Главные вкладки

    Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики
    статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Забудаева Елена Александровна

    в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раскрыты основные причины, интеллектуального развития ребенка с ЗПР, которые кроются в его головном мозге. Автор предлагает использовать систему кинезиологических упражнений в комплексе с упражнениями, направленными на умение работать двумя руками одновременно.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

    Забудаева Е. А.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти, Россия

    Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раскрыты основные причины, интеллектуального развития ребенка с ЗПР, которые кроются в его головном мозге. Автор предлагает использовать систему кинезиологических упражнений в комплексе с упражнениями, направленными на умение работать двумя руками одновременно.

    Актуальность интеллектуального развития обусловлена увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Быстрая утомляемость, малая работоспособность, внешне слабовыраженные эмоции или резкие эмоциональные проявления, трудности адаптации, плохо развитая общая и мелкая моторика, все это создает предпосылки неуспешности детей с ЗПР при переходе от дошкольного к школьному обучению. Поэтому обучение и развитие детей с ЗПР может быть успешным лишь в том случае, если педагог осознает сущность образовательных потребностей воспитанников и удовлетворяет их в процессе обучения, реализуя на практике новые технологии, подходы.

    В последнее время проблема поиска эффективных подходов к интеллектуальному развитию детей с ЗПР, в условиях дошкольного образовательного учреждения становится наиболее изучаемой. Одним из ответов на данную проблему являются исследования Сиротюк А. Л. Семенович А. В., которые  доказали эффективность кинезиологических упражнений на функционирование и развитие высшей нервной деятельности ребенка с проблемами в развитии.

    Авторы указывали, на возможность интеллектуального развития детей с задержкой психического развития  посредством развития межполушарных связей в процессе выполения кинезиологических упражнений в комплексе с упражнениями, направленными на умение работать двумя руками одновременно (пальчиковые игры, игры, направленные на развитие графомоторной координации).

    Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.

    Графомоторная координация это - уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

    Причины этих и многих других проблем образовательной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет ряд важных функций. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. По исследованиям физиологов, левое полушарие как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро.

    Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой. Если нарушается проводимость между двумя полушариями, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности в любом виде деятельности

    Эти исследования натолкнули нас на возможность использования кинезиологических упражнений в практической деятельности дошкольного учреждения в работе с детьми с ЗПР.  Поэтому мы в своей работе стали систематически использовать задания на развитие зрительно – моторной координации, графомоторных навыков, направленных на синхронизацию работы полушарий. В комплекс мы включили кинезиологические упражнения, и графические задания, которые ребенок выполняет только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения. Формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.

    Составленная нами система упражнений предполагает использование двигательных упражнений в образовательной деятельности и режимных моментах.

    Виды упражнений:

    1. Кинезиологические упражнения;
    2. Игры на развитие зрительно-моторной координации;
    3. Игры на развитие мелкой моторики;
    4. Дыхательные упражнения;
    5. Глазодвигательные упражнения.

    В практической деятельности мы отметили, что навык владения кинезиологическими упражнениями в комплексе с  упражнениями, направленными на работу двумя руками одновременно развивает у ребенка:

     - умение выполнять синхронные движения руками;

     - умение красиво и легко (а значит не напряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные), как левой, так и правой рукой, двумя руками одновременно.

     - умение быстро и точно соединять линии по точкам;

     - умение закрашивать картинки двумя руками, одновременно не выходя за контур в правильном направлении: от центра в стороны, слева-направо, сверху-вниз;

     - легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), как левой, так и правой рукой, двумя руками, соблюдая необходимый угол наклона;

     - устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

     - выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности;

      - выполнение дыхательных упражнений спокойно, правильно;

      - умение выполнять зрительную гимнастку.

    Таким образом, работая с детьми, мы отметили, что кинезиологические упражнения в комплексе с упражнениями, направленными на работу двумя руками одновременно помогают детям в процессе овладения движениями развиваться во всех направлениях. Но самое главное, для детей с ЗПР они стали наиболее эффективным способом интеллектуального развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков

    В раннем возрасте можно проводить специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и КГН. Основная задача таких и...

    Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук

    Уровень развития движения рук ребёнка определяет уровень его физического и психического развития...

    Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

    Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

    Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

    Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольниковЦель комплекса: развитие мелкой моторики рук, координации движений рук у детей 3-4 лет через ис...

    Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр »

    Рабочая программа  «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» разработана с учётом особенностей современной сис...

    Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

    Представлены игры и упражнения на развитиемелкой моторики, способствующие развитию навыков самобслуживания и культурно-гигиеничесских навыков...