Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Чигаева Татьяна Владимировна

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена

опытом по изготовлению тряпичных кукол.

Материалы и оборудование: материал для изготовления кукол, мольберт,

магниты, карточки с название методов, пооперационные карты и схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                                  г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                   fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Мастер - класс для педагогов ДОУ

 «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол»

Воспитатели

Чигаева Т.В.

Буханова И.Н.

Московская область

Клин

24.09.2020г

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена

опытом по изготовлению тряпичных кукол.

Материалы и оборудование: материал для изготовления кукол, мольберт,

магниты, карточки с название методов, пооперационные карты и схемы.

Ход мастер – класса:

1. Оргмомент.

Ведущий: Здравствуйте, гости званые,

 Гостьюшки, мои желанные

 Много гостей, много и новостей

 А чтоб мастер-класс был веселей

 На приветствие приглашаю гостей.

(Встаем в круг)

Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (положили руку на плечо)

Где ты был? (спросить рукой)

Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)

Ты пришел? (руки в стороны)

Хорошо! (обнялись)

2.Теоретическая часть.

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Методические приемы обучения

дошкольников изготовлению тряпичных кукол».

Актуальность изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе

связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление

тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует

выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких

движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме

того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать

внимание.

На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном

направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.

Как по - вашему, что такое кукла? (ответы)

По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая

человека в полный рост.

Изготавливать кукол я начинаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем я их знакомила, но и

вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда,

украшения. Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в

мини-музее «Куклы наших бабушек» . Дети с удовольствием придумывают сюжетноролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости

от общения друг с другом.

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное

занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся

договариваться между собой, находить общие решения.

Взять куклу.

Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка

воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье,

удивление, восторг, злость)

Задание для педагогов «Придумайте настроение куклы». Например: «Я кукла

Маша, я так не люблю геркулесовую кашу».

Играя с народной куклой, мы с детьми представляем ее в разных игровых

ситуациях, например «оживляем куклу»

Для оживления куклы вместе с детьми придумываем и произносим волшебные

слова:

Раз, два, три —

Кукла, о-жи-ви!

Раз-два-три-четыре-пять —

Кукла, оживай опять!

Кукла, оживай скорей,

И повесели детей!

Задание для педагогов «Придумайте и покажите игровое упражнение по

«оживлению» куклы.

Сегодня я познакомлю вас с методическими приемами при изготовлении кукол.

Напомню, что методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и

работу детей, они используются в различных видах детской деятельности, что

соответствует Федеральным государственным требованиям.

В своей работе по изготовлению тряпичных кукол я опираюсь на следующие

методы, которые представлены на мольберте.

1.Задание для педагогов первая группа подбирает приемы к методам:

словесным и эвристическим, а вторая группа подбирает приемы к методам:

информационно-рецептивным и репродуктивным.

Как вы видите, методы и приемы достаточно разнообразны.

Словесный метод: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы,

уточняющие наводящие проблемные познавательные, поощрение (похвала ребенка,

положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком

направления деятельности или способа выполнения задания).

Информационно-рецептивный (характеризуется взаимосвязью и

взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание,

напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные

инструкции по выполнению работы

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием,

совместное действие педагога с детьми

Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком – либо

моменте работы на занятии): выполнение действий с детьми по пооперационным

картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.

В рамках времени мастер – класса мы не можем рассмотреть все приемы.

Я предлагаю изготовить куклу, используя 2 методических приема, а именно:

выполнение действий с детьми, с проговариванием; выполнение действий по

пооперационным картам или схемам.

Эти приемы эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи

различных образовательных областей.

Рассмотрим первый прием выполнение действий с детьми, с проговариванием.

Я буду педагогом, а вы будете выполнять роль детей.

Демонстрация приема.

Сегодня мы сделаем куклу "Ангел". Эта кукла оберегает и защищает человека от

любой опасности и приманивает удачу.

- Берем лоскут ткани, кладем его перед собой. Какой формы лоскут вы взяли?

- На квадратный лоскут посередине положите комочек ваты. Что вы сделали?

- Сложите лоскут ткани по диагонали. Какая фигура у вас получилась?

- Перевяжите ниткой по линии шеи и завяжите на узел? Отрежьте концы ниток.

Что получилось?

- Перевяжите ниткой по линии талии и завяжите узел, отрежьте концы ниток.

Что вы сделали?

- Обвяжите вокруг головы тесемку. Получится нимб.

У вас получилась красивая кукла. Как вы думаете, почему?

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? (развивает у детей

диалогическую речь в контексте выполнения определенной деятельности; формирует

умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи).

Для того, чтобы процесс изготовления куклы стал более доступным, я

использую прием – выполнение действий по пооперационным картам или

схемам. Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками

изготовления куклы. По таким картам детям проще и интереснее работать, чем по

схемам. И схема, и пооперационная карта показывают четкую последовательность

выполнения действий. Однако, схема – плоское изображение, а карта предлагает

объёмный образец. Пооперационную карту можно развернуть и потрогать на ощупь

детали. И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психофизиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия

новой информации. При использовании карт обеспечивается большее количество

каналов поступления информации: зрение, осязание, слух (ребёнок слушает

комментарии педагога).

А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном,

через зрение.

А теперь я предлагаю практически закрепить прием «выполнение действий по

пооперационным картам или схемам»

Вы самостоятельно изготовите куклу «Пеленашка». Первая группа будет

опираться на схему, а вторая группа работать по пооперационной карте.

На выполнение задания дается 5 - 7 минут.

Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? Применение

данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы:

восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей

способности к самостоятельной творческой деятельности.

Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что

в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности

использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас

желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Рефлексия.

Подарить кукле косынку:

Красный цвет-все удалось, очень интересно.

Синий цвет - удалось, но материал часто используемый

Желтый цвет - скучно, не интересный материал.

Литература:

1. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Учебно – методическое

пособие. Санкт – Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС.2011.

2. Интернет – источник: www.nsportal.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»

Цель мастер-класса: внедрение новой формы организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями – изготовление лэпбука. Формирование практических навыков - создание лэпбука «...

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Методические приёмы обучения дошкольников по изготовлению тряпичных кукол"

повышение профессионального мастерства и обмен опытом с педагогами ДОУ....

Мастер-класс для педагогов ДОО "Методические приёмы обучения дошкольников изготовлению тряпичной куклы".

Главной целью данного мастер-класса является повышение профессионального мастерства педагогов дошкольных организаций по изготовлению тряпичной куклы "Пасхальный зайчик"....

Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики»

Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики»...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.Материалы и оборудование: материал для изготовления кукол, мольберт, магниты, карточки с назв...

Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребёнка вливается живительный поток представле...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Методы и приемы обучения грамоте старших дошкольников с ОНР «Путешествие по стране звуков и букв»

Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы  в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и прие...