Главные вкладки

    Рекомендации для родителей по использованию пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
    консультация по коррекционной педагогике

    Макашова Светлана Федоровна

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» с.Мамонтово

    Рекомендации для родителей по использованию пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

                                                                                Подготовила: Макашова С. Ф.,

                                                                               

    с. Мамонтово2019г.

    Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно

    координированных движений пальцев и кистей рук.

    Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты.

    Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше

    всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен

    пройти. Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он из льда. Герда

    должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет»).

    Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори»

    полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую

    фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной

    степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной

    степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного.

    Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны

    образцы, так что по штриховать придется и вам.

    Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое

    блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели

    формочки для приготовления печений или кексов.

    Для детей от 1 года до 3-х лет лучше всего подходят шнуровки фабричного

    производства, как объемные, так и плоские. Они безопасны и прочны. Для 4х

    летнего ребенка задание следует усложнить, приблизив к реальности.

    Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны

    располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую

    фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет этот узор с

    помощью толстой яркой нитки.

    Пришивание настоящей пуговицы настоящей иголкой вполне под силу 5-и

    летнему ребенку, под Вашим наблюдением, конечно.

    Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все

    что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно

    составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев

    деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать

    аккуратные дырочки тоже полезно.

    Нарисуйте на листочке в клеточку несложную дорожку, если малышу не

    составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложней.

    Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и

    вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала

    или газеты — как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на

    чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться

    осмысленный коллаж. Позже можно учиться вырезать

    ножницами, главное, чтоб они были безопасными, с закругленными концами.

    Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же

    цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на

    вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет

    неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно

    получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

    Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать

    доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки,

    шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на

    множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого

    маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу

    лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток. Если пластилин по

    какой-то причине вас пугает можно изготовить для малыша соленое тесто.

    Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата.

    Вот рецепт: мука — соль - вода - подсолнечное масло. Мука и соль берется в

    одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки

    стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить.

    Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго хранится в

    холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали

    твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие

    фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите

    настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

    Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему

    порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми

    пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного

    цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или

    бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или

    карандашами.

    Раздели кусочки тканей на две группы. Одна для зимы, другая для теплого

    времени – лета. Для зимы надо выбрать все толстое, мягкое, пушистое, а для

    лета тонкое, нежное, гладкое.

    Положите в мешочек одну игрушку, она не должна быть слишком маленькая,

    ведь понять, что спряталось в мешочке надо ощупывая игрушку снаружи,

    через мешочек. Помогайте ребенку, подсказывая, вот ты нащупал ушки, а вот

    длинный хвостик (тут колесики, а это похоже на кузов…). После того, как

    ребенок отгадал, если он любит рисовать, предложите ему нарисовать эту

    игрушку. Рисуя, пусть он рассказывает, какая это игрушка, пушистая,

    гладкая, неровная, что у нее есть, приятная она на ощупь или не очень. После

    этого вытащите и сравните с рисунком. Подобная игра развивает не только

    тактильные ощущения, но и образное мышление, воображение, память.

    Положите в мешочек по очереди игрушки, предметы из разных материалов:

    мягкую игрушку, предмет металлический (не острый), пластмассовую,

    фарфоровую… Задача ребенка не только отгадать, что там лежит, но и

    сказать, из какого материала этот предмет. Находим пару (подобную

    игрушку). Для этой игры вам понадобятся или одинаковые предметы,

    игрушки или подобные, например: две машинки, два кубика, два колесика,

    две ложечки, две мышки… Положите по одной в мешочек, показывайте

    ребенку одну игрушку и пусть он найдет в мешочке точно такую же.

    Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить,

    объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть

    наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что

    среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать

    одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил

    наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных

    дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь

    очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было

    выстраивать сегрегационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях

    следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми

    табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание

    ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое

    упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда

    мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения:

    мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей:

    чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно

    предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой.

    Тактильное чувство будет в таком случае утончаться, само собой.

    Шершавый коврик "Правая и левая рука" (для детей с 3 лет). Этот коврик

    можно увидеть в московском детском саду "Монтессори-Ромашка". Его

    придумали и изготовили для своих ребятишек педагоги Елена Максимова и

    Елена Никитина. Он висит низко на стене около входа в рабочую комнату

    группы Монтессори так, что каждый ребенок может запросто приложить к

    нему свои ладошки.

     На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские

    перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена

    надпись: "ПРАВАЯ", а над другой - "ЛЕВАЯ". Редко какой малыш войдет

    утром в комнату, не дотронувшись до этих веселых перчаток. А взгляд

    невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая

    рука, а где - правая.

    Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в

    рабочей комнате. А рядом с ними - таблички с названиями пальцев:

    "Большой", "Указательный", "Средний", "Безымянный", "Мизинец".

    Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету

    пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить,

    правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать,

    слова названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок

    может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за

    другим.

    Лоскутки (для детей с 3 лет). М. Монтессори так описывала презентацию

    этого материала: "Среди наших дидактических материалов имеется

    хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены

    прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец,

    полотно и т. п. Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков,

    произнося соответствующее название и добавляя несколько определений

    качества, как "грубый", "тонкий", "мягкий". Затем подзываем ребенка и

    сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники;

    завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает,

    поглаживает, мнет между пальцами и говорит: "Это бархат"; "Это тонкое

    полотно"; "Это грубое сукно" и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий

    интерес"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

    Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...

    Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков

    В раннем возрасте можно проводить специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и КГН. Основная задача таких и...

    Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук

    Уровень развития движения рук ребёнка определяет уровень его физического и психического развития...

    Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

    Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

    Мастер – класс для родителей в первой группе раннего возраста «Кроха» «Использование пальчиковых красок с детьми как средство развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук»

    Формирование у родителей умения организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования является одной из главных з...

    Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

    в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...

    Консультация для родителей. «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

    Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и ее педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнит...