Главные вкладки

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе " Путешествие в страну звуков и букв"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Цагараева  Индиана  Казбековна

    Особое значение для подготовки детей к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения. Готовность ребенка к освоению грамоты  аналитико-синтетическим методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу - к умению услышать в слове определенные звуки, слова в предложении и  понять, что они расположены в определенной последовательности.

    Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой стороне языка, обучение их звуковому и слоговому анализу и синтезу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, ознакомлении детей с буквами и ориентировка в словесном составе предложения

      При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «гласный звук», «согласный звук», «Твердый», «Мягкий», «буква». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной  группе

            «АБВГДейка»

                   Образовательная область – речевое развитие

                  ТЕМА : «Путешествие в страну звуков  и  букв ».

    Подготовила  и  провела :         воспитатель  подготовительной  группы

                                                             Цагараева   Индиана  Казбековна

    ЦЕЛЬ: закрепление  знаний  детей по основам первоначальной грамоты.

    Задачи:

    ОбразовательныеСовершенствовать умение :

    -в звуковом анализе слов, в образовании новых слов,

     -в составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,  

    -в графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,

    -в подборе родственных слов,

    -по составлению слов по начальному слогу.

    -Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках

    Развивающие: Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

     Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

    Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты,  способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

    Образовательная среда:

    Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом, кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.

                                       Ход занятия:

    Организационный  момент:

    Воспитатель : Дорогие  ребята , сегодня  к  нам   на  занятие  пришли     гости ,  давайте  с  ними  поздороваемся.

    Приветствие:

      Давайте друзья, улыбнемся друг другу, 
    Улыбки подарим гостям.
    К занятию готовы? Тогда -  за работу!
    Удачи желаю всем вам.

    1.Вводно-мотивационная часть:

    Вступительное слово воспитателя:

    Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.

    А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.

    Звуки четко произносим, слушаем внимательно,

    Будем четко говорить и писать старательно.

    -О чем говорится в стихотворении? ответы детей ( о звуках)

    Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? ( ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.

    -Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)

    Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках.

     -Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете? (а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как называются звуки, которые  во рту встречают преграды (согласные), какие бывают согласные? ( твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков. Машенька попробуй! Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».

    2. Основная часть.

    Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб приготовил конверт.  Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звукляндии.

    -А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги)

    .

    № 1 задание.  Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"

    Детям предлагается начальный слог,  по которому придумываются слова.

    "МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

    "ЛИ": лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут

    "КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

    Воспитатель: -С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)

    № 2 задание "Родственные слова"

    Предлагается слово, к которому  подбираются однокоренные слова:

    Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)

    Дом( домовой, придомовая, домашний, домработница)

    Снег ( снежинка, снеговик, снегопад, Снегурочка, снежный)

      

    Задание №3 Дидактическая игра "Образуем новое слово"

    Читается стихотворение,  детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"

    Гном и Дом 
     Жил да был  весёлый гном. 
    Он в лесу построил … Дом. 
    Рядом жил поменьше гномик. 
    Под кустом он сделал … Домик. 
    Самый маленький гномишко 
    Под грибом сложил… Домишко. 
    Старый, мудрый гном-гномище 
    Выстроил большой … Домище.

    Был он стар, и был он сед,

    И большой был...Домосед.

    А за печкой, за трубой

    Жил у гнома... Домовой.
     Всех встречал  радушный гном, 
       Все любили этот … Дом.

    Задание №4

    Воспитатель:  Ребята, как вы думаете в домике гнома Звуколюба живут книги?( ответы детей).  Я также думаю, что у нашего гномика в домике живет не одна книга, Звуколюб очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из конверта. Он просит  провести  звуковой анализ слова  КНИГА.

    Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок  у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к,нь,и,г,а)

    Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),

    кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),

    книига- 3-й звук – «И», гласный  (ставит красную фишку),

    книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)

    книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка),

    книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).

    Какие гласные в слове книга? (и,а)

    Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет  звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й  твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).

