МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Методы и приемы обучения грамоте старших дошкольников с ОНР «Путешествие по стране звуков и букв»
методическая разработка по логопедии

Фёдорова Ирина Алексеевна...

Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы  в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и приемы работы с детьми по данному направлению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._master_kl._pedagogov_2022.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 17 «Непоседы»

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов

Методы и приемы обучения грамоте

старших дошкольников с ОНР

«Путешествие по стране звуков и букв»

Провела:

Учитель-логопед

Фёдорова И.А.

28.10. 2022 г.

г. Долгопрудный

Мастер-класс для педагогов

«Путешествие по стране звуков и букв»

Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы  в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и приемы работы с детьми по данному направлению.

Оборудование: 5-ть мячей от маленького до большого со звуками (репка), пирамидка со звуками (сказка, книга), схема – действия, предлог, палочки.

Ход.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте по теме. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

-Начнем с того, что огромную роль в становлении речи играет фонематический слух. Фонематический слух это, своего рода, смысловая сторона речи. В норме фонематический слух полностью формируется к 2,5 годам. Недостаточность развития фонематического слуха ведет к нарушению развития речи в целом.

- Нарушению звукопроизношения;

- Нарушению лексико – грамматического строя речи;

- Нарушению связной речи.

Последствиями нарушения фонематического слуха могут являться: дислексия-нарушение процесса чтения и дисграфия- нарушение процесса письма.

- Я хочу сегодня предложить Вам поиграть со мной и оказаться на месте детей. Во время нашей совместной работы я Вам продемонстрирую несколько приемов, игр используемых в коррекционной работе по обучения грамоте.

ИГРА  «Половинки»

Для игры берем мяч, игрок говорит слог и бросает мяч другому игроку, он должен закончить слово. н/р  ру -..ка, но…,го …, мы …, ли .., му ..,ры .. , ша …

ИГРА « Рассыпанное слово»

Ваша задача расставить мячики от большого к маленькому.

На каждом мячике есть звук, расставив правильно,  получится слово.

Слово « РЕПКА». Как вы думаете, сколько слогов, частей в слове «РЕПКА». Правильно два. А как узнали?  Можно отхлопать слово. А еще – сколько в слове гласных звуков, столько  и слогов. Сколько? Назовите их. Другие звуки, буквы в нашем слове согласные. Согласные бывают твердыми и мягкими т.е. большими или маленькими (Демонстрация картинок на звуки).

Вам нужно выложить слово РЕПКА кружочками обозначающими звук.

- Как Вы различаете, что это звуки гласные, это согласные?

 ИГРА  «Мир звуков»

Нужно встать в круг, ведущий называет звуки, при  этом гласные машут руками, согласные приседают (а, р, у, и, н, в, м, ф, ё, ю).

ИГРА  «Собери пирамидку»

Тем самым у нас сложилось еще слово – СКАЗКА, КНИГА.

Теперь пора вспомнить наши знаки (слово – действие, предлог В)

А теперь из этих слов мы составим предложение. Что такое предложение? ( Предложение – это слова связанные между собой по смыслу).

Вначале проговорим, и выложим из палочек, чтоб посчитать, сколько слов в нашем предложении.

У Саши живет добрая собака - 5 слов.

Можно спросить ребенка: какое слово последнее или третье. Для того чтоб понять насколько ребенок усвоил понятие слово, предложение.

Работа с памятками «Последовательность работы с новым звуком», «Последовательность работы с буквой».

Рефлексия.

Большое спасибо, мне понравилось, как вы работали.  Скажите, что Вам понравилось, запомнилось? Чем мы сегодня занимались?

А теперь ВЫ снова взрослые, хотелось бы услышать Ваше мнение, с чем согласны, с чем не согласны? Мне было приятно видеть живой интерес в ваших глазах.

Ответы педагогов.

Спасибо за внимание.

ПАМЯТКА

«ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ЗВУКОМ»

1. Послушайте слова и назовите звук, который повторяется в этих словах (или первый звук в слове).

2. Анализ артикуляции звука:

- что делают губы?

- как расположены зубы?

- как расположен и что делает язык?

- как работают голосовые связки?

- какая воздушная струя?

Выделение акустических признаков звука:

 Гласный – согласный, Звонкий – глухой, Твердый – мягкий. Если воздух, при произнесении звука выходит свободно, то это гласный звук. Если при произнесении звука, встречаются препятствия – это звук согласный.

3. Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

 4. Звуко-буквенный анализ слова с использованием цветных фишек (красная – гласный звук, синяя – согласный твёрдый, зелёная – согласный мягкий).

5. Деление слова на слоги (хлопками, или с помощью ладони, кулачка под подбородком).

6. Знакомство с буквой (памятка)

ПАМЯТКА

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С БУКВОЙ»

1. Анализ образа буквы, из каких элементов состоит, сколько их, какие. Как расположены? (можно использовать СХЕМУ)

 2.Закрепление образа буквы в кинестетических ощущениях: можно организовать поразному, с использованием различных анализаторов.

– На что похожа буква?

- Написать букву в воздухе, на столе;

 - Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

 - Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;

- Вырывать из бумаги образ буквы;

- Получить в подарок букву;

- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

- Вылепить из пластилина, теста;

- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте;

- «Живые буквы» (ребёнок изображает букву с помощью рук, тела).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»

Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по  обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе " Путешествие в страну звуков и букв"

Особое значение для подготовки детей к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения. Готовность ребенка к освоению грамоты  аналитико-синтетическим мет...

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв»

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв» является универсальной и может использоваться, как для подготовки к обучению...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обменаопытом по изготовлению тряпичных кукол.Материалы и оборудование: материал для изготовления кукол, мольберт,магниты, карточки с назван...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе от 6 до 7 лет «Путешествие в страну звуков и букв “Звуколандию».

       Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе от 6 до 7 лет «Путешествие в страну звуков и букв “Звуколандию»....