Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Реунова Алёна Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

Коррекционно – развивающая программа  педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год

 

 

 

Составила: педагог - психолог

МБДОУ детский сад №4 «Солнышко»

Г. Обь

Реунова А.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Обь, 2018 г.

Содержание программы

  1. Целевой раздел…………...……………….…..……………….….3
    1. Пояснительная записка…………………………….…..……………3
    2. Актуальность программы……………………………………….…..4
    3. Цели и задачи программы…………………………………………..5
    4. Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения…………………………………………….…6
    5. Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………………………………………….….……………………………9
    6. Планируемые результаты………………………………………….12
  2. Содержательный раздел……………….…………………...……13
    1. Особенности психологического сопровождения  детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи …………………………………………………………….….………………….13

2.1.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»……………………………………14

  1. Коррекционно – развивающее направление…….………………16
  2. Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников……………………………………………………………...……18
  1. Организационный раздел……………….….…………..………..20
    1. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………..……….…20
    2. Методологическое сопровождение…………………….…………23
    3. Циклограмма работы педагога – психолога……………………...24

Приложение………………………………………………………………26

  1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка

В адаптированной программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Адаптированная программа разработана с учётом целей и задач Адаптированной Образовательной Программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014    «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным  общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

- Письмо Министерства образования и науки РФ о 28.02.2014 года № 08-249 «Комментарий к ФГОС дошкольного образования»

Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Основной базой адаптированной программы является:

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ФФНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

  1. Актуальность программы

Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание учёных и педагогов-практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное развитие ребёнка и мотивацию к учёбе. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. Современные требования ФГОС к программам начального обучения стали очень высоки. В связи с этим перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача сформировать общую готовность детей к школе. Важной стороной готовности к школе является именно речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи. Постановка и исследование проблемы речевой готовности обусловлены глубокими изменениями в жизни Российского общества, переосмыслением существующей системы образования и современными требованиями к специалистам. Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов. Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формирования равных стартовых возможностей дошкольников. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической и психолого – педагогической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы:

Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

Задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

- овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте;

- расширение и активизация словаря;

- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников.

  1. Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения

Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитие речи:

Принципы построения программы:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей

ребёнка.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учёт объёма и степени разнообразия материала.

  1. Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

-заменой звуков более простыми по артикуляции;

-трудностями различения звуков;

-особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углублённом обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения. Не сформированность фонематического восприятия выражается в: нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи. Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечёткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными) Таким образом фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Основные проявления, характеризующие ФФНР: недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребёнок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»; замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»; 14 смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребёнок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»; другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи. У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов: -.внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребёнку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; - объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; - отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом: поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; 15 могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трёх-, четырёх ступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

  1. Планируемые результаты

Предполагается, что после прохождения данной адаптированной программы у детей старшего дошкольного  возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи сформируются:

  • правильность произношения всех звуки речи;
  • проедается задержка в речевом развитии;
  • сформируются артикуляционные навыки звукопроизношения и слухового восприятия;
  • начнёт формироваться фонематическое восприятие;
  • расширится словарный запас;
  • сформируются навыки учебной и слуховой деятельности;
  • умение производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • владение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
  • сформируются представления об окружающей действительности явлениях общественной жизни.

 

  1. Содержательный раздел
    1. Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Коррекционное обучение предусматривает определённый круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. На материале правильного произношения звуков осуществляется:

  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • воспитание у детей умения правильно составлять простые распространённые и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
  • развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
  • развитие словаря детей путём привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • развитие произвольного внимания и памяти.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: педагога - психолога, ребёнка, педагога, родителя.

  1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

К 6 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребёнок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнёры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин. Ребёнок начитает регулировать своё поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность ребёнка пока ещё не отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребёнок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К 6-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.

Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребёнок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств). Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети седьмого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Ребёнок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения - один из важнейших показателей психологической готовности к школе. В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Самостоятельность ребёнка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

  1. Коррекционно – развивающее направление

Занятия направлены на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации. Обучение и воспитание детей осуществляется с позиции индивидуально - дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребёнка, а с другой - группы в целом. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время воспитательно-образовательного процесса осуществляется за счёт:

  • дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
  • индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
  • введения специальных видов помощи, а именно: зрительных опор на этапе программирования и выполнения заданий, речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задаёт программу деятельности и комментирует действия ребёнка; затем ребёнок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах – даёт словесный отчёт о ней; на завершающих этапах учится сам 71 самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
  • совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
  • элементов программированного обучения и т.д.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
  1. Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников

В образовательном процессе дошкольного учреждения активно используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • беседы;
  • родительские тренинги;
  • практикумы;
  • родительские чтения;
  • родительские тренинги;
  • круглые столы;

Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога.

Консультации

Сроки

«Особенности работы педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи»

Сентябрь

«Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога, особенности программы»

Октябрь

«Особенности развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи»

Январь, Февраль

«Результаты коррекционной работы за полный учебный год с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи»

Апрель, Май


  1. Организационный раздел
    1. Особенности организации предметно – пространственной среды

Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:

· насыщенность;

· транспортируемость;

· полифункциональность;

· вариативность;

· доступность;

· безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарём, которые обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Транспортируемость пространства даёт возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды:

- детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создаёт условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех её элементов требованиям по надёжности и безопасности их использования.

Вид помещения

Основное предназначение

Оснащение

Кабинет педагога - психолога для психологического консультирования родителей и педагогов

  • Организация консультаций для родителей и педагогов по вопросам развития детей.
  • Методическая литература;
  • Документация педагога – психолога;
  • Ноутбук;
  • Стол с тумбой для используемых педагогом - психологом пособий, методичек, атрибутов;
  • Рабочий стол;
  • Пособия для реализации Рабочей программы

Комната психологической разгрузки

  • Организация развивающих игр – занятий в соответствии с содержанием программ педагога - психолога»;
  • Психологическая диагностика
  • детская игровая мебель;
  • набор игрушек – персонажей, ролевые атрибуты;
  • мягкие животные, куклы;
  • набор развивающих игр;
  • набор дидактических игр и пособий;
  • Настольные игры;
  • Полифункциональные материалы (мелкие предметы-заместители, ёмкости с лоскутами разного цвета и фактуры);
  • магнитно-маркерная доска;

Сенсорная комната

  • Организация развивающих игр-занятий, направленных на развитие эмоционально-личностной сферы, снятия психоэмоционального и мышечного напряжения;
  • Тренинги для детей и педагогов;
  • Релаксационные упражнения;
  • Психодинамические медитации
  • Световое оборудование (светящийся шар, настольная лампа);
  • песочница с манной крупой;
  • кинетический песок (разного цвета, формочки)

  1. Методологическое сопровождение

 

  1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. – Мозаика-Синтез, М, 2014.
  2. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.
  3. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. – М.: Генезис, 2016.
  4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
  5. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг».- СПб.: Речь, 2014
  6. Шарохина В.Л. , Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
  7. «Азбука общения» под ред. Л.М.Шипициной СПб. 2001
  1. Циклограмма работы педагога – психолога ДОУ

Дни недели

Время

Содержание работы

Понедельник

8:10 – 8:30;

 

8:35 – 8:50;

 

9:00 – 9:15;

 

9:25 – 9:40;   

 

9:50 – 10:20

 

 

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной  школе группы.

Вторник

14:30 – 15:30;

 

 

15:40 – 16:55;

 

16:05 – 16:20;

 

16:30 – 17:30

Консультационная работа с педагогами;

Подгрупповая работа с детьми ОВЗ;

Подгрупповая работа с детьми ОВЗ;

Обработка, анализ и обобщение полученных результатов.

Среда

8:10 – 8:50;

 

8:35 – 8:50;

 

9:00 – 9:15;

 

9:25 – 9:40;

 

9:50 – 10:20

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной  школе группы.

