артикуляционная гимнастика
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)

Котина Наталья Александровна

для 2 младшей группы. Стихи-картинки, сказка о веселом язычке, методические рекомендации к проведению арт.гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art_gimnastika_stihi-kartinki.doc744 КБ

Предварительный просмотр:

Окошко

  • широко открыть рот -«жарко»
  • закрыть рот -«холодно»

Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - «пя-пя-пя-пя-пя»
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

Грибочек

  • улыбнуться
  • поцокать языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу

Киска

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в пиление зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы...»

Слоник пьёт

  • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
  • «набирать водичку», слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

языком быстро двигать по верхней губе - «бл-бл-бл-бл...»

Орешки

  • рот закрыт
  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
  • на щеках образуются твердые шарики -«орешки»

Качели

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за пиление зубы

Часики

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

  • улыбнуться
  • приоткрыть рот

  • положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

Шарик

  • надуть щеки
  • сдуть щеки

Гармошка

  • улыбнуться
  • сделать «грибочек»

(т. е. присосать широкий язык к нёбу)

•        не отрывая языка,
открывать и закрывать
рот (зубы не смыкать)

Барабанщик

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ...»

Парашютик

  • на кончик носа положить ватку
  • широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Загнать мяч в ворота

  • «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
  • дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

 

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука (например, в выше перечисленном упражнений «Дятел» можно заменить упражнением «Вкусным варением»).

В результате педагог каждую неделю знакомит детей с одни новым упражнением и отрабатывает его в артикуляционной гимнастике.

Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Например, упражнение «Вкусное варение» целесообразней проиллюстрировать таким рассказом.

«Сластена Карлсон  летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовку, где на полках стояло банки с вареньем. Спустя немного времени Карлсон вышел оттуда, облизывая свои губы. Вот так (показал педагог)»

Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательным визуальным контролем). При этом он контролирует правильность выполнения каждым ребенком. После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет выполнение артикуляционного упражнения каждым ребенком.

Вторая младшая группа

- Чем мы говорим? (ртом)

- Правильно ртом. А чем мы снимаем пищу с ложки? (губами)

- А чем кошка лакает молоко? (языком)

Вот и послушайте сказку о веселом язычке.

Жил да был веселый язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный дом был у веселого язычка. Чтобы веселый язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы.) Как называется эта дверка? («зубы») Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние передние зубы.)

Однажды захотелось веселому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать тоже самое), а затем вторая. И язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался язычок и спрятался – холодно на улице, лето прошло.

В домике у веселого язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык.) Пока не будем его будить, пусть язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.        Наш язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок - это небо. Просит погладить небо языком.)

На следующий день язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и, почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая.

Воспитатель просит детей показать, как открывались и закрывались дверки, как спал язычок, как он смотрел влево, вправо, вверх, вниз.

Средняя группа

- Я расскажу вам сегодня очень интересную историю. Сядьте прямо, посмотрите на меня. Скажите, у вас есть язычки?

- А где они находятся?

- Правильно! Язык у вас находится во рту. Рот – это домик языка. Домик открывается и закрывается. Посмотрите! Я буду открывать  и закрывать домик. (Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки, верхние и нижние зубы обнажены.)

А теперь скажите, чем домик закрывается? Правильно домик закрывается зубами! Зубы крепко закрывают домик и не выпускают язычок на улицу. Нижние зубы - это крылечко. Найдите языком нижние зубы. Давайте все вместе закроем и откроем домик язычка. Улыбайтесь, закрывайте домик так, чтобы зубы были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение.)

В домике есть и потолок. Найдите его, дети, погладьте язычком около верхних зубов, где начинается потолок, есть бугорки, найдите их, коснитесь кончиком языка. А скажите, для чего нам нужен язык? Что мы делаем языком? («Едим, говорим».) Правильно! На чтобы хорошо говорить, язык должен многое уметь делать. Он умеет быть широким, тонким. Посмотрите, какой у меня язык. (Воспитатель показывает широкий язык, который без напряжения лежит на нижней губе и своими боковыми краями касается уголков рта. Потом он вызывает детей, умеющих делать язык широким, и обращает внимание всех на форму языка.)