    ЭЛЕКТРОННАЯ         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей"над головой),

    Там живет веселый гномик (руки на пояс. повороты влево- вправо),

    Мы тихонько постучим ("дождик" по голове),

    В колокольчик позвоним ( прищелкивание пальцами).

    Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),

    Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).

    В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),

    На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),

    Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),

    На столе тарелка с вилкой.

     И блины горой стоят(хлопки руками),

    Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).

     Задание №5

    Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда. Куклы- это знакомые Звуколюба.

    Он придумал для нас очень интересное задание с куклами. Знакомьтесь это -Кукла НИНА. Давайте ее рассмотрим. Какая она?

    Дети: Красивая, нарядная, большая, любимая, хорошая и т.д.

    Воспитатель: А теперь Катя подойдет ко мне дает ей куклу и объясняет, что она будет словом «НИНА», а Маша – словом  «НАРЯДНАЯ».

     Воспитатель: Девочки встаньте рядом и по очереди обращается к детям и спрашивает, какие они обозначают слова ( НИНА,  НАРЯДНАЯ).

    Воспитатель обращается к детям всей группы: Давайте скажем, что получится, если произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная).

    Воспитатель: Правильно. Получилось предложение Нина нарядная.

    Воспитатель: А давайте поменяем местами слова. И посмотрим, что же  у нас получится?. Дети- слова меняются местами, получается новое предложение Нарядная Нина. Дети назовем 1-е и 2-е слово.

    Воспитатель: А ты теперь Оля будешь словом «МИЛАЯ», а Маша –слово «Нарядная»  проходит на свое место. Дети говорят, какое предложение получилось (Милая Нина) и называют 1-е и 2-е слово.

    В. А теперь поиграем: Игра-  задание детям –словам.  Выйдет слово Нина, слово Милая подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Выйдет слово Нарядная подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина нарядная и т.д. с использованием других детей-слов.

    № 6 задание. Игра "Четвертое лишнее"

    Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

    слон - стол - сумка - карандаш 

    книга - кошка - портфель - компас

    обруч - тетрадь - ослик - облако.

    пенал – мяч – морковь -медвежонок

    На доску помещается изображения отгаданных слов.

    -Карандаш, портфель, тетрадь ,  пенал  -  это все...(назвать обобщающим словом - школьные принадлежности)

    № 7 задание. "Составление предложений по схемам"

    -Что  получается  из  слов , которые   собираются  вместе ? ( предложения)

    Наша   речь  состоит  из   предложений.  Чтобы  правильно  и  красиво  говорить ,мы  подбираем  слова  по  смыслу  друг  к  другу , и  у  нас  получаются   предложения.

    Выполнив предыдущее задание, Звуколюб  убедился, что мы умеем находить слова. И теперь он спрятал их  в схемах. Посмотрите на них внимательно и скажите, что могло быть здесь зашифровано.

    (Вспоминают, что вертикальной чертой в  схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).

            https://docs.google.com/drawings/image?id=scM2NoBi_Gn8w-0xLiJSzqw&rev=1&h=18&w=1&ac=1

                           .https://docs.google.com/drawings/image?id=sODdPQkBKamql5jzG2z8UGw&rev=1&h=1&w=44&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sHlldHKt_SOul1utkegYzyw&rev=1&h=1&w=60&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=suk6sVM1dvbzyRuJmfshDZQ&rev=1&h=1&w=61&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sQ9P5HgN5TP_mIO7TJEw_AA&rev=1&h=1&w=49&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sISZIw_lHT7s9KrpIihFoBg&rev=1&h=1&w=60&ac=1

    Затем предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у доски) : "Скоро наступит теплое лето".

    3.Рефлексивный этап:

    - Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.

    4.  Итоги  занятия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

    Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

    Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

    Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

    Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

    Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

    КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

    Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

    Знакомство с буквами. Гласные буквы.

    Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

    Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой. Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»

    Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой.Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»...

    Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

    Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....