Четверг

14:30 – 15:30;

 

 

15:40 – 16:00;

 

16:05 – 16:25;

 

16:30 – 17:30

Обработка, анализ и обобщение полученных результатов;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Консультационная работа с родителями.

пятница

8:10 – 8:50;

 

8:35 – 8:50;

 

9:00 – 9:20;

 

9:25 – 9:40;

 

9:50 – 10:20

 

 

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной  школе группы.

 

Дни недели

Время

Содержание работы

Понедельник

14:30 – 15:30;

 

15:40 – 16:00;

 

16:10 – 16:30;

 

16:40 – 16:55

 

 

17:05 – 17:25

                      

 

 

Консультационная работа с педагогами;

Подгрупповая работа с детьми ОВЗ;

Подгрупповая работа с детьми ОВЗ;

Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы.

Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы.

 

Вторник

8:10 – 8:25;

 

8:35 – 8:50;

 

9:00 – 9:15;

 

9:25 – 9:40;

 

9:50 – 10:20

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной  школе группы.

 

Среда

14:30 – 15:30;

 

15:40 – 16:00;

 

16:10 – 16:30;

 

16:40 – 16:55

 

17:05 – 17:25

 

 

Консультационная работа с педагогами;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ.

Четверг

8:10 – 8:25;

 

8:35 – 8:50;

 

9:00 – 9:15;

 

9:25 – 9:40;

 

9:50 – 10:20

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной  школе группы.

 

Пятница

14:30 – 15:30;

 

15:40 – 16:00;

 

16:10 – 16:30;

 

16:40 – 17:20

Консультационная работа с педагогами;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной к школе группой;

Консультативная работа с родителями

 

 

Итого 18 часов:

Работа с участниками образовательного процесса – 9 часов

Приложение

Календарно – тематическое планирование коррекционной непосредственно – образовательной деятельности педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

 

Месяц

Темы

Формы и виды работы

Сентябрь

«Овощи»

  1. Игра «Овощи»

Сравнить и объяснить сходства и отличия разных овощей

  1. Игра «Четвертый лишний»
  2. Разрезные картинки «Овощи»
  3. Рисуем этикетки, консервируем овощи   (развитие кратковременной памяти)
  4. Штриховка, раскрашивание овощей (развитие мелкой моторики)
  5. «Найди два одинаковых овоща» (развитие внимания)
  6. Игра «Ругаемся овощами» (преодоление агрессии)
  7. Игра «Приглашение в гости» (развитие памяти)
  8. Игра-драматизация «Мы пришли на огород»
  9. «Сравни овощи» (развитие мышления)
  10. Составление загадок-описаний
  11. Зашумленные картинки

Октябрь

«Фрукты, ягоды»

«Грибы»

«Деревья, кустарники»

  1. Игра «Узнай на ощупь» (развитие восприятия, тактильной памяти)
  2. «Обведи и вырежи» (развитие мелкой моторики)
  3. Упражнение «Определи на вкус» (развитие вкусовой памяти)
  4. «Коробочка с запахами» (развитие обонятельной памяти)
  5. Игра «Что ты любишь» (развитие внимания и интереса к самому себе и своему имени)
  6. Составление загадок-описаний
  7. «Быстро найди и собери» (развитие внимания, быстроты внимания)
  8. Продолжи ряд
  9. Упражнение «Фруктовый сад» (развитие навыков аутотренинга, устранение мышечных зажимов у детей в походке, мимике, дыхании)
  10. Упражнение «Образы и звуки» (повышение чувствительности к физ. упражнениям путем вызывания зрительных образов под музыку)

Ноябрь

«Одежда»

«Обувь, головные уборы»

«Животные»

