Развитие двигательной функции рук у дошкольников с ДЦП как необходимое условие формирования изобразительной деятельности
методическая разработка по коррекционной педагогике

Аникеева Инна Александровна

Методическая разработка для педагогов  "Развитие двигательной функции рук у дошкольников с ДЦП как необходимое условие формирования изобразительной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_dvigatelnoy_funktsii_ruk_u_doshkolnikov_s_dtsp.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аникеева Инна Александровна

воспитатель,

казенного общеобразовательного учреждения Омской области

«Адаптивная школа — детский сад № 301»

Развитие двигательной функции рук у дошкольников  с ДЦП

 как необходимое условие формирования изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста как нормально развивающихся, так и с ограниченными возможностями здоровья, в частности дошкольников с детским церебральным параличом (далее ДЦП). Она способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, познавательному развитию, развитию пространственного и зрительного восприятия, мелкой моторики.

Изобразительная деятельность невозможна без достаточного развития движений руки. Однако у детей с ДЦП нарушена двигательная функция рук, особенно с гиперкинетической формой. Поэтому необходимо разработать систему коррекционно-развивающих упражнений и специальных приемов для развития и коррекции двигательной функции руки у дошкольников с ДЦП как необходимого условия формирования изобразительной деятельности, что впоследствии положительно отразится на формировании навыка письма.

К таким коррекционно-развивающим методам и приемам отношу и использую:

  1. упражнения, направленные на нормализацию тонуса мышц пальцев и кистей рук, подготовки их к предстоящей работе:
  • игровой массаж и самомассаж кисти и пальцев рук, сопровождающийся чтением коротких стихотворений и четверостиший.

При разучивании массажного движения дети сначала выступают как пассивные исполнители, педагог сам массирует пальцы или кисть ребенка, а по мере его разучивания дошкольники начинают проговаривать слова четверостиший, более сохранной рукой массажируют пораженную. Педагог массажирует сохранную руку. Начинается и заканчивается самомассаж с поглаживания кистей рук. Упражнения провожу как с предметами (су-джок терапия), так и без предметов.

  • пальчиковая гимнастика, где ребенок выполняет упражнение сначала более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе.

Данные упражнения рационально проводить в ходе непосредственной образовательной деятельности перед самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников.

  1. упражнения для формирования 3-х-точечного карандашного захвата при непосредственном овладении карандашом.

В зависимости от степени поражения двигательной функции кистей и пальцев рук упражнения могут выполняться как пассивно, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, и приемом «рука в руке»  взрослый рукой ребенка проводит линии, контуры изображаемых предметов, закрашивает их, оречевляя совместные с ребенком действия, так и активно, когда ребенок может самостоятельно принять 3-х-точечный карандашный захват после показа педагога.

С такими детьми рационально отрабатывать движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого.

«Мышеловка» - ребенок берет карандаш и крепко удерживает его пальцами - мышка в мышеловке - педагог тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево, с одного и другого конца. «Калитка» - ребенок берет карандаш, а затем поднимает и опускает указательный палец, преодолевая сопротивление со стороны взрослого [2, с. 18].

  1. специальные тренировочные упражнения: расстановка на бумаге на различном расстоянии точек; проведение прямых горизонтальных, вертикальных и косых линий от точки до точки; рисование различных геометрических фигур: овалов, кругов, полукругов контрастных размеров; рисование по пунктирным линиям; штриховка предметных изображений; раскрашивание раскрасок.

Особый интерес вызывает у дошкольников графическое упражнение «Улитка», где ребенок, начиная с объемного витка максимального размера не отрывая карандаша, чертит всё меньше и меньше витков и заканчивает точкой - «раскручивает улитку» - или наоборот «закручивает улитку» - начиная с точки постепенно увеличивает витки до максимального размера [1, с. 33]

  1. дополнительные средства оборудования для снижения противодействия гиперкинезов: утяжеленный браслет на запястье руки для ограничения подвижности руки, специальный планшет для фиксирования бумаги, тренажер для письма, помогающий формировать 3-х-точечный карандашный захват, трафареты.

Часто дети испытывают затруднения при противопоставлении большого, указательного и среднего пальцев. Для его преодоления можно предложить следующие упражнения:

  • руки лежат на столе, предплечье фиксирует взрослый. Ребенок старается взять большим, указательным и средним пальцами палочку, мелок, карандаш, ручку, приподнять на 10–12 см над столом, а затем опустить;
  • перед ребенком на столе ставится открытая коробочка со счетными палочками. Ребенок должен брать палочки из коробочки и складывать их под рукой (рука лежит близко к коробочке), стараясь не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и средний пальцы, и так же сложить всё обратно;
  • тремя пальцами слегка нажимать на игрушку «скачущая лягушка», вызывая ее передвижение;
  • раскатывать на доске указательным и средним пальцами одновременно и по очереди комочки пластилина; раскатывать на весу комочек пластилина большим и указательным пальцами (большим и средним, большим, указательным и средним);
  • прокатывать, вращать спичку (карандаш) между большим и указательным; большим и средним; большим, указательным и средним пальцами правой руки [1, с. 31]
  • «Пальчиковые шаги» - дети должны пальцами пройти по дорожкам, кружочкам, равноудаленными друг от друга [3, с. 3-31]

Предложенные выше коррекционно-развивающие упражнения, необходимо проводить в процессе индивидуальной коррекционной работы в ходе режимных моментов, так как улучшение двигательной функции рук ребенка наступит лишь тогда, когда коррекция нарушений проводится систематически, направленно и планомерно.

Литература

  1. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации; Сост.: Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А., Кутепова Е. Н. — М.; СПб.: Нестор-История, 2012. — 216 с.
  2. Кузнецова Г. В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста, страдающих различными формами детского церебрального паралича: Автореф… дис. канд. пед. наук. — Москва, 2000. - 24 с.
  3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП».

Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП»....

Технология развития двигательных функций с применением нестандартного оборудования у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата наиболее доступный и эффективный - игровой метод.  Он даёт возможность в полной мере воздействовать на ребёнка, раскрывать  компенсатор...

мастер класс для воспитателей "Двигательная активность детей в детском саду, как необходимое условие формирования правильной осанки"

В основе профилактики и нарушения осанки лежит общая тренировка организма ребенка. Для этого я подобрала специальный комплекс коррекционной гимнастики, так как она улучшает кровообращение, помогает но...

Презентация выступления на районном семинаре «Двигательная активность ребенка дошкольного возраста, как необходимое условие укрепления здоровья»

Двигательная активность дошкольников должна составлять 50% периода бодрствования.Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на должном уровн...

Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника

АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...

Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника

АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...