Главные вкладки

    "Для чего нужна артикуляционная гимнастика и речевое дыхание?"
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Филиппова Лариса Валерьевна

    Консультация для родителей 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyacionnaya.docx20.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ    ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

    Для чего нужна артикуляционная гимнастика и речевое дыхание?
    Естественное желание любой любящей мамы – чтобы малыш как можно раньше научился говорить, четко произносить звуки. Для этого мало постоянно разговаривать с ребенком, хотя это безусловно, необходимо для становления и понимания речи. Но чтобы кроха мог освоить речь и правильно проговаривать звуки – очень важно развивать у него речевое дыхание и проводить с ним артикуляционную гимнастику.

    «Сеансы» артикуляционной гимнастики также позволяют справиться с возможными проблемами в будущем: устранить вялость языка (как мы говорим – «каша во рту»), а также улучшить его кровоснабжение.
    Артикуляционная гимнастика для детей первого года жизни
    Для самых маленьких
    Уже с первых месяцев жизни малыша можно начать, при переодевании ребенка, во время игры с ним, фыркать, цокать, делать губы трубочкой, вытягивать язык, шлепать губами.

    Произносите разные звуки, в том числе неречевые: писк, фырканье, уханье и т. д. При этом старайтесь утрированно произносить слоги: широко открывайте рот, вытягививайте губы в трубочку и тому подобное, чтобы кроха не просто слышал, но и наглядно видел, чем «ко-ко» отличается от «ку-ка-ре-ку»!
    На разные голоса
    Расскажите крохе, как «говорят» разные животные: как мяукает кошка, как блеет барашек, как поет кукушка. Делайте это нужно с чувством, различными интонациями и на разные голоса. Эти несложные занятия станут и демонстрацией артикуляционных упражнений, и развитием речевого фонетического слуха у младенца.
    Игровые упражнения
    Когда малыш станет немного постарше, пора приступать к специальным упражнениям – в непринужденной игровой форме. Эти занятия займут всего несколько минут – а пользу от них трудно переоценить.

    Хорошо будет делать их перед зеркалом, но не пренебрегайте и временем одевания, купания, прогулки и трапезы (например: облизать по кругу губки, ложку, попытаться достать до носа языком и подобное, в том же духе).
    Постарайтесь для этого выбирать время, когда ребенок находится в хорошем настроении.

    Вы, как никто другой хорошо знаете индивидуальность своего ребенка, поэтому не требуйте от него того, что он заведомо сделать не сможет, начинайте с самых простых упражнений. С другой стороны - чем больше растет ребенок, тем интереснее можно упражнения усложнять.

    В процессе игры Вы объясняете движение и показываете, как его делать. Привлекайте к гимнастике сюжеты, рассказы, игрушки – так, чтобы ребенок был активно заинтересован происходящим. И тогда он с увлечением будет повторять за Вами. Вот некоторые примеры игровых упражнений для развития артикуляции:

    • Упражнение «Жарко-холодно»
    Широко откройте рот (жарко), затем закройте рот (холодно).
    • Упражнение «Шарик во рту»
    «Показать фокус? Смотри малыш – у меня во рту шарик!» Надуйте щеки, через 2 секунды - сдуйте щеки, как будто проглотили шарик – «Я его проглотила!». Откройте широко рот. «А ты так сможешь?»
    • Упражнение «Вкусное варенье»
    Оближите сами себе губы по кругу, попробуйте дотянуться до носа, подбородка, щек языком (представьте, что вы выпачкались в варенье).
    • Упражнение «Киска-лакомка»
    «Киска любит лакать молочко – вот так!» Оближите тарелочку, как это делают кошки.
    • Упражнение «Зайчик-барабанщик»
    Приоткройте рот и побарабаньте язычком по верхним и нижним зубам (будто барабанщик).
    • Упражнение «Слон на водопое»
    «Киска пьет водичку язычком – а как это делает слоник? Вот так!» Вытяните вперед губы трубочкой, образуя «хобот», и сделайте вид, что Вы набираете водичку – втягиваете в себя воздух, слегка причмокивая.
    • Упражнение «Хомячок спрятал орешки»
    Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».
    • Упражнение «Лошадка»
    У Вас есть игрушечная лошадка? Просто поиграйте с ней: цокайте языком – «Цок! Цок! Цок» (лошадка скачет), «Но-Но, лошадка!», а она в ответ: «Фыр! Фыр!» (пофыркайте). Затем спросите у ребенка: «Как скачет лошадка? Как она фыркает?»
    • Упражнение «Заборчик»
    Улыбнитесь, с напряжением обнажив зубы (похоже на заборчик) - «У моего язычка есть заборчик!»
    • Упражнение «Паровозик»
    Покажите в книжке на картинке, или поиграйте паравозиком-игрушкой, погудите: «ТУ-ТУ», сложив губы трубочкой.
    • Упражнение «Пароходик»
    Пароход гудит – приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».
    • Упражнение «Ходики»
    Если есть возможность – покажите малышу часы с маятником, и в то же время - подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, как это делают ходики.
    • Упражнение «Море волнуется»
    Изобразите ребенку море - на вдохе плавно поднимаем руки вверх, на выдохе - опускаем, тянем звук «ш-ш-ш».
    Игровые упражнения – в сказке
    Расскажите и наглядно покажите малышу сказку, например такую:
    «Наступило утро, язычок проснулся и открыл свое окошко (открываем рот), смотрит язычок вверх, «Где же наше солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа). «А кто у нас гуляет во дворе?» - смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке), потом - смотрит направо (вытягиваем к правой щеке). «А где же наш Сереженька (имя ребенка)? Тут наш Сереженька! (имя ребенка) – Приве-е-ет!!» - приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону. «Пока!» - помашите языком вверх-вниз».
    Вскоре Ваш кроха начнет за вами повторять – и это будет для него самая настоящая артикуляционная гимнастика.
    Развитие речевого дыхания
    Для чего нужны тренировки речевого дыхания?
    В образовании звуков принимают прямое участие так же и легкие, правильное дыхание - дает силу звучания нашему голосу. У детей младшего возраста часто бывает сбивчивое, прерывистое дыхание. А некоторым - трудно сделать длинный выдох, также чередовать выдох и вдох носом, затем ртом и т.д. Конечно же, это мешает ребенку правильно и выразительно говорить. Предотвратить, а также исправить эти проблемы могут тренировки речевого дыхания.
    Тренировки речевого дыхания в игре
    Тренировки речевого дыхания, как и артикуляционную гимнастику можно проводить в любое время и при разных ситуациях. Например: когда читаете малышу сказки, стихотворения. Если, к примеру, в тексте упоминается ветер – тут Вы учите кроху дуть - дуйте в воздух со звуком, он наверняка начнет вторить Вам. А также научите ребенка дуть на горячее, вдыхать нужно носом, а выдыхать - ртом, также можно научить согревать дыханием поднесенные к губам замерзшие ручки.
    Примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания:
    • Упражнение «Снежинка»
    Сделайте для ребенка крохотный кусочек распушенной ватки, или вырежьте из бумажки: «Это снежинка! Когда дует ветер – она летает!» - дуйте на нее (округленными губами, плавно), а вдыхайте через нос.
    • Упражнение «Бабочка»
    Вырежьте из бумаги бабочку, прикрепите к ее на ниточку, она очень натурально порхает, если на нее подуть. Дуть нужно долго, стараться плавно выдыхать весь воздух.
    • Упражнение «Дерево»
    Достаточно вырезать из бумаги несколько полосок, приклеить их к палочке или карандашу – вот и получилось дерево! И пусть Ваш «ветер» будет колыхать «листья».
    • Упражнение «Задуваем свечку»
    Тренируемся к предстоящему дню рождения - подуйте вместе на пламя свечки. Дуйте плавно и легко. Выдох не был резким,
    • Упражнение «Ветряная мельница»
    Приобретите вертушку или игрушечную мельницу, и научите кроху дуть на нее так, чтобы ее крылья-лопасти быстро и долго вертелись.
    • Упражнение «Перелеты птиц»
    Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги птичек, положить их у самого края стола. При команде: «птички полетели», дуйте вместе. Дуть нужно стараться только один раз, и выдох должен быть максимально долгим, выиграет та птичка – которая улетит дальше других.
    • Упражнение «Играем в собачку»
    Покажите малышу, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите – как она может обнюхивать носиком – учащенно дыша носом.
    • Упражнение «Дудочка»
    Дуть в дудочку или свисток – замечательное развлечение для любого малыша!!!
    • Упражнение «Одуванчик»
    На прогулке сорвите отцветший одуванчик и научите ребенка дуть на него, сдувая пушинки-семена. Следите за тем, чтобы ребенок упруго и хорошо надувал щечки.
    • Упражнение с водой «Буря»
    Эксперимент: малыш дует в соломинку (для коктейлей), а другой ее конец опущен в воду (или напиток) – вот какая «буря» в стакане получается!
    • Упражнение «Ароматный цветочек»
    Часто дети не различают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох – ртом и носом. Попробуйте научить кроху нюхать цветочек – сделайте утрированный вдох носом, а затем с блаженством выдохните: «А-а-а!».

    На этом все - не огорчайтесь, если с первого раза у Вашего ребенка не получается то или иное упражнение. Будьте терпеливы, и чаще хвалите действия малыша. Будьте уверенны – при регулярных занятиях по артикуляционной гимнастике и развитию речевого дыхания - Вас ждет непременный успех.
    Статья написана в соответствии с рекомендациями Н. Кулаковой
    (кандидата филологических наук, психолога, логопеда)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Буклет

    Буклет предназначен для родителей детей, посещающих логопедическую группу...

    Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

    Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

    Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

    Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

    Консультация для родителей и воспитателей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

    Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность осво...

    Буклет "Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"

    Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?...

    ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?

    Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с],...


     

    Комментарии

    Байкина Екатерина Васильевна

    Помним мы, как наши дети
    Начинали говорить,
    Только маме речи эти
    Надо всем переводить.
    В детский сад пошли ребятки,
    Много нужно им успеть.
    Со словами все в порядке,
    Маме в школе не краснеть.

    Филиппова Лариса Валерьевна

    спасибо Екатерина Васильевна