Помните, в сказке «Волк и семеро козлят» кузнец волку ковал тоненький голосок? Мы с вами тоже будем ковать, только не голосок, а язычок, чтобы он стал широким и тонким. Посмотрите! Воспитатель закусывает широкий, тонкий, не напряженный язык зубами и медленно, раздельно; говорит: «та-та-та». Дети повторяют за ним упражнение. При произнесении слога та язык сам по себе принимает широкую форму. Затем воспитатель кладет широкий язык между губами и говорит: «па-па-па». Дети повторяют.

«А теперь скажите так:

Мы прижмем язык зубами –

Та – та - та,

А теперь прижмем губами –

Па – па - па».

Он следит за, тем, как дети выполняют упражнение, потом предлагает: «А теперь послушайте, дети, сказку о веселом язычке. Мы будем делать те же упражнения, что делал язычок. Жил - был, язычок в своем домике, никуда не выходил. Наконец, надоела ему сидеть дама без дела. Захотелось ему поиграть и порезвиться. Открыл он сначала одну дверку (Губы), потом вторую зубы, высунул широкий кончик и опять спрятался в домик. Выбежал из домика - спрятался в домик.

Сначала язычок бегал медленно, а потом забегал взад-вперед все быстрее и быстрее, как будто котенок молоко лакает. Устал он и остановился отдохнуть, высунулся из домика и греется на солнышке. Вдруг подул ветер, и язычок убежал в домик, закрыв все двери. Утих ветер, и опять язычок выбежал из домика. Очень любопытный был язычок! Выбежал на улицу и посмотрел направо, потом налево, посмотрел вверх и вниз. Надоело ему гулять, и он вернулся в свои домик, закрыв все двери».

Методические указания. Следить за положением органов артикуляционного аппарата и выполнением движений каждым ребенком. Отмечать, с кем необходимо провести дополнительные индивидуальные занятия.

Старшая группа

- Дети, посмотрите все внимательно на меня. Что это у меня? (Показывает на рот.)

- Правильно, рот. А вы знаете, что наш рот похож на домик? Вспомните, кто живет в этом домике. Правильно, язык. В каждом домике есть дверца. И у этого домика, где живет язычок, тоже есть дверца, и даже не одна. Первая дверца – губы, вторая дверца – зубы. И потолок в этом домике тоже есть. Как он называется? Правильно, небо. Когда мы молчим, обе дверцы в домике закрыты и язычка не видно. Закройте все рты и посмотрите друг на друга…

Надоело язычку сидеть в темном домике. Он захотел выйти погулять. Высунул сначала кончик - посмотрел, какая погода на улице. Давайте. все так сделаем. Хорошая погода, солнышко светит, можно выходить на улицу. Вышел язычок на улицу и стал греть спинку. Давайте все так сделаем. (Проверяет выполнение по подгруппам.) Вот какой широкий язычок, посмотрите друг на друга. Вдруг подул сильный ветер. Язычок съежился и стал узенький, а потом совсем в домик спрятался и лег спать. (Проверяет по подгруппам, как дети выполняют упражнение.)

Выспался язычок, решил зарядку сделать. Стал подниматься наверх (за верхние зубы), потом опускаться вниз (за нижние зубы). (Проверяет, как получается упражнение у каждого ребенка.) Сначала делал медленно, потом стал прыгать быстро - быстро, до самого потолка. Попрыгал и погладил потолок кончиком. (Проверяет выполнение по подгруппам.) Сделал язычок зарядку и решил снова выйти на улицу. Вышел, сидит на крылечке. (Кладет широкий кончик языка на нижнюю, губу, следит, чтобы дети при этом не подворачивали нижнюю губу, не натягивали ее на нижние зу6ы.) Скучно одному сидеть, не с кем поиграть. Посмотрел язычок направо: нет ли ребяток, - нет; посмотрел налево,- нет. Стал язычок бегать вокруг, искать ребяток. (Делает круговые движения языком.) Нашел – обрадовался и запрыгал, защелкал от радости. (Щелкает кончиком языка, присасывая его к нёбу. Проверяет выполнение по подгруппам.) 

Погулял язычок, опять пошел домой и закрыл обе дверцы. Дверцы у него не простые, а из двух половинок. Первая дверца  - губы. Вот верхняя, а вот нижняя. (Показывает) Губы тоже умеют многое делать. Вот им стало весело, и они улыбнулись. Давайте все улыбнемся. Потом они рассердились и вытянулись в трубочку. (Проверяет выполнение по подгруппам.) Потом губы приоткрылись и показали вторую дверцу - зубы. Вот верхние зубы, а вот нижние. (Показывает.) Закроем все дверцы, язычок устал и хочет отдохнуть.

Еще, дети,  у нас есть голосок! Он тоже живет в домике. Только у него свой домик, там, где шея. (Показывает.) Иногда голосок спит и тихонько по-разному посапывает, его и не слышно. (Произносит звук С, а затем звук Ф вслед за ним дети произносят звуки С и Ф.Приложив тыльную сторону руки к шее спереди, они проверяют, спит голосок или нет.)

А когда голосок проснется, он песни поет, да так громко, что стенки домика, начинают дрожать. (Дети произносят звуки Ф , В и , приложив тыльную сторону руки к шее спереди, проверяют;, поет голосок или .нет.. Так произносят, чередуя по .2-3 раза, звуки С - 3 или Ф - В и определяют, спит голосок или песни поет.) Вот, дети, как много мы сегодня узнали! (Кратко перечисляет, что узнали на занятии.)

Методические указания. Следить за выполнением движений каждым ребенком. Отмечать, кто не справляется с заданием и нуждается в дополнительных индивидуальных занятиях.

Методические указания к   проведению гимнастики.

  • Упражнения  для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
  • Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  • Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений.
  • При отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  • В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляется последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.
  • После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).
  • Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы  «Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого данного ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20 .
  • Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, другие даются для повторения и закрепления (4-5 упр.).
  • Проводить артикуляционную гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Для  красочного и забавного занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, художественное слово.
  • Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы – ярко окрашены.
  • Педагог следит за качеством выполняемых упражнений: точностью и правильностью  движения, плавностью и легкостью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.
  • Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

-         рассказ педагога о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;

-         показ педагогом упражнения;

-         выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

-         проверка правильности выполнения, указание на ошибку.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

  • Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
  • Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.

Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

  • Упражнения выполняются от простого к сложному.
  • Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
  • На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют
    10-15 раз.
  • Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
  • Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
  • Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

  • Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

  • Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушки»).

  • Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).

  • Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).

  • Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).

  • Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

  • Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

  • Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

  • Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую - губы (сомкнуть губы)


Основной комплекс артикуляционной гимнастики

  • 1. «Лягушка» (или «Улыбка»)
    Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.
  • 2. «Хоботок» (или «Трубочка»)
    Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.
  • 3. «Лягушка» – «Хоботок»
    На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок».
  • 4. «Окошко» (или «Бегемотик»)
    На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
  • 5. «Лопаточка»
    Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
  • 6. «Иголочка»
    Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
  • 7. «Лопаточка» - «Иголочка»
    На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».
  • 8. «Часики»
    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.
  • 9. «Качели»
    Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.
  • 10. «Лошадка»
    Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

 

                             

Артикуляционная    гимнастика

Выполнять ежедневно, перед зеркалом.

  1. «Улыбка» - сомкнутые губы растянуть в улыбку. Зубы не видны. Удерживать 10 – 15 секунд.
  2. «Трубочка» - вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать 10 – 15 секунд.
  3. Чередовать движения «Улыбка» - «Трубочка».
  4. «Лопаточка» - широкий язык высунуть изо рта, расслабить, положить на нижнюю губу. Рот приоткрыт. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать 10 – 15 секунд.
  5. «Иголочка» - узкий язык высунуть изо рта. Рот открыт. Держать язык напряжённым 10 - 15 секунд.
  6. Чередовать движения «Лопаточка» и «Иголочка». Стараться губ не касаться.
  7.  «Часики» - рот приоткрыть. Двигать кончиком языка от одного угла рта к другому.
  8. «Лесенка» - рот открыт. Кончик языка двигается то к верхней губе, то к нижней.
  9.  «Качели» - рот открыт. Кончик языка двигается то к верхним зубам, то к нижним.
  10.  «Дразнилки» - широкий язык положить на нижнюю губу, пошлёпать по нему губами, произнося слог пя-пя-пя, а потом удерживать язык в спокойном состоянии при открытом рте.
  11.  «Горочка» -  рот приоткрыть. Убрать кончик языка ЗА нижние зубы, и не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперёд - как горка.
  12.  «Вкусное варенье» - Слизывать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.
  13. «Маляр» - улыбнуться, приоткрыть рот, погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд – назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
  14.  «Почистим зубы» - открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы с внутренней  и наружной стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Движения языка медленны
  15.  «Обезьянки» - широким языком закрыть передние верхние зубы, затем перевести  ЗА нижние передние зубы. Т.е. язык находится между губой и зубами.
  16.  «Орешек» - кончик языка упирается в слизистую то правой, то левой щеки попеременно. 
  17. «Киска лакает» - налить в широкое блюдце жидкость, желательно тягучую. Максимально натягивая, язык ребёнка должен лакать.  Не двигать головой  и не перемещать тарелку.
  18. «Чашечка» - рот широко открыт! Широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 – 15 секунд. Сначала вне ротовой полости, затем во рту.
  19.  «Грибок» - весь язык присасывается к твёрдому нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, натягивается подъязычная связка.
  20. «Лошадка» - при открытом рте, щёлкать кончиком языка. Щёлкать медленно, сильно тянуть подъязычную связку. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.
  21.  «Звоночек» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам ЗА верхними зубами со звуком дын-дын-дын, сначала медленно, затем всё быстрее. Следить, чтобы рот был всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

1 упражнение:
Открой широко рот – вот какие большие ворота у нас получились. Подержи их открытыми и закрой.
Несколько раз повторить упражнение
«Ворота».

2 упражнение:
Улыбнись и спрячь губы – подожмите так, чтобы их не было видно. А теперь отопрем замок: расслабь губы, слегка разожми их, чтобы между ними была маленькая щелочка.
Несколько раз повторить упражнение
«Замок».

3 упражнение:
Улыбнись, покажи зубки. Положи верхние зубы на нижнюю губу. Вот какой славный ключик у нас получился. Слегка расслабь, разожми губы, чтобы между ними была маленькая щелочка.
Несколько раз повторить упражнение
«Ключик».

4 упражнение:
Приоткрой рот и положи язык внизу нижних зубов свободно, спокойно. Язык должен быть расслаблен. Спокойной ночи, язычок!
Несколько раз повторить упражнение
«Спать пора».

5 упражнение:
Положи язычок на нижнюю губу. Смотри, какая хорошая «лопатка» у тебя получилась.
Подержать язык в таком положении.

6 упражнение:
«Замесим тесто». Улыбнись, покажи зубки. Просунь между ними широкий кончик языка. Покусай кончик языка, приговаривая «та-та-та-та», словно тесто месишь.

7 упражнение:
«Блинчики». Удержи широкий кончик языка между зубами неподвижно. Какой хороший блинчик у тебя получился! Нужно испечь еще.
Повтори последние три упражнения 10 раз.

Пора отдохнуть.

8 упражнение:
Улыбнись, положи широкий язычок на верхнюю губу. Вот получилась
«вазочка». Спрячь язык.
Повтори упражнение несколько раз.


9 упражнение:
Какие вкусные блины с вареньем! Оно еще осталось на твоих губах. Слижи варенье с губ: оближи языком сначала верхнюю губу вправо-влево. Затем нижнюю губу вправо-влево. Положи широкий язык на верхнюю губу и «слижи» с нее варенье сверху вниз (проведите языком по губе и уберите его за верхние зубы). Положите язык на нижнюю губу, «слижите» с нее
«варенье» снизу вверх и уберите язык за нижние зубы.

10 упражнение:
Сделаем для чая
чашечку. Улыбнись, широко открой рот. Края языка прижми к верхним зубам. Сделай еще чашечку для мамы и папы.
Повторить упражнения 3 раза.

Пора отдохнуть.

11 упражнение:
Надуй щеки, как будто надуваешь воздушный шарик. Нажми на щеки пальцами и… шарики лопнули, пропали! Здорово! Весело надувать шарики, а потом их лопать!
Поиграй еще раз.

12 упражнение:
А шарик решил поиграть с тобой в
«догонялки»: то водной щеке надуется, то в другой. Так и перекатывается шарик из щеки в щеку. Шарик и тебя зовет в догонялки поиграть.

13 упражнение:
Твой язычок хочет покататься
«на каруселях». Покружим его, только медленно, неторопливо. Выполняй круговые движения языком по часовой стрелке и против часовой по губам.
Повтори несколько раз.

14 упражнение:
А на
качелях еще веселее кататься! Вверх – вниз! Вверх – вниз! Крепче держись! И язычок катается вместе с тобой. Рот широко открой, язык то поднимается верх за верхними зубами, то опускается вниз за нижними зубами.
Повтори 4 раза.

15 упражнение:
Давай покатаемся
на лошадке. Сели на лошадку и поскакали. А язычок рад стараться, цокает, как лошадка копытами, прищелкивая.

16 упражнение:
Весело! Широко
«улыбнись», а потом спрячь улыбку и улыбнись снова.
Повторить упражнение несколько раз.

Пора отдохнуть!

17 упражнение:
Давай соберем грибы! Нужно присосать язык к небу, словно шляпку гриба. Крепкий гриб получился. Щелкнул язычок – сорвали гриб. Новый
грибок нашли и опять сорвали. Вот целая корзинка и набралась.

18 упражнение:
На полянке стоит избушка. В избушке
«старушки-болтушки» живут. Целый день болтают: «Бл-бл-бл». Язык быстро делает движения взад-вперед. Включая голос. Совсем заболтали старушки язычок.

19 упражнение:
Вдруг затикали часы: «тик-так, тик-так». Рот малыша приоткрыт, язык делает движения вправо-влево к уголкам губ, а взрослый синхронно озвучивает движение: так-так. Кукушка из часов выскочила и закуковала: тонкий напряженный язычок вытянуть вперед и убрать 10 раз под родительские «ку-ку».
Пора отдохнуть.

20 упражнение:
Покажи, как ты хмуришь брови. Вот так. Губы надуй. Вот так.
Покажи несколько раз.

21 упражнение:
Вытяни вперед тонкий и крепкий язычок. Посмотри, какая чудесная
иголочка получилась! Теперь нитки нужны.

22 упражнение:
Подогни кончик языка вниз, как можно глубже вовнутрь. Вот и получилась
катушка с нитками.
Повторить упражнения 10 раз.
Давай постучим язычком как
молоточком. Кончик язычка ударяет за верхними зубами, подражая молоточку. Включается голос: т-т-т-т-т…


1.Нюша в зеркало смотрелась, улыбалась и вертелась (и-и-и -улыбка)

2. Зубки белые почисть, ну и с Крошем подружись (почистить зубки)

3. Лосяш по городу бежит и копытами стучит (поцокать языком)

4.Эй, Кар -карыч не зевай, ты с Сережей поболтай! (индюк)

5.Ну-ка, язычок -проказник, Кар -карыча подразним (загоним мяч в ворота)

6.Дзинь -дзинь звонит звонок!

7) Крош стучит на барабане -он сегодня очень занят: д -д -д-д-д

8)Би-би решил роботом стать: р-р-р-р

9) Песенка для мамы: ла-ла-ла

10)Копатыч колет дрова -порубить язык

11) Бараш нарубит овощей и для супа и для щей (порубить язычок)

12) Ежик елку наряжал и все время он чихал (апри -апри-апри)

Сказочные истории из жизни Язычка

История 1. Домик для Язычка

     Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь — губы, вторая дверь — зубы.


     В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.


     А потолок был твердым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком-увуля.


     Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, Даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное — не было сквозняков.

История 2.  Язычок делает ремонт

     Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь — губы, затем вторую двёрь — зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)


     Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребенок двигает языком 5—10 раз вперед-назад и из стороны в сторону по нёбу -
упражнение «Маляр».)


     Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щек обоями. делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху - вниз по внутренней стороне обеих щек.)


     После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.)


     Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы -
упражнение «3абор».)

История З.  Язычок делает покупки

     Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому прежде всего он решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходик с маятником, который двигался из стороны в сторону. (Движения языка из одного уголка рта в другой, рот открыт -  упражнение «Часики».)
     У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в нескольких местах касается округленных губ, указывая расположение цифр на циферблате)

.
     Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: «Тик-так, тик-так!», а каждый час били: «Бом-бом-бом!» (Дети повторяют.)


     Еще Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий  язычок в форме чашечки поднимается к верхним губам, губы остаются неподвижными -
упражнение «Чашечка».) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щек.)


     Язычок купил также сковородку, на ней он пек блины, которые очень любил. (Сделать язык широким и плоским как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт, губы не напряжены —
упражнение «Блинчик».)


     Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение,  иногда даже облизывались от удовольствия. (Широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз 5—10 раз; рот открыт -
упражнение «Вкусное варенье».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...