  1. Игры «Что может быть потом», «Дорисуй вторую половину», «Шнуровка», «Запомни, сосчитай, нарисуй»
  2. «Пуговицы» (развитие зрительной памяти)
  3. Игровое упражнение «Пальчики-узнавальчики» (развитие памяти, тактильных ощущений)
  4. Заштрихуй правую, левую туфельку (рукавичку)
  5. Игра «Зоопарк», «Зоопарк настроений» (развитие эмоций)
  6. Рисование «Где я был?», вылепи или сложи из бумаги животное (развитие мелкой моторики)
  7. «Найди отличия» (развитие внимания)
  8. «Походки» (развитие общей моторики)
  9. «Это правда или нет?» (развитие логики)
  10. Разрезные картинки
  11. «Рассеянный Антошка» (развитие мышления, памяти)
  12.  Игры: «Доброе животное» (развитие саморегуляции), «Дракон кусает свой хвост», «Рычи, лев, рычи»,

 «Зайцы и слоники», «Два барана» (снятие агрессии, ослабление негативных эмоций)

Декабрь

«Зима»

«Семья»

«Новый год»

  1. Беседа «Где рождается снег» (развитие логического мышления)
  2. Нарисуй и вырежи снежинку (развитие мелкой моторики)
  3. Игра «Когда это бывает?»
  4. Составление сюжетных рассказов по картинке «Ёлка», «В лесу»
  5. Игра «Ассоциации»
  6. Игра «Что будет потом» (наелся снега - заболел, получил подарок и т.д.)
  7. Игра «Отгадай, что я делаю» (катаюсь на лыжах, коньках, играю в снежки и т.д.)
  8. Игра «Для чего нужен предмет»
  9. Игра «Клоуны» (смена мышечного напряжения и расслабления)
  10. Беседы: «Для чего нужны родители», «Мама, папа и я – дружная семья»
  11. Рисование: «Моя семья», «Моя красивая мама», «Самый замечательный человек» и т.д.
  12. Психотехнические игры «Подарок», «Секрет».
  13. Игры: «Украсим ёлку к празднику», «Подарок для семьи», «Кто пришёл на ёлку», «Кто кем приходится», «А у вас?»
  14. Упражнение «Оживим картинку»

Январь

«Дом»

«Мебель»

«Посуда»

  1. Беседа «Расскажи о своем доме», игра-воспоминание «Звуки, запахи моего дома»
  2. Игра «Потерялся»
  3. Игры «Что изменилось в комнате?»; «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Чего не бывает»,  «Безопасный дом», «Что потерялось в доме?» (развитие внимания), «Волшебный стул», «Дорисуй детали»
  4. «Что можно, а чего нельзя» – основы безопасности
  5. «Какие продукты нам друзья, а какие – враги»
  6. Психофизический тренинг «Мысленная прогулка по своему организму с целью его укрепления»

Февраль

«Детский сад»

«Профессии»

«Комнатные растения»

  1. «Новоселы» (рисование своих портретов детьми и заселение их в дом – группу детского сада)
  2. Тренинг конструктивного поведения (ситуации в которых ребенок разбирает самого себя)
  3. Игры «Доронься до…», «Катушка», «Ветер дует на…»
  4. Этюды «Робкий ребенок», «Смелый ребенок»
  5. Игры: «Звуки группы», «Давай сравним», « Гладкий, твердый, колючий, мокрый, мягкий»
  6. Беседа о работниках детского сада (какие профессии, настроение работников)
  7. Игра-диагностика: «Сладкая проблема», «Секрет», «Портреты»
  8. Беседа – игра: «Когда дети лгут»

Март

«Мамин праздник»

«Первоцветы»

  1. Рисование: «Моя мама», «Моя семья»
  2. Проигрывание ситуаций с последующим анализом: «Мама заболела», «Я сказал маме неправду» и т.д.
  3. Психорисование «Весенние цветы»
  4. Этюды: «Так будет справедливо», «Мама обиделась»

Апрель-Май

«Насекомые»

«Лето»

  1. Упражнение «Волшебный тазик» (развитие обонятельных и вкусовых ощущений)
  2. Упражнение «Цветочный магазин», «Игры в воде»
  3. Игры: «Путешествие в страну звуков, «Гусеница», «Рыба, насекомое, птица», «Жучок», «Пчелка мешает спать»
  4. Рассказывание стихотворений с помощью жестов
  5. «Закончи предложение» (развитие мышления, внимания, памяти)
  6. Упражнения: «Солнечный луч», «Психологическая лепка», «Цветочная поляна», «Надоедливая муха», «Дискотека кузнечиков»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_ffnr.docx58.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области

Адаптированная программа  педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи на 2018 – 2019 учебный год

Составила: педагог - психолог

МБДОУ детский сад №4 «Солнышко»

Г. Обь

Реунова А.Ю.

г. Обь, 2018 г.

Содержание программы

  1. Целевой раздел…………...……………….…..……………….….3
  1. Пояснительная записка…………………………….…..……………3
  2. Актуальность программы……………………………………….…..4
  3. Цели и задачи программы…………………………………………..5
  4. Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения…………………………………………….…6
  5. Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………………………………………….….……………………………9
  6. Планируемые результаты………………………………………….12
  1. Содержательный раздел……………….…………………...……13
  1. Особенности психологического сопровождения  детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи …………………………………………………………….….………………….13

2.1.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»……………………………………14

  1. Коррекционно – развивающее направление…….………………16
  2. Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников……………………………………………………………...……18
  1. Организационный раздел……………….….…………..………..20
  1. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………..……….…20
  2. Методологическое сопровождение…………………….…………23
  3. Циклограмма работы педагога – психолога……………………...24

Приложение………………………………………………………………25

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

В адаптированной программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Адаптированная программа разработана с учётом целей и задач Адаптированной Образовательной Программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014    «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным  общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

- Письмо Министерства образования и науки РФ о 28.02.2014 года № 08-249 «Комментарий к ФГОС дошкольного образования»

Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Основной базой адаптированной программы является:

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ФФНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

  1. Актуальность программы

Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание учёных и педагогов-практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное развитие ребёнка и мотивацию к учёбе. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. Современные требования ФГОС к программам начального обучения стали очень высоки. В связи с этим перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача сформировать общую готовность детей к школе. Важной стороной готовности к школе является именно речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи. Постановка и исследование проблемы речевой готовности обусловлены глубокими изменениями в жизни Российского общества, переосмыслением существующей системы образования и современными требованиями к специалистам. Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов. Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формирования равных стартовых возможностей дошкольников. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической и психолого – педагогической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы:

Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

Задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

- овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте;

- расширение и активизация словаря;

- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников.

  1. Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения

Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитие речи:

Принципы построения программы:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей

ребёнка.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учёт объёма и степени разнообразия материала.

  1. Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

-заменой звуков более простыми по артикуляции;

-трудностями различения звуков;

-особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углублённом обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения. Не сформированность фонематического восприятия выражается в: нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи. Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечёткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными) Таким образом фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Основные проявления, характеризующие ФФНР: недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребёнок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»; замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»; 14 смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребёнок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»; другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи. У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов: -.внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребёнку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; - объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; - отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом: поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; 15 могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трёх-, четырёх ступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

  1. Планируемые результаты

Предполагается, что после прохождения данной адаптированной программы у детей старшего дошкольного  возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи сформируются:

  • правильность произношения всех звуки речи;
  • проедается задержка в речевом развитии;
  • сформируются артикуляционные навыки звукопроизношения и слухового восприятия;
  • начнёт формироваться фонематическое восприятие;
  • расширится словарный запас;
  • сформируются навыки учебной и слуховой деятельности;
  • умение производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • владение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
  • сформируются представления об окружающей действительности явлениях общественной жизни.

  1. Содержательный раздел
  1. Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Коррекционное обучение предусматривает определённый круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. На материале правильного произношения звуков осуществляется:

  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • воспитание у детей умения правильно составлять простые распространённые и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
  • развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
  • развитие словаря детей путём привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • развитие произвольного внимания и памяти.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: педагога - психолога, ребёнка, педагога, родителя.

  1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

К 6 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребёнок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнёры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин. Ребёнок начитает регулировать своё поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность ребёнка пока ещё не отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребёнок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К 6-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.

Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребёнок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств). Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети седьмого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Ребёнок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения - один из важнейших показателей психологической готовности к школе. В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Самостоятельность ребёнка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

  1. Коррекционно – развивающее направление

Занятия направлены на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации. Обучение и воспитание детей осуществляется с позиции индивидуально - дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребёнка, а с другой - группы в целом. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время воспитательно-образовательного процесса осуществляется за счёт:

  • дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
  • индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
  • введения специальных видов помощи, а именно: зрительных опор на этапе программирования и выполнения заданий, речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задаёт программу деятельности и комментирует действия ребёнка; затем ребёнок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах – даёт словесный отчёт о ней; на завершающих этапах учится сам 71 самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
  • совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
  • элементов программированного обучения и т.д.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

  1. Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников

В образовательном процессе дошкольного учреждения активно используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • беседы;
  • родительские тренинги;
  • практикумы;
  • родительские чтения;
  • родительские тренинги;
  • круглые столы;

Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога.

Консультации

Сроки

«Особенности работы педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи»

Сентябрь

«Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога, особенности программы»

Октябрь

«Особенности развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи»

Январь, Февраль

«Результаты коррекционной работы за полный учебный год с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи»

Апрель, Май

  1. Организационный раздел
  1. Особенности организации предметно – пространственной среды

Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:

 насыщенность;

 транспортируемость;

 полифункциональность;

 вариативность;

 доступность;

 безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарём, которые обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Транспортируемость пространства даёт возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды:

- детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создаёт условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех её элементов требованиям по надёжности и безопасности их использования.

Вид помещения

Основное предназначение

Оснащение

Кабинет педагога - психолога для психологического консультирования родителей и педагогов

  • Организация консультаций для родителей и педагогов по вопросам развития детей.
  • Методическая литература;
  • Документация педагога – психолога;
  • Ноутбук;
  • Стол с тумбой для используемых педагогом - психологом пособий, методичек, атрибутов;
  • Рабочий стол;
  • Пособия для реализации Рабочей программы

Комната психологической разгрузки

  • Организация развивающих игр – занятий в соответствии с содержанием программ педагога - психолога»;
  • Психологическая диагностика
  • детская игровая мебель;
  • набор игрушек – персонажей, ролевые атрибуты;
  • мягкие животные, куклы;
  • набор развивающих игр;
  • набор дидактических игр и пособий;
  • Настольные игры;
  • Полифункциональные материалы (мелкие предметы-заместители, ёмкости с лоскутами разного цвета и фактуры);
  • магнитно-маркерная доска;

Сенсорная комната

  • Организация развивающих игр-занятий, направленных на развитие эмоционально-личностной сферы, снятия психоэмоционального и мышечного напряжения;
  • Тренинги для детей и педагогов;
  • Релаксационные упражнения;
  • Психодинамические медитации
  • Световое оборудование (светящийся шар, настольная лампа);
  • песочница с манной крупой;
  • кинетический песок (разного цвета, формочки)

  1. Методологическое сопровождение

  1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. – Мозаика-Синтез, М, 2014.
  2. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.
  3. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. – М.: Генезис, 2016.
  4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
  5. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг».- СПб.: Речь, 2014
  6. Шарохина В.Л. , Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
  7. «Азбука общения» под ред. Л.М.Шипициной СПб. 2001

  1. Циклограмма работы педагога – психолога ДОУ

Дни недели

Время

Содержание работы

Понедельник

8:10 – 8:30;

8:35 – 8:50;

9:00 – 9:15;

9:25 – 9:40;         

9:50 – 10:20

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной  школе группы.

Вторник

14:30 – 15:30;

15:40 – 16:55;

16:05 – 16:20;

16:30 – 17:30

Консультационная работа с педагогами;

Подгрупповая работа с детьми ОВЗ;

Подгрупповая работа с детьми ОВЗ;

Обработка, анализ и обобщение полученных результатов.

Среда

8:10 – 8:50;

8:35 – 8:50;

9:00 – 9:15;

9:25 – 9:40;

9:50 – 10:20

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной  школе группы.

Четверг

14:30 – 15:30;

15:40 – 16:00;

16:05 – 16:25;

16:30 – 17:30

Обработка, анализ и обобщение полученных результатов;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Консультационная работа с родителями.

пятница

8:10 – 8:50;

8:35 – 8:50;

9:00 – 9:20;

9:25 – 9:40;

9:50 – 10:20

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной  школе группы.

Дни недели

Время

Содержание работы

Понедельник

14:30 – 15:30;

15:40 – 16:00;

16:10 – 16:30;

16:40 – 16:55

17:05 – 17:25

        

Консультационная работа с педагогами;

Подгрупповая работа с детьми ОВЗ;

Подгрупповая работа с детьми ОВЗ;

Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы.

Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы.

Вторник

8:10 – 8:25;

8:35 – 8:50;

9:00 – 9:15;

9:25 – 9:40;

9:50 – 10:20

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной  школе группы.

Среда

14:30 – 15:30;

15:40 – 16:00;

16:10 – 16:30;

16:40 – 16:55

17:05 – 17:25

Консультационная работа с педагогами;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ.

Четверг

8:10 – 8:25;

8:35 – 8:50;

9:00 – 9:15;

9:25 – 9:40;

9:50 – 10:20

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной  школе группы.

Пятница

14:30 – 15:30;

15:40 – 16:00;

16:10 – 16:30;

16:40 – 17:20

Консультационная работа с педагогами;

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ;

Индивидуальная работа с детьми подготовительной к школе группой;

Консультативная работа с родителями

Итого 18 часов:

Работа с участниками образовательного процесса – 9 часов

Приложение

Календарно – тематическое планирование коррекционной непосредственно – образовательной деятельности педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Месяц

Темы

Формы и виды работы

Сентябрь

«Овощи»

  1. Игра «Овощи»

Сравнить и объяснить сходства и отличия разных овощей

  1. Игра «Четвертый лишний»
  2. Разрезные картинки «Овощи»
  3. Рисуем этикетки, консервируем овощи   (развитие кратковременной памяти)
  4. Штриховка, раскрашивание овощей (развитие мелкой моторики)
  5. «Найди два одинаковых овоща» (развитие внимания)
  6. Игра «Ругаемся овощами» (преодоление агрессии)
  7. Игра «Приглашение в гости» (развитие памяти)
  8. Игра-драматизация «Мы пришли на огород»
  9. «Сравни овощи» (развитие мышления)
  10. Составление загадок-описаний
  11. Зашумленные картинки

Октябрь

«Фрукты, ягоды»

«Грибы»

«Деревья, кустарники»

  1. Игра «Узнай на ощупь» (развитие восприятия, тактильной памяти)
  2. «Обведи и вырежи» (развитие мелкой моторики)
  3. Упражнение «Определи на вкус» (развитие вкусовой памяти)
  4. «Коробочка с запахами» (развитие обонятельной памяти)
  5. Игра «Что ты любишь» (развитие внимания и интереса к самому себе и своему имени)
  6. Составление загадок-описаний
  7. «Быстро найди и собери» (развитие внимания, быстроты внимания)
  8. Продолжи ряд
  9. Упражнение «Фруктовый сад» (развитие навыков аутотренинга, устранение мышечных зажимов у детей в походке, мимике, дыхании)
  10. Упражнение «Образы и звуки» (повышение чувствительности к физ. упражнениям путем вызывания зрительных образов под музыку)

Ноябрь

«Одежда»

«Обувь, головные уборы»

«Животные»

  1. Игры «Что может быть потом», «Дорисуй вторую половину», «Шнуровка», «Запомни, сосчитай, нарисуй»
  2. «Пуговицы» (развитие зрительной памяти)
  3. Игровое упражнение «Пальчики-узнавальчики» (развитие памяти, тактильных ощущений)
  4. Заштрихуй правую, левую туфельку (рукавичку)
  5. Игра «Зоопарк», «Зоопарк настроений» (развитие эмоций)
  6. Рисование «Где я был?», вылепи или сложи из бумаги животное (развитие мелкой моторики)
  7. «Найди отличия» (развитие внимания)
  8. «Походки» (развитие общей моторики)
  9. «Это правда или нет?» (развитие логики)
  10. Разрезные картинки
  11. «Рассеянный Антошка» (развитие мышления, памяти)
  12.  Игры: «Доброе животное» (развитие саморегуляции), «Дракон кусает свой хвост», «Рычи, лев, рычи»,

