движения.

Дети учатся ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия правостороннего и левостороннего движения; развивают глазомер — ведь идти нужно на определенном расстоянии друг от друга и не сходить с воображаемой линии движения.

В качестве примера рассмотрим игровое упражнение «Стройся!»
Задачи:
-закреплять понятия «колонна», «шеренга», строевые упражнения;
-  развивать ориентировку в пространстве.

Дети ходят или бегают по залу врассыпную. Водящий (сначала его роль выполняет взрослый) подает команду «Стройся!» в колонну (в шеренгу, в круг и т.д.)». В соответствии с командой дети строятся, уточняя вид построения.

 Важным средством развития мелкой моторики на физкультурных занятиях в ДОУ являются игровые упражнения с предметами (мяч, мешочки для метания и др.). Мяч можно перебрасывать, бросать, ловить, катать. Для этого используются мячи из различных материалов. Эти упражнения не требуют большого пространства.

При действиях с мячом подключаются обе руки. С целью коррекции речевых нарушений игровые упражнения с мячом можно сопровождать речевыми приемами (стихи, речевки, считалки). Также используется речевое сопровождение на уровне звука.

Так, в игре «Мы с мячом моим вдвоем, звуки гласные поем» дети, прокатывая мяч в паре, пропевают гласные звуки, пока мяч катится.

Для тренировки четкого произношения гласных звуков в игре «Стучалочка».

Звуки я сказать хочу
          И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Дети отстукивают мячом гласные звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А, АА, ААА

  Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия. Су –Джок терапия - одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков.

Массажный мяч для детей является очень интересной игрушкой, однако привлечь их большое внимание к нему можно с использованием забавных стихов, поэтому упражнения с массажным мячом для детей сопровождается соответствующим текстом.

К примеру: комплекс упражнений с массажным мячиком «Ёжик»:

Ёжик, ёжик, ты колючий, покатайся между ручек.

Ёжик  медленно катается, а ладошка улыбается.

Вдруг он быстро побежал и на ладошку нажал.                                            

Посмотри-ка, ямки стали, а ладошки не устали

 Народные игры хорошее подспорье в развитии речи детей. На занятиях я использую фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.

В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Это происходит за счет системного подхода, который предусматривает использование систематизированного материала по определенным темам («Осень», «Овощи и фрукты», «Зима», «Весна», «Наш город» и т.д.) на физкультурных занятиях наряду с решением двигательных задач. Например, в средней группе тема недели «Осень и ее признаки». Проводится комплекс ОРУ «Осенние листочки» и подвижная игра с речевым сопровождением «Ветерок».

Различные побуждения в процессе физкультурного занятия, подвижной игры: «А кто сделает быстрее, лучше? Кто найдет?» и т.д. активизируют детей и побуждают к высказываниям. Преимущество подвижных игр перед другими видами двигательной деятельности заключается в том, что они, вызывая у детей сильные эмоции, чувство удовольствия и радости, возбуждают желание участвовать в игре и точно выполнять ее правила.

Проговаривание текста, чаще стихотворного, с одновременным выполнением действий называется речью с движением. Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Стихотворный текст в данных упражнениях является ритмической основой для выполняемых движений, а двигательный компонент помогает детям лучше запоминать текст самого стихотворения.

 На физкультурных занятиях для детей с отклонениями речи также необходимо уделять внимание упражнениям на развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие дыхания – очень важный этап коррекционного воздействия на детей с речевыми дефектами. Специальные дыхательные упражнения обычно используются в заключительной части занятия, как для коррекции речевых нарушений, так и для успокоения нервной системы в конце физкультурного занятия.

Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей оздоровительно-развивающего направления в гимнастике. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей. Отличительные признаки ритмической гимнастики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнений , в проговаривании текста самой ритмики.

 После проведения занятия, мы с детьми «вспоминаем» о том, что делали сегодня, с каким оборудованием работали, каким оно было цветом, формой. Обогащая при этом опыт ребёнка.

Кроме физкультурных занятий провожу  праздники и развлечения, где стараюсь познакомить детей с традициями, играми, обрядами народов , живущих в  нашей  стране.

Таким образом, работая с детьми с нарушениями речи, особое внимание следует уделять их физическому воспитанию. Использование разнообразных физических упражнений, подвижных игр с задействованием речевого материала, дыхательных упражнений, будет положительно сказываться на результативности коррекции и речевых и двигательных нарушений.

Список  используемой литературы:

1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.

2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2010. – 352 с.

3. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина / Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – с. 10-14.

4. Левина, Р.Е. Основы теории и практики по логопедии. Учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной: – Москва, АльянС, 2013. – 367 с.

5. Метельская, Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.

6. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 112 с.

7. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.

8. Фомина, Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: автореф. дис. на соиск. ученой степ. доктора пед. наук/ Н.А. Фомина; Майкоп, 2004. — 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры

В материале даётся определение связной речи, описаны особенности формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи, приведены примеры игр и упражнений, направленных на развитие связной речи...

Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы

Презентация. Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы....

«Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы».

мастер-класс к методическому объединению                                          ...

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру"

quot;Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру"...

Стендовый доклад по теме: «Развитие связной речи дошкольников через обучение игре в шахматы»

 Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь...

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»

В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умст...