Главные вкладки

    Консультация "Организация взаимодействия педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением когнитивных функций".
    консультация по коррекционной педагогике

    Шакина Марина Станиславовна

    В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiyazpr.docx19.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация взаимодействия педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением когнитивных функций.

    В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа педагога-психолога с семьей является обязательным компонентом его педагогической деятельности. Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка с ЗПР, неадекватно оценивая его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других – возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать.

    Семья, воспитывающая сложного ребенка, может существенно облегчить его положение, создать условия для успешной адаптации к окружающему миру, обеспечить ощущение эмоционального комфорта, а может - воздействовать разрушающе, оказывать негативное влияние на психику ребенка. Какую эмоциональную атмосферу воссоздаст семейное окружение, зависит от того, насколько родители смогут справиться с собственными, естественными в таких случаях, переживаниями горя, вины, страха, стыда, отвращения и бессильной ярости.

    Рекомендации для родителей.

    Развитие умения общения с детьми.

     1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

     – стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

    – контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

    – избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

    – не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

    – повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

    – для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

    –помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

    – выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

    – не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

    2. Изменение психологического микроклимата в семье:

    – уделяйте ребёнку достаточно внимания;

    – проводите досуг всей семьёй;

    – не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

    3. Организация режима дня и места для занятий:

    – установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

    – снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

    – избегайте по возможности больших скоплений людей;

    –помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

    4. Специальная поведенческая программа:

    – не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

    –чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;

    – постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

    – не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

    – не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

    – помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

    – не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся аномальному ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

    Помните, что для ребёнка с ЗПР наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

    – лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

    – запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.;

    – приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).

    Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

    Помните, что у ребенка с ЗПР невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет, та как это – патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

    Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

    Поведение в процессе общения с детьми.

    Нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

    Каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

    Родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

    Прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза.

    Высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Егор, Егорушка, сын, сынок…».

    Необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

    Многие из тех наставлений, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом  деле не желали.

    В общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

    Необходимо адекватно реагировать на проступки детей:

    – спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;

    –  не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Сережа молодец».

    Чтобы правильно организовать взаимоотношения детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:

    – барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

    – барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);

    – барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

    – барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

     Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

    – если ребёнок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тётей» и т.д.;

    – для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию;

    – для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребёнку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у неё настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как её можно развеселить»;

    –   для развития у детей чувства эмпатии используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: «Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями?»

    Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы:

    - Кто из героев больше всего понравился? На кого хочется быть похожим? На кого из друзей похож персонаж? Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке? Кто самый добрый? Почему?

    Предложите детям самим сочинить сказку:

    а) «сказка по-новому» – за основу берётся старая сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными качествами (лиса становится послушной; заяц хитрым…);

    б) «салат из сказок» – соединяются несколько сказок в одну (Кощей встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играется с яблочками). Вариантов переплетений может быть множество, главное – не забывать о первых героях;

    в) «сказка – калька» – главные герои сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства – фантастические, невероятные («лиса и заяц обитают на летающей тарелке; Золушка живёт в девятиэтажном доме» и т.д.);

    г) «продолжи сказку, придумай ей конец» (если бы петух не выгнал лису из избушки; если бы Иван-Царевич не победил Кощея; если бы Алёнушка не смогла спасти своего братца и т.п.).

    Предложенные нами практические рекомендации были ориентированы на

    – снижение симбиотической зависимости ребенка с ЗПР от матери с целью нормализации отношений с другими членами семьи;

    – включение членов семьи в психолого-педагогический процесс.

    Таким образом, разработанные практические рекомендации направленные на формирование конструктивных отношений в системе «родители – ребенок с ЗПР» позитивно изменяют характер взаимодействия ребенка в семейном коллективе. Значимыми являются и такие данные:

     – коррекция недостатков родительского отношения позволила установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, наметить конструктивные модели родительского поведения;

    – сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к их разрешению, оказало существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьей и внешним окружением.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Брошюра "система организации взаимодействия ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА со специалистами"

    В брошюре даются схемы организации взаимодействия педагога-психолога с узкими специалистами ОО....

    Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"

    Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"...

    Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Консультирование и обучение.

    Материал представлен в рамках курсов повышения квалификации "Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста в региональной системе ранней помощи&qu...

    Работа с семьей воспитывающей ребенка с нарушением речи

    Приведены приемы и последовательность работы сродителями ребенка, поступающего в логопедическую группу....