 «Зайцы и слоники», «Два барана» (снятие агрессии, ослабление негативных эмоций)

Декабрь

«Зима»

«Семья»

«Новый год»

  1. Беседа «Где рождается снег» (развитие логического мышления)
  2. Нарисуй и вырежи снежинку (развитие мелкой моторики)
  3. Игра «Когда это бывает?»
  4. Составление сюжетных рассказов по картинке «Ёлка», «В лесу»
  5. Игра «Ассоциации»
  6. Игра «Что будет потом» (наелся снега - заболел, получил подарок и т.д.)
  7. Игра «Отгадай, что я делаю» (катаюсь на лыжах, коньках, играю в снежки и т.д.)
  8. Игра «Для чего нужен предмет»
  9. Игра «Клоуны» (смена мышечного напряжения и расслабления)
  10. Беседы: «Для чего нужны родители», «Мама, папа и я – дружная семья»
  11. Рисование: «Моя семья», «Моя красивая мама», «Самый замечательный человек» и т.д.
  12. Психотехнические игры «Подарок», «Секрет».
  13. Игры: «Украсим ёлку к празднику», «Подарок для семьи», «Кто пришёл на ёлку», «Кто кем приходится», «А у вас?»
  14. Упражнение «Оживим картинку»

Январь

«Дом»

«Мебель»

«Посуда»

  1. Беседа «Расскажи о своем доме», игра-воспоминание «Звуки, запахи моего дома»
  2. Игра «Потерялся»
  3. Игры «Что изменилось в комнате?»; «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Чего не бывает»,  «Безопасный дом», «Что потерялось в доме?» (развитие внимания), «Волшебный стул», «Дорисуй детали»
  4. «Что можно, а чего нельзя» – основы безопасности
  5. «Какие продукты нам друзья, а какие – враги»
  6. Психофизический тренинг «Мысленная прогулка по своему организму с целью его укрепления»

Февраль

«Детский сад»

«Профессии»

«Комнатные растения»

  1. «Новоселы» (рисование своих портретов детьми и заселение их в дом – группу детского сада)
  2. Тренинг конструктивного поведения (ситуации в которых ребенок разбирает самого себя)
  3. Игры «Доронься до…», «Катушка», «Ветер дует на…»
  4. Этюды «Робкий ребенок», «Смелый ребенок»
  5. Игры: «Звуки группы», «Давай сравним», « Гладкий, твердый, колючий, мокрый, мягкий»
  6. Беседа о работниках детского сада (какие профессии, настроение работников)
  7. Игра-диагностика: «Сладкая проблема», «Секрет», «Портреты»
  8. Беседа – игра: «Когда дети лгут»

Март

«Мамин праздник»

«Первоцветы»

  1. Рисование: «Моя мама», «Моя семья»
  2. Проигрывание ситуаций с последующим анализом: «Мама заболела», «Я сказал маме неправду» и т.д.
  3. Психорисование «Весенние цветы»
  4. Этюды: «Так будет справедливо», «Мама обиделась»

Апрель-Май

«Насекомые»

«Лето»

  1. Упражнение «Волшебный тазик» (развитие обонятельных и вкусовых ощущений)
  2. Упражнение «Цветочный магазин», «Игры в воде»
  3. Игры: «Путешествие в страну звуков, «Гусеница», «Рыба, насекомое, птица», «Жучок», «Пчелка мешает спать»
  4. Рассказывание стихотворений с помощью жестов
  5. «Закончи предложение» (развитие мышления, внимания, памяти)
  6. Упражнения: «Солнечный луч», «Психологическая лепка», «Цветочная поляна», «Надоедливая муха», «Дискотека кузнечиков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....