Консультация для педагогов . Тема: "Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями."
консультация по коррекционной педагогике

Малькова Наталья Владимировна

Представлен  алгоритм психолого-педагогической работы с семьей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы взаимодействия  педагога-психолога с родителями.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ограниченными возможностяими здоровья  и их родителями.  

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Опыт работы нашего детского сада показал необходимость психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится бремя ответственности за воспитание ребенка. Работа с родителями осуществляется как в групповой, так и в индивидуальной форме, включает в себя мониторинг психологического климата в семье, проблем в воспитании, обучение приемам и методам  коррекционно-развивающей работы в домашних условиях, оказание консультативной и практической помощи.

Появления в семье ребенка с особенностями развития по-разному воспринимается родителями. Установки родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, на весь ход воспитания и развитие ребенка. Именно эти установки могут быть одним из препятствий для родителей на пути следования советам специалистов, при выборе и реализации стиля воспитания, при нахождении подходов к особенному ребенку. 

Из опыта работы можно говорить о том, что одни родители чрезмерно опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы гиперопека. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как капризность, упрямство, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг. В этих случаях у детей резко снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желание заниматься игровой и любой другой деятельностью.

Другие родители, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных и речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей возникают излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше ухудшает физическое и психическое состояние.

Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум.

Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку.

Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен в виде следующих этапов:

  1. Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;
  2. Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка. Психологическая диагностика проводится как с ребенком (проективные методики «Моя семья», «Семья животных» и т.д. ) , так и с родителями (сочинение «Мой ребенок», Тест–опросник определения родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина; Опросник для измерения родительских установок и реакций Е. Шеффера и т.д. (Демонстрация и анализ практического материала )

 Также в своей работе мы используем метод «Сеть социальных контактов» -  это системный метод социальной работы с  семьей, опирающийся на использование ее ресурсов, связей и отношений с людьми.

    Метод работы с сетью социальных контактов, построен на представлении о том, что все мы являемся частью различных систем, и что мы подвержены влиянию взаимодействия этих систем. Если проблемы возникают в рамках одной системы (например, в семье), это отражается на всех её членах, в данном случае, на детях. Семья, в большинстве случаев, является наиболее важной системой для ребёнка, но не единственной. Все эти системы должны быть приняты во внимание в ходе работы.(Пример. Плохие взаимоотношения между семьёй и детским садом, например, также влияют на благополучие ребёнка)

  В своей работе мы используем -заполнение карты сети с указанием всех важных людей в жизни ребенка; друзья, семья, родственники, воспитатели и др. Карту рисует ( или выстраивает из игрушек)  сам ребенок под руководством педагога-психолога, который, задавая вопросы, помогает ребенку определить его эмоциональную дистанцию с каждым из этих персонажей, также карту заполняют и родители. Благодаря своей простоте, создание и анализ карты могут стать достаточно мощным терапевтическим инструментом. Карта отражает настоящую ситуацию, как с позитивной, так и с негативной стороны. Таким образом, родители сами могут определить новые возможности, а так же проблемы и конфликты, которые требуют разрешения. Сетевую карту заполняет как ребенок, так и родитель.(Демонстрация карт)

    Результаты диагностики важно преподнести родителям не как диагноз, а как оценку положения дел на сегодняшний день. Если специалист не просто выносит вердикт, а привлекает родителей к диагностике («посмотрите, как малыш хорошо справился» или «это пока не получается»), то родители меньше проявляют реакций сопротивления, когда результаты диагностики не слишком радужные. На важно создание доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации

3.Оценка путей оказания психолого-педагогической помощи. На данном этапе происходит выбор направления психолого-педагогической помощи семье, выбор определяется в зависимости от результатов диагностики

4.Работа по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направлена на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;

Можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • Информирование – это предоставление педагогом-психологом семье или отдельным ее членам информации о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т.д.; Информирование осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (пр. родительские собрания)
  • Индивидуальное консультирование  - это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального характера.
  • Работа в диаде «родитель-ребенок может быть направлена на коррекцию детско-родительских отношений, коррекцию эмоциональной и познавательной сферы и т.д. сферы. На занятиях используются элементы сказкотерапии, арт-терапии, игротерапии.(Демонстрация практического материала)

      На занятиях родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком. Обсуждая результаты коррекционной работы важно радоваться успехам ребенка, говорить о вкладе родителей в успех, объяснять причины неудач, поощрять ребенка к самостоятельности, показывая его возможности. Это стимулирует родителей. Так же совместные занятия позволяют привести в соответствие возможности ребенка и уровень требований к нему. Совместное творчество способствует самовыражению, позволяет увидеть родителям в своих детях «особые способности и таланты», которых нет у других детей.

  • Групповая - это организация работы родительских и детско-родительских групп. В нашем детском саду такая форма работы  с родителями была начата сравнительно недавно, на данный момент проведено 4 занятия.

    Участникам таких групп предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других, трансформировать картину переживаний и приобрести навыки саморазвития как основы личностной позиции, данный  способ  оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является одним из самых эффективных.

5.Анализ эффективности достигнутых результатов. Со отношение того, что получилось, что нет, что требует дальнейшей работы.

Итог.Таким образом целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов.

Подготовила

педагог-психолог  Малькова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возра...

Консультация для педагогов «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ».

     Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотруднич...

Консультация для педагогов: "Проектная деятельность, как метод взаимодействия детей, педагогов и родителей"

Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит...

Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...

Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...

Консультации для педагогов. Тема: «Формы взаимодействия с родителями»

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» В жизнь дошкольного учреждения спос...

Консультация для воспитателей Тема: «Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей с окружающим миром»

Консультация для педагогов«Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром»Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение ...