Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии по теме

Разумец Александра Владимировна

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhna_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx315.03 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту".Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ следует выполнять ежедневно по 5-10 минут (3-4 упражнения, можно в несколько приемов). Помните о том, что для ребенка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить малыша.

Статические упражнения для языка

"ЛОПАТОЧКА". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a1.png

"ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a2.jpg

"ИГОЛОЧКА". Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a3.jpg

"ГОРКА", "КИСКА СЕРДИТСЯ". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a4.jpg

"ТРУБОЧКА". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a5.jpg

"ГРИБОК". Рот открыт. Язык присосать к небу.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a6.jpg

Упражнения для губ

"УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

"ЗАБОРЧИК". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a7.jpg

"ТРУБОЧКА". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

"ХОБОТОК". Вытягивание сомкнутых губ вперед.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a8.jpg

"БУБЛИК", "РУПОР". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

"ЗАБОРЧИК - БУБЛИК"; "УЛЫБКА - ХОБОТОК". Чередование положений губ.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a9.jpg

Динамические упражнения для языка

"ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a10.jpg

"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a11.jpg

"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a12.png

"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a13.jpg

"ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно, сильно, громко, тянуть подъязычную связку. Челюсть не двигается.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a14.jpg

"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a15.jpg

"МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

http://logoped.azurewebsites.net/img/a16.jpg

"ШМЕЛЬ". Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос (слышится зж-зж).

http://logoped.azurewebsites.net/img/a17.jpg

"БАРАБАНЩИКИ". Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося "д-д-д-д".

http://logoped.azurewebsites.net/img/a18.png

"ИНДЮК". Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: "бл-бл" (как индюк болбочет).

http://logoped.azurewebsites.net/img/a19.png

"ФОКУС". Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык "чашечкой" высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.+

http://logoped.azurewebsites.net/img/a20.png